Трансформация видов труда в современных условиях

Труд и предпринимательская способность в экономической теории считаются разными факторами производства, приносящими их владельцам доход в виде заработной платы и прибыли. Подобный доход следует отличать от дохода от владения данным бизнесом, который можно назвать нетрудовым доходом, как, скажем, арендную плату, дивиденды по акциям, проценты по облигациям или депозитным вкладам. Хотя, конечно, нетрудовой доход, получаемый в настоящее время, не исключает того, что в прошлом человек купил доходные активы на деньги, заработанные собственным трудом. Сложнее обстоит дело с вознаграждением за риск, который присущ любому предпринимательству: трудовым подобный доход назвать сложно (иначе ставки в тотализаторе или иное участие в азартной игре тоже следовало бы считать трудом); к нетрудовому же его можно отнести разве что по аналогии с доходами от рисковых активов. Доход от инвестиций в венчурный бизнес, рискованный по определению, является нетрудовым как доход от инвестиций в такой актив; трудовой доход приносит лишь деятельность, и если она осуществляется в сфере повышенного риска, то это ничего не меняет по существу.

Предпринимательский труд не имеет главной движущей силой личное обогащение. Те, кто, не внеся вклада в создание национального продукта, заработали на его перераспределении и заработанные деньги вложили не в производство, а в личное потребление (особняки и "мерседесы"), являются "новыми русскими", а не предпринимателями.

Существует немало определений предпринимательства и предпринимателя (табл. 2.2.), причем в некоторых из них подчеркивается неизбежность риска.

Таблица 2.2. Эволюция понятий "предприниматель" и "предпринимательство"*

Временной

период

ОГЛАВЛЕНИЕ понятия

Средние

века

Человек, занимающийся внешней торговлей; организатор парадов, балаганов и представлений; лицо, отвечающее за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов

XVII в.

Лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее. Такой человек берет на себя полноту финансовой ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удается уложиться в меньшую сумму, то разницу он присваивает себе

1725 г.

Ричард Кантильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска

1797 г.

Карно Бодо: предприниматель –лицо, несущее ответственность за предпринимательское дело, тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием

1803 г.

Батисс Сэй: доход на капитал отличается от предпринимательского дохода

1876 г.

Франсис Уокер: следует различать тех, кто представляет капитал и получает за это процент, и тех, icto получает прибыль благодаря своим организаторским способностям

1934 г.

Йозеф Шумпетер: предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии

1961 г.

Дэвид Маклелланд: предприниматель – это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска

1964 г.

Питер Друкер: предприниматель – это человек, использующий новую возможность с максимальной выгодой

1975 г.

Альберт Шапиро: предприниматель – это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы, действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу

1983 г.

Гиффорд Пиншо: интрапренер – это антрепренер, действующий в условиях уже существующего предприятия, в отличие от собственно антрепренера-предпринимателя, создающего новое предприятие

* Блинов А., Голаенко Н. Малый бизнес в России: вчера, сегодня и завтра. Краснодар, 1996. С. 24–25.

В связи с формированием рыночных отношений в отечественной экономической литературе также наметился большой интерес к исследованию категории "предпринимательский труд", которое реализуется по следующим направлениям.

Первое направление – это определение предпринимательского труда как самостоятельной инициативной экономической деятельности, ориентированной на получение прибыли.

Словарь по социальному управлению дает следующее определение: предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан коллективов, направленная на получение прибыли, основанная на использовании всех форм собственности.

Ориентация на получение прибыли является в рамках этого направления доминирующим фактором, обеспечивающим выживание хозяйственной единицы. Присутствие элементов новаторства в предпринимательской деятельности не вызывает возражений, но они не относятся к побудительным мотивам хозяйствования.

Второе направление, не отрицая наличия прибыли как цели предпринимательской деятельности, в качестве ведущего признака, определяющего сущность предпринимательства, выделяет "совокупность отношений по поводу осуществления новых комбинаций ресурсов и достижение на этой основе наибольшей эффективности производства".

К третьему направлению можно отнести определения, которые рассматривают предпринимательство не как обычную трудовую деятельность, а как творческую активность. Субъекты этой деятельности обладают определенным образом мышления, особым стилем и типом хозяйственного поведения. Основные черты предпринимательской деятельности – новаторство, ориентация на перемены, творческая энергия и др. Двигателем предпринимательства называются потребности и интерес.

Четвертое направление исследователей рассматривает предпринимательство как систему хозяйственной деятельности. Здесь сторонники этой теории выделяют в категории предпринимательства три органически взаимосвязанных компонента – личностный (предприниматель), экономический (процесс получения сверхприбыли) и организационно-экономический (организация и управление процессом производства, обмена, распределения).

Суммируя, можно сказать, что все эти направления учитывают накопленный за рубежом опыт: категория предпринимательства связывается либо с собственностью (как у классиков), либо с инновационным развитием (как у Й. Шумпетера), либо с творческим духом и энергией (М. Вебер, В. Зомбарт).

Предприниматель по своей природе – инноватор, человек с особым социопсихологическим профилем. Его миссия в умении:

• активизировать дремлющие экономические возможности, вовлечь их в оборот, пустить на благо людям, а не прятаться в тень, получая сверхприбыль запрещенными методами;

• организовать производство, соединив вместе экономические ресурсы (труд, землю и капитал) для выпуска товаров и услуг;

• принимать управленческие решения, определяя, что и как производить, где и как реализовывать и т.п.;

• рисковать, поскольку любое решение в условиях свободы выбора сопряжено с риском неудачи;

• внедрять новшества, применять новые технологии и методы организации производства и сбыта продукта.

Далеко не каждый работодатель является одновременно и предпринимателем; последнего отличает постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов. В условиях рынка нет ничего постоянного, все циклично: за взлетом следует снижение деловой активности, затем вновь начинается оживление. Неопределенность и неустойчивость, постоянные изменения порождают риск как неотъемлемую черту предпринимательской деятельности. Осуществление перемен – это нормальное состояние бизнеса. Принятие большинства решений в бизнесе сопряжено с риском. Решения, принятые предпринимателем без элемента риска, по сути, и не являются решениями. Известный японский предприниматель Кадзума Татеиси говорил, что когда дело доходило до принятия решения, он всегда придерживался правила "70/30". Если на 70% уверен в успехе дела, то дает свое согласие, а оставшиеся 30% – сомнения – становятся стимулятором для рассмотрения мер, которые следует принять в случае неудачи. "Но в наш стремительный век, – добавляет он, – даже правило “70/30” несколько ограничивает свободу действий. Иногда наилучшим средством служит правило “30/70”".

Предприниматель имеет право только на обоснованный риск, который обеспечивается в условиях недостатка информации его профессиональной интуицией. Банкротство для предпринимателя – это не просто потеря деловой репутации, а потеря статуса предпринимателя.

Реализация способностей предпринимателя к обоснованному риску и инновационной (тоже рисковой) деятельности является основным источником предпринимательского дохода. Поэтому доход предпринимателя (его прибыль) часто называют разновидностью трудового дохода, ведь это вознаграждение за деятельность, за управленческие, организаторские усилия.

Несмотря на важные, сущностные различия между трудом и предпринимательской способностью как факторами производства, предпринимательская деятельность имеет немало общего с деятельностью трудовой: достаточно посмотреть на уже рассмотренные определения труда, чтобы это заметить.

Какими же личными качествами должны обладать люди, способные выполнять предпринимательскую функцию (не секрет, что только около 15% населения способны стать хорошими менеджерами и лишь 6% – хорошими предпринимателями). Большинство авторов в первую очередь обращают внимание на психологический склад человека, тип характера. При этом подчеркиваются очень разные свойства:

• интеллект и нацеленность на новое знание (И. Кирцнер);

" воображение и изобретательность (Дж. Шэкль);

• личная энергия и воля к действию (Й. Шумпетер, Ф. Визер);

• сочетание ума и интуиции (В. Зомбарт, Дж. Ронен);

• потребность в достижении (Д. Маклелланд, Дж. Аткинсон);

• повышенная склонность к риску (А. Тверский, Д. Канеман)[1].

Самознятых отличает от наемных работников отношение к владению средствами производства и принятию управленческих решений, степень производственного риска. В отличие от работников наемного труда, имеющих письменный или устный трудовой контракт, получающих вознаграждение, размер которого непосредственно не связан с результатами работы предприятия, подчиняющихся установкам владельца или его представителя, самозанятые сами отвечают за организацию производства и экономические итоги своей работы, принимают все производственные решения. Деятельность самозанятых характеризуется тем, что размер их вознаграждения определяется непосредственно итогами их собственной работы.

Самозанятость имеет много общего и с предпринимательством, и с трудом (как по найму, так и в домашнем производстве). Если продукты питания выращиваются семьей для продажи или один из членов семьи ремонтирует чужие машины для заработка, то подобную деятельность уже неправомерно называть домашним производством; это работа на рынке труда, представляющая собой доходное занятие.

Домашнее хозяйство и семья – не синонимы. Под семьей понимается группа, объединенная общностью семейно-родственных связей. С наемным трудом ее сближает денежный доход (обычно не слишком большой), полученный благодаря собственным трудовым усилиям; с трудом в домашнем производстве – индивидуальный или семейный характер экономической деятельности; с предпринимательством – риск, необходимость постоянно принимать самостоятельные решения, инициативный поиск клиентов, каналов сбыта, рыночных ниш и т.п. Однако предприниматель, соединяя для организации бизнеса как минимум труд и капитал, приобретает их на соответствующих рынках, самозанятый же может рассчитывать только на собственный семейный (в лучшем случае – кооперативный) ресурс труда.

Преимущественно индивидуальный характер самозанятости не должен служить основанием для отождествления ее с "индивидуально-трудовой деятельностью" – термином, популярным в 1980-е гг. и используемым для противопоставления "хорошей" индивидуальной рыночной инициативы "плохой" капиталистической инициативе, основанной на эксплуатации чужого труда. Подобный чрезмерно идеологизированный подход выглядит явным анархизмом – то, что было естественным 20 лет назад, сегодня вызывает лишь недоумение.

Семья – предмет изучения многих наук, поскольку связана с различными аспектами человеческой деятельности: биологическими, демографическими, психологическими, социальными и др. Домашнее хозяйство представляет собой группу людей, объединенных общими задачами, местом проживания, бюджетом и обычно семейно-родственными связями. Термин "домашнее хозяйство" используется, когда исследуются экономические аспекты человеческой деятельности, в том числе связанные с семьей; их часто называют обобщающим термином "домашнее производство".

Состав самозанятых довольно неоднороден и представлен несколькими основными категориями:

• индивидуальные предприниматели, не привлекающие наемный труд (own-account workers);

• предприниматели некорпоративного бизнеса, привлекающие наемный труд;

• члены производственных кооперативов;

• неоплачиваемые работники семейных предприятий.

В публикациях МОТ непосредственно к самозанятым относятся первые две категории, в то время как членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий обычно рассматривают отдельно. Развитие самозанятости стимулируют:

• аутсорсинг – в последние годы крупные фирмы все чаше передают определенные функции специализированным производителям, в число которых попадают и самозанятые. Доля рабочих мест, создаваемых в результате аутсортинга, в европейских странах составляет от 8% в Испании до 23% в Ирландии;

• развитие малого бизнеса путем использования двух каналов поддержки этой формы занятости. Первый – прямое финансирование создания малых предприятий, в том числе в форме самозанятости, из средств, направляемых на проведение активных мероприятий на рынке труда. В ряде стран получили распространение различные образовательные программы для желающих открыть собственное дело, а также помощь им профессиональных менеджеров на первых этапах работы. Второй – обеспечение самозанятым льготных экономических условий. Подобные меры включают пониженное по сравнению с основным бизнесом налогообложение.

В то же время перспективы развития самозанятости неопределенны в связи с появившейся в последнее время тенденцией размывания четких границ наемного труда. С одной стороны, в крупных компаниях вводятся новые формы организации труда. В результате наемные работники получают больше самостоятельности в принятии решений, возможность планировать свою карьеру, что в определенной степени сближает их с самозанятыми. С другой стороны, среди самозанятых увеличивается доля тех, кто, лишь формально оставаясь в этом статусе, по сути приближается к наемной рабочей силе. К этой категории можно отнести, например, тех, кто имеет производственные связи только с одной компанией-подрядчиком.

Работающие на условиях франчайзинга также составляют растущий сегмент самозанятости. По данным Европейской ассоциации франчайзинга, во второй половине 1990-х гг. на таких условиях было занято в США 250 тыс. человек. Это – самый высокий показатель среди всех стран с развитой рыночной экономикой. В целом же в развитых странах численность работающих на условиях франчайзинга колеблется от 1,5% (Франция) до 0,3% (Канада)[2].

Со стороны наемного труда (работника) также осуществляется выбор:

• между занятостью и незанятостью. Занятость может представлять собой оплачиваемую работу в пределах рынка труда, а также трудовую деятельность вне рынка труда (работа в домашнем хозяйстве, домашнее производство). Незанятость может носить кратковременный характер (поиск другой работы), быть длительной (например, уход за ребенком) или окончательной;

• между работой по найму или организацией собственного дела, включая самозанятость;

• между той или иной формой занятости – полной или частичной, постоянной или временной;

• между той или иной сферой занятости и конкретным местом работы. За последнее десятилетие приобрела большую популярность идея, что стиль трудовой жизни современных людей существенно изменился. Работа ради прокорма и карьеры, работа как наказание – это уже не актуально. Людям надоело годами тянуть лямку, им хочется найти более приятный баланс между трудом и отдыхом, между работой и жизнью. Все больше людей осознают, что оптимально для них – работать в своей фирме.

Эта тенденция известна как "революция трудовой жизни", или "трансформация труда". Однако статистика доказывает: никакой революции нет, ее объявили преждевременно, а рынок труда претерпел совсем мало изменений. Самые надежные источники информации, в первую очередь британское правительственное издание "Обзор трудовых ресурсов" (LFS – ежеквартальное издание, освещающее положение дел на рынке), включающее данные Национального статистического бюро о 150 000 трудящихся гражданах, настойчиво отвергает слухи о революции, считая их сильно преувеличенными.

В заключение отметим, что диверсификация отношения к труду и увеличение количества людей, желающих поменять работу, расшатывают традиционную систему наемного труда.

Для решения возникающих в этой области проблем возможно осуществление следующих мер:

• создание комбинированной системы наемного труда, включающей в себя "пожизненный наем", договорной наем специалистов и гибкий наем работников, работающих неполный рабочий день;

• рост значения "внешнего" рынка труда, устранение бюрократических препон для поощрения частного бизнеса в области найма;

• более глубокие изменения в системе оплаты труда, базирующиеся на профессионализме и эффективности труда;

• создание кадровой системы типа just-in-time в сфере наемного труда, позволяющей нанимать необходимое количество работников необходимой квалификации в необходимое время;

Рис. 2.4. Виртуальный мир труда

• создание новых сфер приложения наемного труда для решения проблемы занятости высвободившейся рабочей силы в результате изменений на рынке наемного труда.

Труд персонала в условиях новой информационной экономики имеет свои особенности (рис. 2.4).

Основная часть работников лишится физических рабочих мест в штаб-квартире компании. В итоге остается кадровое ядро, отвечающее за "поддержание" взаимодействия с клиентами. Административно-управленческие функции возлагаются на минимальное число постоянного персонала. Профессионалы из других фирм и стран включаются в те или иные команды на срок от нескольких дней или недель до месяцев и лет в зависимости от продолжительности проекта, т.е. фрилансеры будут оказывать услуги для клиентов. Желающие смогут предлагать себя на онлайн-платформе наподобие интернет-аукциона. Компании из разных частей света через "виртуальные" киоски смогут привлекать нужный персонал. Обеспечить возможность отбора призвана "модель сертификации", которую предстоит разработать: предложения соискателей получат, в частности, цветовую дифференциацию. В зависимости от уровня квалификации и пригодности им будет присваиваться статус – синий, серебряный или золотой. Трудовые соглашения планируется разрабатывать без учета региональных норм. Модель IBM предусматривает "унифицированные стандартные договоры трудового найма". Это позволит обойти национальное трудовое законодательство, а также положения, регулирующие заработную плату и действующие отраслевые отношения.

Аукционы eBay для рабочей силы существуют благодаря Интернету. Онлайн-портал "Лучшие программисты" – крупнейшая в мире виртуальная платформа для разработчиков программного обеспечения, на которой зарегистрировано 388 тыс. пользователей. У каждого соискателя есть собственная страничка с информацией для клиентов, плюс исполнители могут совместно бороться за те или иные объемы, по которым объявлены тендеры. Профиль соискателя должен включать оценочную информацию, полученную не только от пользователей социальных сетей и сотрудников IBM, но и от сторонних компаний, в том числе не имеющих отношения к его профессиональной деятельности. К этому добавляется детальное описание участия в конкретных проектах. Под этот пункт подпадают комментарии как позитивные, так и негативные. Все эти сведения вплетаются в электронное резюме, которое становится основным документом соискателя. Авторизованные компании могут просматривать и оценивать – по известному принципу социальной сети Facebook "Мне нравится". Все работники, зарегистрировавшиеся на портале, будут получать вознаграждение по факту реализации проекта или в зависимости от затраченного времени. По сути, данный подход – это логичное продолжение существующей линии развития. Компании давно уже открыли для себя аутсорсинг функций кадрового менеджмента. Сторонние фирмы не только оказывают услуги по охране, но и все чаще "разбавляют" профильные отделы. Почти все компании уже сегодня задействуют около 20% персонала на почасовой или сдельной основе либо по договору подряда, обеспечивая себе свободу маневра.

Многие изменения в системе наемного труда уже происходят, и некоторые результаты находят отражение в повышении конкурентоспособности организаций. Однако о безоговорочном успехе реформ системы наемного труда говорить пока рано. Идут они достаточно медленно, и далеко не все страны и компании готовы к этому.