Трансформация "восточной модели" хозяйственного развития. Индия

Экономическое развитие Индии в период, который в Европе получил название "феодализм", отличалось своеобразием и спецификой. Оно в значительной степени напоминало "азиатскую" хозяйственную модель с ее стремлением к неизменности и традиционности.

Индийская цивилизация сложилась в результате миграции индоевропейских племен. Объединившиеся на рубеже III-II тысячелетий до н.э. в районе Причерноморья и Прикаспия индоевропейские племена с начала II тысячелетия до н.э. начали расселяться в разных направлениях. В середине II тысячелетия до н.э. часть их осела в долине Ганга. Они стали называться индоарии. Происхождение слова "арья" (агуа) неизвестно. Исследователи предлагают различные его толкования. В настоящее время принята наиболее употребительная интерпретация индолога из ФРГ П. Тиме: арий (ari) означает "гостеприимный", а также "человек благородного происхождения". В этом смысле это слово часто встречается в большинстве письменных памятников древней Индии. "Арья" (арий) использовалось для обозначения "благородного", а затем "свободного" человека. Ариями называли себя представители знатного рода и племени, занимавшие руководящее положение в племенных союзах. Успешному утверждению на новых землях ариям способствовал высокий уровень материальной культуры - использование металлических орудий труда, в том числе плуга, удобрений, ирригационных устройств, транспорта, достаточно развитое ремесло. Постепенно они вытеснили или ассимилировали немногочисленные местные племена.

Выше всего индоарии ценили собственную этническую и религиозную общность, религиозные нормы. В процессе борьбы за этническую чистоту и стерильность сложилась система варн (в переводе с индоевропейского - "вид", "разряд", "цвет").

Верховное положение занимала варна брахманов (brahmana - знающий священное учение). В нее входили представители царских родов и жрецы. Установлению социального превосходства брахманов над другими членами общества способствовала мифическая теория об их происхождении. Согласно ей брахманы были созданы из самой "чистой" части тела Брахмы. Устами брахманов, достигших высшей степени совершенства, боги общаются с людьми.

Следующей была варна кшатриев (ksatruya - наделенный могуществом). В нее входила военная знать. Имея в своих руках материальные ресурсы и военную силу, именно ее члены обладали реальной властью в стране.

Основная масса общинников образовывала третью Варну - варну вайшьев (vaisva - наделенный имуществом). Она состояла из земледельцев, скотоводов, ремесленников и торговцев, которые являлись основным податным населением. Ее члены имели право владеть землей и имуществом, однако им отводилась незначительная роль в государственном управлении.

Позднее оформилась варна шудр. Ее члены занимались физическим трудом и по своему положению были самыми ущемленными в правах членами общества, находились в самом низу социальной лестницы. Шудры не имели права участвовать в управлении государством, занимать должности в государственном аппарате, осуществлять отправление культов и жертвоприношения богам, а порой даже вести самостоятельное хозяйство. Они занимались тяжелыми и презираемыми видами труда.

Первые три варны (брахманов, кшатриев, вайшьев) являлись почетными и были генетически связаны с индоариями. Четвертая (низшая) состояла из подчиненных аборигенных племен, неимущих и неполноправных неариев.

Сложившаяся система поддерживалась непререкаемыми религиозными нормами. Границы между варнами были непреодолимы. Человек, рожденный в определенной варне, навсегда принадлежал ей, переход из одной группы в другую и смешанные браки запрещались. Система варн со временем трансформировалась в сложную, дробную и строго иерархически организованную систему джати, что означает род, племя, происхождение. Португальское слово каста является довольно точным переводом этого слова.

Касты представляли собой замкнутую группу людей, обычно наследственно занятых определенным видом деятельности. В касты объединялись мелкие специализированные группы старых варн, индианизировавшиеся жители юга, представители осевших в Индии иноплеменников-завоевателей и т.н. Включение человека в ту или иную касту обеспечивало ему место в системе социально-сословных связей. Человек или группа лиц, оказывавшиеся вне этой системы, находились на положении изгоев.

Отличительной чертой каст являлось корпоративное устройство. Они имели четкую внутреннюю организацию (органы управления, кассы взаимопомощи, внутренний регламент профессиональной деятельности), ритуалы, обряды, нормы внутреннего и внешнего общения, обычаи, привычки, кухню, украшения, кастовые знаки и т.п. Каста строго стояла на страже интересов и оказывала материальную и моральную поддержку каждому своему члену, помогала найти и получить обусловленную нормой плату за работу и т.п. Таким образом, каста представляла собой союз людей, объединенных общей хозяйственной деятельностью, исповедующих общие морально-этические ценности и нормы, живущих по определенным правилам. Кастовая система дожила и до наших дней.

Основы индийского "феодализма" были заложены при участии государства в IV-XII вв. Он существенно отличался от европейского феодализма, в первую очередь, преобладанием государственной собственности на землю.

Подавляющее большинство земельных пожалований в Индии носило условный характер. Они предполагали уплату определенной денежной суммы, размер которой для каждой местности определяли государственные чиновники. Индийский землевладелец не вмешивался в вопросы землепользования. Налог взимался только с обрабатываемой площади, поэтому он стремился увеличить размер пахотной земли, устанавливая в течение ряда лет налоговые привилегии поднимавшим целину земледельцам-общинникам, поощрял тех, кто засевал землю высокотоварными или интенсивными культурами.

Норма эксплуатации в Индии была сравнительно низкой - общины платили государству 1/6 урожая, такими же были и пошлины с городского населения, ремесленников и торговцев. Налоги государству платила община. Причем внутри общины свою долю вносили все те, кто считался полноправным членом общины и производил сельскохозяйственные продукты. При этом доля богатых была большей. Налоги платили имущие как в деревне, так и в городе. Таким образом в основе установления размера налогов был заложен принцип социальной справедливости.

Уже на ранних этапах развития индийского общества земледелец-общинник мог передавать землю по наследству, отчуждать ее путем продажи и дарения при соблюдении некоторых традиционных общинных ограничений, внося установленный налог-ренту государству или тому лицу, которому правитель поручал собирать налоги.

В XII в. большая часть Индии была завоевана мусульманами, создавшими Делийский султанат, который, в свою очередь, в 1526 г. пал под натиском Великих моголов.

Мусульманское завоевание способствовало укреплению сложившегося социально-экономического порядка. Это было достигнуто путем усиления государственного влияния на экономическую жизнь, создания мощного централизованного аппарата и роста государственной земельной собственности. Государство формировало особый тип бюрократии, для которой жалованье было единственным источником доходов. В "средневековой" Индии, например, существовал обычай, по которому все состояние умершего переходило в собственность наместника верховного правителя (раджи), а его родственники довольствовались лишь пенсией, позволявшей влачить полунищенское существование.

Все завоеванные земли первоначально попадали в государственный фонд - халиса (от арабского - "чистый", "свободный"). Налог с таких земель собирался специальными правительственными чиновниками (заминдарами) и поступал в финансовое ведомство. В сборщиков государственных налогов превращались феодалы, которым разрешалось удерживать часть податей. Правительство не вмешивалось в их дела, пока они исправно выполняли возложенные на них обязанности. Заминдары могли передавать свою должность по наследству, делить и даже отчуждать, расширять земельные угодья. Они сами устанавливали нормы ренты и порой вели собственное хозяйство с помощью зависимых или наемных работников. Но государство в любой момент могло отобрать заминдарское владение и передать его другому лицу. Эти земли составляли незначительную часть земельного фонда страны - не более 1,7% всей обрабатываемой земли.

Основная часть государственных земель была роздана в условное держание мусульманской прослойке (икта), что напоминало западноевропейский "бенефиций". Получая земельное владение, его владелец обязан был нести постоянную военную службу, поставляя в армию воинов. Икта не была наследственным держанием, а иктадаров перемещали в соответствии с требованиями службы. Большую часть собираемых оброков они передавали государству.

Подобная система подрывала финансовую основу государства, поскольку иктадары стремились превратить условное пожалование в наследственное. В 1398 г. войска Тамерлана нанесли сильный удар по Делийскому султанату. Итогом явилась утрата государством контроля над икта. Иктадары перестали платить налоги в казну и превратились в полноправных земельных собственников.

В Могольской империи существовала частная земельная собственность, принадлежавшая местным князьям или предводителям племен, которые были обязаны уплачивать определенную ежегодную дань, по требованию государя выступать в поход со своим ополчением. Эти лица могли передавать земли по наследству с согласия верховного правителя, устанавливать ренту-налог. Такого рода земельные наделы находились главным образом на окраинах или в труднодоступных для могольской конницы холмистых местах.

Султан дарил землю главным образом суфийским шейхам и мусульманским богословам, в отдельных случаях и лицам недуховного звания. Эти владения составляли около 3% по отношению к государственным землям.