Трансформация ГАТТ в ВТО

Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации вступило в силу в 1995 г. ВТО создана на основе модифицированного по итогам Уругвайского раунда ГАТТ-1947. Статья XVI параграфа 1 Соглашения об учреждении ВТО прямо говорит, что ВТО должна руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой ГАТТ и органов, созданных в рамках ГАТТ, а Секретариат ГАТТ становится Секретариатом ВТО.

В отличие от ГАТТ:

1) пакет правовых документов ВТО значительно расширен, главным образом, за счет переработки ГАТТ-47 в ГАТТ-94[1], а также новых документов: Генерального соглашения по торговле услугами и Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, а также ряда других документов, носящих обязательный характер. Круг ведения стал более разносторонним;

2) страны – члены ВТО обязаны принимать весь пакет правовых документов без каких либо исключений. В рамках ГАТТ-47 предполагалось добровольное и выборочное присоединение отдельных стран к конкретным соглашениям. Введение принципа "все или ничего" означало ужесточение ранее действовавшего льготного режима для экономически слабых стран;

3) преференции, предоставляемые системой ГАТТ в рамках дифференциального и более благоприятного режима для развивающихся стран, были значительно сжаты;

4) страны – участницы ВТО должны привести национальное законодательство в полное соответствие с требованиями ВТО. Подтягивание национальных правовых систем к нормам ВТО создает общее правовое пространство и способствует развитию международной торговли. Вместе с тем, жесткое выполнение этого требования создало значительные сложности для стран-участниц, особенно для вновь вступающих стран;

5) сложнее добиться временного освобождения от какого- либо обязательства, взятого на себя членом ВТО. Такое освобождение или "вейвер" (waiver) дается при наличии исключительных обстоятельств и принимается Конференцией министров только консенсусом. Если консенсус не достигнут в течение 90 дней, то решение о предоставлении "вейвера" принимается 3/4 голосов. Решение об освобождении от выполнения обязательств оговаривается конкретными условиями и предусматривает истечение срока действия этого решения (ст. IX Соглашения об учреждении ВТО);

6) ВТО имеет более развитую организационную структуру.

Еще одной важной особенностью ВТО является отсутствие устава. Участники Уругвайского раунда не смогли создать полноценную в правовом плане организацию. ВТО представляет собой институциональную структуру для организации выполнения многосторонних соглашений и договоренностей, содержащихся в Приложениях, а также выполняет функции организатора будущих торговых переговоров. Моделью для ВТО послужила организационная структура ГАТТ, приспособленная для реализации Генерального Соглашения. Штаб-квартира организации находится в Женеве (Швейцария). Правовая конструкция ВТО открыта для дальнейшего развития в сторону включения все новых соглашений и договоренностей.

ВТО имеет статус юридического лица и пользуется привилегиями и иммунитетами, аналогичными тем, которые используются специализированными учреждениям ООН (ст. 8 Соглашения об учреждении ВТО). Это необходимо для независимого выполнения функций ВТО. Сама ВТО официально не является специализированным учреждением ООН, но имеет договоренности и установившуюся практику сотрудничества с ООН[2]. Иными словами, ВТО входит в группу автономных организаций, связанных с ООН.

По данным на конец 2013 г. к ВТО присоединились 159 стран мира, в том числе ряд государств СНГ: Киргизия (1998), Грузия (2000), Молдова (2001), Армения (2003), Украина (2008), Россия (2012), Таджикистан (2013), а также страны Балтии (Латвия, Литва, Эстония). Более 60 международных организаций имеют статус наблюдателя при ВТО: ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ОЭСР и другие. На долю членов ВТО приходится более 98% мировой торговли товарами и услугами.

Годовой бюджет ВТО формируется за счет взносов и используется, главным образом, для обеспечения работы секретариата. Размер взноса каждой страны пропорционален доле ее участия в международной торговле.

Официально основными целями создания ВТО являлись обеспечение максимально возможной устойчивости и свободы конкуренции в международной торговле, которые должны способствовать оптимальному использованию ресурсов и повышению жизненного уровня населения, особенно в наименее развитых странах.

В соответствии со ст. 3 Соглашения о ВТО функции ВТО включают в себя:

• контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО;

• организацию и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО;

• разрешение торговых споров между странами-членами ВТО;

• обеспечение функционирования Механизма обзора торговой политики (МОТП) членов ВТО;

• сотрудничество с другими международными организациями (прежде всего с Международным Валютным фондом и Международным Банком реконструкции и развития).

Высший руководящий орган ВТО – Конференция министров, которая проводится не реже одного раза в два года на уровне министров торговли и иностранных дел стран- членов ВТО. В перерывах между конференциями ее функции выполняет Генеральный совет. В него входят послы и главы представительств – членов при ВТО. Генеральный совет выполняет функции Органа разбирательства торговых споров между членами ВТО, а также обеспечивает контроль за деятельностью подчиненных органов: Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по интеллектуальной собственности, Специализированных комитетов, к которым относятся: Комитет по торговле и развитию, Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом, Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам. Кроме того, Генеральный совет выполняет обязанности Органа по проведению периодических обзоров торговой политики, который может иметь своего собственного председателя.

Соглашением предусмотрено создание Секретариата ВТО во главе с Генеральным директором, который назначается Конференцией Министров. В свою очередь, Генеральный директор назначает других сотрудников Секретариата и определяет круг их обязанностей. Сотрудники имеют статус международных служащих. Первым директором ВТО был Ренато Руджейро. С сентября 2013 г. первым лицом организации является Роберто Асеведо.

В составе ВТО действуют десятки специализированных комитетов, рабочих и экспертных групп, которые занимаются вопросами реализации отдельных элементов многосторонних соглашений.

Основные решения в ВТО принимаются на основе консенсуса (согласия). Голосования не происходит. Считается, что заинтересованный орган принял решение консенсусом по вопросу, представленному на его рассмотрение, если никто из членов, присутствующих на заседании, в момент принятия решения формально не возражает по предлагаемому решению (ст. IX Соглашения об учреждении ВТО). Это позволяет странам, находящимся в меньшинстве, влиять на принятие решения. Процедура голосования квалифицированным большинством используется редко. Все члены ВТО равны – в организации действует безусловный принцип недискриминации. Голосование осуществляется по принципу одна страна – один голос.

Членом ВТО может стать любое суверенное государство или таможенная территория в случае согласования со всеми членами ВТО условий своего присоединения и приведения своего законодательства в соответствие с обязательствами, вытекающими из соглашений ВТО.

Любой член ВТО может выйти из состава организации. Для этого необходимо подать письменное уведомление о выходе на имя Генерального директора ВТО.

Правовая архитектура ВТО, созданная по результатам Уругвайского раунда, включает в себя Соглашение об учреждении ВТО, четыре приложения, Заявления и решения па уровне министров, Договоренность об обязательствах в области финансовых услуг. Приложение 1 имеет три подраздела (А, В, С), которые включают в себя как базовые рамочные соглашения (ГАТТ, ГАТС, ТРИПС), так и соглашения более узкого технического или отраслевого характера.

Приложение 1А. Многостороннее соглашение по торговле товарами включает в себя:

1) Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 года (ГАТТ-94);

2) Соглашение по сельскому хозяйству;

3) Соглашение по текстилю и одежде;

4) Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

5) Соглашение по техническим барьерам в торговле;

6) Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей;

7) Соглашение по применению ст. VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров);

8) Соглашение по предотгрузочной инспекции;

9) Соглашение по правилам происхождения;

10) Соглашение но процедурам импортного лицензирования;

11) Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

12) Соглашение по применению ст. VI ГАТТ 1994 (антидемпинг);

13) Соглашение по защитным мерам.

Приложение 1В. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)[3]. Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

Приложение 1 С. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)[4].

Приложение 2. Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров.

Приложение 3. Механизм обзоров торговой политики.

Приложение 4. Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения:

• Соглашение по торговле гражданской авиатехникой;

• Соглашение по правительственным закупкам (устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд);

• Международное соглашение по молочным продуктам (срок действия истек);

• Международное соглашение по говядине (срок действия истек).

Заявления и решения включают в себя ряд документов: Решение по предупреждению попыток уклониться от обязательств, Решение по вопросу о предлагаемой договоренности относительно информационной системы ВТО/ИСО в области стандартов и другие. Этот правовой блок важен тем, что несет в себе ряд толкований и интерпретаций положений Соглашений. ВТО широко использует систему прецедентного права.

Договоренности об обязательствах в области финансовых услуг касаются отдельных сегментов этой области.

Расширение круга ведения ВТО имеет принципиальный характер.

В структуре ВВП стран, находящихся на постиндустриальной ступени развития, преобладает сфера услуг. С 1960-х гг. наблюдается опережающий теми роста международной торговли услугами по сравнению с торговлей товарами, имеющими материально-вещественную форму. Нарастает не только объем и разнообразие реализуемых услуг, но и влияние и безусловное доминирование услуг в наукоемких, перспективных и наиболее прибыльных сегментах международного бизнеса. Без компьютерных, коммуникационных или финансовых услуг уже невозможно никакое масштабное производство и торговля. Современные услуги пронизывают традиционные отрасли, модернизируя их. Качественное и количественное возрастание роли сферы услуг в мировой экономике и торговле, пройдя сквозь призму ВТО, нашло отражение в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС).

Соглашение направлено на создание унифицированных международных правил торговли услугами с целью ее дальнейшего расширения на условиях транспарентности и либерализации. Соглашение состоит из 6 разделов, включающих 29 статей, и приложения, касающегося отдельных видов услуг. В соглашении нет определения "услуги вообще", но используется классификатор услуг, включающий более 160 их видов, объединенных в 12 групп:

1) деловые услуги – 46 видов, в том числе компьютерные, консалтинговые:

2) услуги связи – 25 видов;

3) строительные и инжиниринговые услуги – 5 видов;

4) дистрибьюторские услуги – 5 видов;

5) общеобразовательные услуги – 5 видов;

6) услуги по защите окружающей среды – 4 вида;

7) финансовые услуги, включая страхование, – 17 видов;

8) социальные и медицинские услуги – 4 вида;

9) туристические услуги – 4 вида;

10) рекреационные, культурные, спортивные услуги – 5 видов;

11) транспортные услуги;

12) прочие услуги.

В статье "Сфера применения и определения" указывается, что торговля услугами понимается как поставка услуг, которая включает в себя производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуги (ст. XXVIII). Приводятся возможные виды поставки услуг:

• с территории одного члена на территорию любого другого члена или с территории производителя на территорию потребителя;

• на территории одного члена потребителю услуг любого другого члена или потребление услуги на территории производителя услуги;

• поставщиком услуги одного члена путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена посредством учреждения юридического лица, создания филиала или представительства;

• поставщиком услуг одного члена путем присутствия физических лиц члена на территории любого другого члена или перемещение частных врачей, юристов, преподавателей и др. физических лиц на территорию потребителя услуги.

Одна и та же услуга может поставляться разными способами. Например, медицинская услуга может осуществляться трансгранично посредством консультации через факс, посредство приезда врача к пациенту, посредством приезда пациента к врачу, посредством открытия иностранной клиники в стране нахождения пациента.

Способы поставки услуг различаются:

1) по происхождению поставщика и потребителя услуги;

2) по местонахождению поставщика и потребителя услуги в момент оказания услуги.

Для целей Соглашения "меры членов" означают меры, принятые центральными, региональными или местными правительствами и властями или неправительственными организациями по поручению правительственных. Соглашение регулирует любую услугу, кроме услуг, поставляемых при осуществлении функций правительственной власти, которые по сути являются некоммерческими и не конкурируют с другими поставщиками услуг.

В соответствии с общей идеологией ВТО к общим обязательствам и правилам ГАТС относятся:

1) РНБ;

2) транспарентность;

3) возрастающее участие развивающихся стран;

4) экономическая интеграция;

5) внутреннее регулирование;

6) признание;

7) монополии и исключительные поставщики услуг;

8) деловая практика;

9) чрезвычайные защитные меры;

10) ограничения в целях защиты платежного баланса;

11) правительственные закупки.

В соответствии с РНБ каждая страна – член ВТО немедленно и безусловно предоставляет поставщикам услуг любой другой страны-члена ВТО режим, не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет поставщику аналогичных услуг любой другой страны. Иначе говоря, преференция (льгота), данная одному поставщику, должна быть распространена на всех поставщиков аналогичных услуг. РНБ не определяет конкретные условия доступа на рынок. Этот режим определяет, что условия доступа должны быть равными, недискриминационными. В пределах приграничных территорий сопредельных государств такие преимущества могут предоставляться, если услуга производится и потребляется в рамках таких территорий (ч. 2 ст. 2 ГАТС).

Транспарентность или открытость (прозрачность) означает немедленное опубликование всей информации, в том числе международных соглашений, касающихся торговли услугами. Каждая страна – член ВТО, по крайней мере раз в год информирует Совет по торговле услугами о новых или изменениях в существующих законах, нормативных актах, распоряжениях, которые затрагивают торговлю услугами. Каждая страна должна отвечать на все запросы другой страны относительно конкретной информации. От стран не требуется предоставлять конфиденциальную информацию, раскрытие которой противоречило бы общественным или законным коммерческим интересам участников (ст. 3 ГАТС).

Возрастающее участие развивающихся стран облегчается посредством принятия промышленно-развитыми странами специфических обязательств в отношении: усиления национальной сферы услуг развивающихся стран, среди прочего, посредством доступа к технологиям, каналам распределения и информационным сетям и либерализации доступа на рынок. Особый приоритет предоставляется наименее развитым странам (ст. 4 ГАТС).

Экономическая интеграция между странами не противоречит правилам ГАТС, если интеграционное соглашение охватывает существенное число секторов услуг. При этом ни один способ поставки услуг не должен быть заранее исключен. Не допускается дискриминация сторон такого соглашения. Интеграционное соглашение, предполагающее преференции для стран-участниц, не должно приводить к увеличению общего уровня барьеров в торговле услугами с другими странами (ст. 5 ГАТС). То есть создание, например, Таможенного союза между соседними странами не должно привести к повышению импортных пошлин по сравнению с ранее сложившимся уровнем.

Внутреннее регулирование международной торговли услугами предполагает, что каждая из стран имеет национальные судебные, арбитражные, административные органы и процедуры, которые по запросу поставщика услуг, интересы которого нарушены, обеспечивают рассмотрение и, если нужно, исправление административных решений. Когда требуется разрешение на поставку услуги, в отношении которой принято специфическое обязательство, компетентные органы страны должны в течение разумного периода времени информировать заявителя о решении. Меры, которые относятся к квалификационным требованиям и процедурам, техническим стандартам и лицензированию не должны создавать неоправданных барьеров в торговле услугами. Эти меры должны основываться на объективных и гласных критериях, таких как компетентность и способность поставлять услугу, и не должны быть более обременительными, чем это необходимо для обеспечения качества услуги (ст. 6 ГАТС).

Признание полученного образования или приобретенного опыта, лицензии или сертификата, выданного в одной стране другой страной достигается посредством гармонизации. Такое соглашение может осуществляться посредством соглашений между странами, в том числе и в одностороннем порядке. Страны заблаговременно информируют Совет по торговле услугами о начале переговоров по соглашению признания (ст. 7 ГАТС).

Монопольный поставщик услуги данной страны не должен нарушать специфические обязательства и РНБ. Страна обеспечивает, чтобы такой поставщик не злоупотреблял своим монопольным положением на внешних рынках (ст. 8 ГАТС).

С целью устранения видов деловой практики, сдерживающих конкуренцию и ограничивающих торговлю услугами, каждый член по запросу любого другого члена должен вступать в консультации (ст. 9 ГАТС).

Чрезвычайные и защитные меры предполагают в особых случаях изменение или отказ от принятых специфических обязательств (ст. 10 ГАТС).

Страна-член ВТО не должна применять ограничения в отношении международных переводов и платежей по текущим операциям, касающимся специфических обязательств, кроме целей защиты платежного баланса (ст. 11 ГАТС).

Ограничения в торговле услугами в целях защиты платежного баланса допускаются. Такие ограничения не должны создавать дискриминацию между странами. Они должны: соответствовать статьям Соглашения о МВФ; быть временными; избегать нанесения излишнего ущерба и оставаться в пределах необходимости. Каждая страна должна безотлагательно уведомлять Генеральный совет о введении ограничения (ст. 12 ГАТС).

Правительственные закупки не подпадают под правила РНБ, специфические обязательства и национальный режим (ст. 13 ГАТС).

Перечисленные выше правила имеют исключения. В соответствии со ст. 14 ГАТС к таким исключениям относятся ограничительные меры:

• необходимые для защиты общественной морали или поддержания общественного порядка;

• защиты жизни или здоровья людей, животных или растений;

• предотвращения вводящей в заблуждение и недобросовестной практики;

• защиты от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц, защите конфиденциальности сведений о личной жизни и счетов;

• несовместимые с национальным режимом (ПР), при условии, что различие в режиме продиктовано целью справедливого обложения прямыми налогами.

Помимо перечисленных выше общих обязательств и правил ГАТС каждая страна – член ВТО принимает на себя специфические обязательства (ч. III), которые фиксируются (консолидируются) в Перечне специфических обязательств. В Перечне указан конкретный сектор и обязательства, определяющие:

• пределы, ограничения и условия в отношении доступа на рынок;

• условия и оговорки в отношении национального режима;

• принятие дополнительных обязательств;

• временные рамки выполнения соответствующих обязательств;

• дату вступления в силу таких обязательств.

Специфические обязательства по доступу на рынок включают такие меры (ст. 16 ГАТС):

• ограничение числа поставщиков услуг в форме количественных квот, монополий, исключительных поставщиков услуг, требований экономической целесообразности;

• ограничение общей стоимости сделок в форме количественных квот или требование теста на экономическую целесообразность;

• ограничение общего числа операций или общего объема производства услуг в форме квот или теста на экономическую целесообразность;

• ограничение общего числа физических лиц, которые могут быть заняты в определенном секторе услуг в форме квот или теста на экономическую целесообразность;

• ограничения по форме юридического лица или совместного предприятия;

• ограничение на участие иностранного капитала в форме максимальной доли иностранного участия в акционерном капитале или общей стоимости индивидуальных или совокупных инвестиций.

Условия и оговорки в отношении национального режима (HP) допускаются в случаях:

• если они не меняют условий конкуренции в пользу национальных поставщиков;

• при наличии экономического интеграционного объединения;

• при наличии межгосударственного соглашения об интеграции рынков рабочей силы;

• при наличии межгосударственного договора об избежании двойного налогообложения.

Специфические обязательства могут иметь форму горизонтальных и вертикальных мер регулирования. Горизонтальные обязательства касаются всех видов (секторов) услуг с учетом конкретного способа поставки. Вертикальные изъятия касаются отдельных видов услуг при конкретном способе их поставки.

Большинство стран – членов ВТО зафиксировали горизонтальные обязательства, определяющие режим иностранного инвестирования; приобретение и владение недвижимостью; субсидирование и налогообложение; въезд и пребывание физических лиц. Таким образом, на практике более активному регулированию подвержены третий и четвертый способ поставки услуг – коммерческое присутствие и перемещение физических лиц.

Коммерческое присутствие иностранного поставщика услуги часто ограничивается: требованием обязательного присутствия национального капитала в совместном предприятии; запретом на владение контрольным пакетом акций; установлением числа членов совета управляющих компании, которые должны быть гражданами страны пребывания компании; требованием об обязательном привлечении к деятельности компании местных поставщиков услуг; требованиями к технологиям и менеджменту.

Горизонтальные обязательства, касающиеся четвертого способа поставки услуги, чаще всего ограничивают внутрикорпоративные переводы, в особенности трансграничное перемещение старшего персонала компании.

Специфические вертикальные меры регулирования затрагивают только отдельные, менее конкурентные или социально значимые сектора принимающей страны. Например, в ЕС и США имеются ограничения, препятствующие либерализации оказания социальных услуг и деятельности в сфере здравоохранения. Присутствие иностранного капитала ограничивается квотой в совокупном числе койко-мест. До сих пор не признаются дипломы и другие сертификаты, подтверждающие квалификацию медицинского работника, выданные за рубежом. Россия отстаивает право на специфические вертикальные меры в сфере финансовых услуг.

Результаты интеллектуальной деятельности материализуются в принципиально новых товарах. Их создание требует значительного времени и затрат. Подделка и незаконное копирование таких товаров, напротив, осуществляется быстро и дешево. Встречаясь на рынке, товары с украденной интеллектуальной начинкой имеют конкурентное преимущество, поскольку значительно дешевле своих оригиналов. Попытки решения проблемы эффективной защиты интеллектуальной собственности осуществлялись не раз посредством заключения Парижской, Бернской и иных международных конвенций и договоров. Этот вопрос активно обсуждался и на Уругвайском раунде ГАТТ. В результате Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) становится третьим, после ГАТТ и ГАТС, базовым документом ВТО.

В преамбуле ТРИПС отмечается, что Соглашение призвано решить двоякую задачу: содействовать адекватной защите прав интеллектуальной собственности и обеспечить, чтобы меры и процедуры охраны не стали барьером для законной торговли и распространения технического прогресса. Для этого необходимо договориться о новых правилах и порядках, структурированных в ГАТС в 7 частях (73 статьи).

На ТРИПС распространяются такие основополагающие принципы, как национальный режим (HP) и режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Исключением из РНБ являются преимущества, зафиксированные в международных соглашениях и конвенциях, которые вступили в силу до ТРИПС.

Страны могут применять меры, необходимые для защиты общественных интересов в жизненно важных для их социально-экономического и технического развития секторах, при условии, что эти меры соответствуют ТРИПС.

Во второй части дается характеристика отдельным видам интеллектуальной собственности.

Авторские права не требуют регистрации или другого специального оформления и связаны с созданием произведений науки, литературы, любых других видов искусств. В том числе, эти нрава распространяются на фотографии, географические и другие карты, эскизы и пластические произведения. Программы для ЭВМ охраняются как литературное произведение в соответствии с Бернской конвенцией (1971 г.). Автор имеет неимущественные (авторство, обнародование, защита репутации) и имущественные права в отношении своего произведения. Последнее означает, прежде всего, исключительные права автора на использование произведения в любой форме и любым способом. Кроме того, автор имеет право на воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ или исполнение, передачу в эфир, перевод, переработку произведения. Срок охраны произведения составляет не менее 50 лет после правомерного опубликования (создания) произведения.

Исполнители имеют возможность не допускать: записи их незаписанного исполнения и ее воспроизведения; эфирного вещания и сообщения для всеобщего сведения их живого исполнения. Производители фонограмм имеют право запрещать воспроизведение их фонограмм.

В соответствии со ст. 15 ТРИПС любое обозначение или сочетание обозначений (цветов), способное отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий, может быть товарным знаком. Владелец зарегистрированного товарного знака имеет исключительное право не разрешать третьим лицам без его согласия использовать в ходе торговли идентичные или подобные обозначения для товаров или услуг, которые могут привести к смешению (для потребителя) этих товаров с другими подобными товарами. Срок действия первоначальной регистрации и каждого возобновления регистрации товарного знака составляет не менее семи лет. Страны могут определять условия предоставления лицензии на использование товарного знака. Владелец товарного знака имеет право передавать права на товарный знак с передачей предприятия, которому принадлежит товарный знак, или без такой передачи. Наиболее распространенной формой договора, связанного с коммерческим использованием товарных знаков, является договор франчайзинга или договор коммерческой концессии.

Для целей ТРИПС географические указания представляют собой обозначения, которые идентифицируют товар как происходящий с территории страны или региона или местности на этой территории, где определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением (ст. 22 ТРИПС). Страны предусматривают меры, позволяющие предотвращать использование любых средств при обозначении или презентации товара таким образом, что это вводит общественность в заблуждение в отношении географического происхождения этого товара. В соответствии со ст. 10-бис Парижской конвенции (1967) такое использование, по сути, является актом недобросовестной конкуренции. Мерой предотвращения является отказ в регистрации товарного знака или признание недействительной регистрации товарного знака, который содержит географическое указание в отношении товаров, не происходящих с указанной территории. Для вин и крепких спиртных напитков предусматривается дополнительная охрана географических указаний. Так, страны предусматривают правовые меры для предотвращения использования географического указания, идентифицирующего вина, даже если указывается подлинное происхождение этих товаров или используются выражения "в стиле", "имитация" или подобные им. Для облегчения охраны в Совете ТРИПС учреждена система уведомлений и регистрации географических указателей для вин. Сохраняется право любого лица на использование в ходе торговли своего имени или имени его делового предшественника за исключением случаев, когда имя используется таким образом, что это вводит общество в заблуждение.

Соглашение предусматривает охрану независимо созданного нового промышленного образца, который признается таковым, если его существенные эстетические или эргонометрические характеристики, в том числе форма, конфигурация, сочетание цветов, признаны новыми. Владелец охраняемого промышленного образца имеет право препятствовать третьим лицам без его согласия производить, продавать изделия, воплощающие (включающие) в себя образец, если эти действия предпринимаются в коммерческих целях. Срок действия охраны – не менее 10 лет.

Патент – это исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец, которое позволяет препятствовать третьим лицам без согласия владельца осуществлять: создание (использование), предложение для продажи, продажу или ввоз упомянутых продуктов (способов). Патенты выдаются на любые изобретения независимо от того, являются ли они продуктом или способом, во всех областях техники при условии, что они обладают: новизной, имеют изобретательский уровень и являются промышленно применимыми (ст. 27 ТРИП). Патенты выдаются, и права, основанные на патенте, могут быть реализованы вне зависимости от места создания изобретения, области техники, а также от того, ввозятся ли продукты или производятся на месте. Патентообладатель имеет право передавать патент, в том числе по наследству, и заключать лицензионные договора. Страны могут исключать из области патентуемых: методы лечения людей и животных; растения и животных, кроме микроорганизмов, а также биологические по существу способы выращивания растений и животных, кроме небиологических и микробиологических способов. Однако страны могут предусматривать охрану сортов растений патентами либо другими способами. Ст. 30–31 ТРИПС предусматривают некоторые исключения из прав патентообладателя, то есть использование предмета изобретения (его частей) без разрешения владельца патента:

• в случае неудачной попытки получения разрешения на разумных коммерческих условиях и в течение разумного периода времени;

• при чрезвычайных обстоятельствах в стране;

• в случае некоммерческого использования государством;

• для исправления антиконкурентной практики.

Правообладателю выплачивается соответствующее вознаграждение с учетом обстоятельств и экономической стоимости разрешения. Лишение прав на патент может быть пересмотрено в судебном порядке. Срок предоставляемой охраны – 20 лет с даты подачи заявки.

Топология (топография) интегральных микросхем – зафиксированное на материальном носителе расположение элементов микросхемы – является объектом защиты и не может быть ввезена, продана или распространена в коммерческих целях без разрешения правообладателя. В случае, когда лицо не знало и не имело веских оснований знать, что в изделие включена неправомерно воспроизведенная топология, такое лицо должно, после получения уведомления, уплатить правообладателю роялти, эквивалентное цене лицензии на такую топологию. Срок охраны – 10 лет с даты подачи заявки на регистрацию или с первого коммерческого использования.

Ст. 37 ТРИПС предусматривает охрану закрытой информации, что обеспечит эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, и соответствует ст. 10-бис Парижской конвенции (1967). Такая информация является: секретной (не является общеизвестной); имеет коммерческую ценность; является предметом мер, направленных на сохранение ее секретности. Страны-члены ВТО, которые в качестве условия для разрешения сбыта фармацевтической или агрохимической продукции требуют предоставления закрытых данных об испытаниях, должны охранять такие данные от недобросовестного коммерческого использования.

В разделе "Осуществление контроля за антиконкурентной практикой через договорные лицензии" страны соглашаются с тем, что некоторые виды лицензионной практики ограничивают конкуренцию и могут неблагоприятно сказаться на распространении технологий. Для предотвращения злоупотреблений по реализации монопольного права на коммерческую продажу товара предусматривается, что государства могут принимать соответствующие меры. Например, национальное законодательство может запрещать использовать принудительный пакет лицензионных условий, когда владелец права на интеллектуальную собственность принуждает пользователя приобрести в "пакете" (в довесок) наряду с нужными другие ненужные права на ненужную интеллектуальную собственность. То же касается требования условия, предотвращающего оспаривание юридической силы или возможности пользователя оспаривать принятые обязательства. Злоупотреблением называется практика исключительного условия по обратной передаче покупателем лицензии технической информации продавцу лицензии, что связано с технологией пользования объектом лицензионного договора.

Страны-члены обеспечивают такое национальное законодательство, которое предусматривало бы процедуры по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности. Такие процедуры должны быть равными для всех и справедливыми. Они не должны быть излишне сложными или дорогостоящими и не должны приводить к необоснованным задержкам. Стороны судебного разбирательства должны иметь возможность требовать пересмотра судебным органом окончательных административных решений.

После учреждения ВТО многие документы, вошедшие в ее правовую конструкцию, требовали доработки. Поэтому переговоры по дополнению, уточнению принятых соглашений начались уже в 1995 г. и продолжаются в настоящее время в режиме "встроенной" повестки дня. Она включает в себя:

• блок вопросов, касающихся ГАТС: Приложение по финансовым услугам, Приложение по телекоммуникационным услугам – Четвертый протокол ГАТС (приняты в 1997 г.), Приложения по морским транспортным услугам, о перемещении физических лиц, по авиатранспортным услугам (выведено из компетенции ГАТС); чрезвычайные защитные меры, правительственные закупки, субсидии в сфере услуг; исключения из РНБ; новые переговоры и обязательства. Большой интерес представляет Пятый протокол ГАТС, подписанный в декабре 1997 г. На его основе большинство стран-членов ВТО расширили свои обязательства по открытию национальных рынков финансовых услуг, в том числе по прямому доступу филиалов иностранных компаний и распространение на них РНБ и HP, а также трансграничное перемещение руководящего состава иностранных финансовых корпораций;

• антидемпинговые меры;

• Соглашение по сельскому хозяйству – пересматривается в сторону либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией с 2000 г.;

• Соглашение по правилам происхождения товаров;

• ТРИПС (географические указания и др.);

• Соглашение по техническим барьерам, Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам (обзор действующей практики).

С момента учреждения ВТО прошло восемь министерских конференций: Сингапур (Сингапур) – 1996 г., Женева (Швейцария) – 1998 г., Сиэтл (США) – 1999 г., Доха (Катар) – 2001 г., Канкун (Мексика) – 2003 г., Гонконг (КНР) – 2005 г., Женева – 2009 г. и 2011 г.

Несмотря па определенные успехи переговорного процесса, наблюдается растущее расхождение интересов и противостояние разных групп стран-членов ВТО, в особенности между промышленно-развитыми и развивающимися странами. Группа "квадро" (США, ЕС, Япония, Канада) настаивает на расширении круга ведения ВТО. На Конференции министров в Сингапуре такой поход не нашел поддержки, оставив нерешенными так называемые "сингапурские вопросы": регулирование инвестиций, конкуренции, государственных закупок и таможенных процедур.

Интересы развивающихся стран направлены на фактическую реализацию преференций для развивающихся стран, закрепленных в документах ВТО. Речь идет о части IV ГАТТ – "Торговля и развитие", в которой предполагается возможность односторонних уступок, то есть отмена или снижение пошлин в одностороннем порядке, в пользу развивающихся стан. В так называемой разрешительной оговорке (enabling clause) ГАТТ – "Дифференцированный и более благоприятный режим, взаимность и более полное участие развивающихся стран" от 28 ноября 1979 г. закрепляется:

• общая система преференций (ОСП). Применяется в форме национальных схем каждой страны-учредителя и поэтому существенно колеблется по странам и во времени;

• "дифференцированный и более благоприятный режим";

• региональные и глобальные договоренности развивающихся стран по открытию рынков;

• специальный режим для наименее развитых из числа развивающихся стран.

Другим требованием развивающихся стран является отмена политики двойных стандартов и полноценная либерализация аграрного и текстильного секторов. До сих нор промышленно-развитые страны по отношении к этим секторам проводят политику протекционизма, защищая от импорта свой внутренний рынок. Одновременно продолжает оказываться серьезная государственная поддержка отечественному производителю. В соответствии с договоренностями Уругвайского раунда развитые государства должны были к 2001 г. уменьшить использование мер государственной поддержки, влияющих на торговлю, на 20%. Однако в действительности, по данным ЮНКТАД, в 30 странах – членах ОЭСР наблюдалось увеличение объема государственных субсидий со 182 млрд долл, в 1995 г. до 360 млрд долл, в настоящее время. Эта сумма примерно соответствует совокупному ВВП беднейших африканских государств, расположенных южнее Сахары. По данным Всемирного Банка, на 21 развитую страну приходится 250 млрд долл, субсидий фермерам, в то время как на все остальные члены организации – 300 млн долл, в год.

По данным Международного союза работников пищевой и табачной промышленности, сельского хозяйства, ресторанного и гостиничного обслуживания и общественного питания (IUF) американская пшеница поступает на мировые рынки по демпинговой цене примерно на 40% ниже своей стоимости, соя – на 30%, рис – на 20%, маис (кукуруза) – на 25–30%. Ежегодное субсидирование производства хлопка в объеме 4 млрд долл, позволяет реализовывать его по цене на 57% ниже себестоимости. Это приводит к занижению мировых цен и разорению фермеров из развивающихся стран. Эти субсидии усиливают кризис мелких фермеров из промышленно развитых стран, так как субсидии концентрируются в руках крупного агробизнеса. Аналогичная картина наблюдается в странах ЕС. Более 3/4 фермеров ЕС получают менее 5000 евро в год, тогда как на 2000 агроконцернов приходится более 1 млрд евро.

Предложения по реформированию Общей аграрной политики (ОАП) ЕС предполагают переход от субсидирования единицы продукта к субсидированию единицы ресурса (1 га пашни). Фермеры будут получать субсидии независимо от того, что и сколько они производят. Реформа ОАП ЕС позволит произвести переквалификацию сельскохозяйственных субсидий за счет перевода части прямых выплат из "голубой" корзины в "зеленую". По некоторым данным до 75% субсидий ЕС перейдут в "зеленую" корзину. Это адаптирует схему поддержки сельхозпроизводителей ЕС к системе ВТО без существенного снижения уровня субсидируемого экспортного демпинга.

Другой "уступкой" развивающимся странам в предложении ЕС–США является расширение согласованных режимов тарифных квот, что даст этим странам доступ к рынкам ЕС и США. Взамен предлагается общее снижение тарифов по всем тарифным линиям. На практике это означает, что ЕС и США будут свободно решать, какие страны получат предпочтительные условия, какая сельхозпродукция будет импортироваться и в каком количестве. Эти страны должны обнулить тарифы и открыть свои рынки, тогда как ЕС и США будут продолжать осуществлять субсидированный экспортный демпинг.

Противостояние сторон, подогреваемое действиями антиглобалистов (в том числе фермеров), привело к невозможности договориться о повестке дня в Сиэтле.

Особые надежды возлагались на четвертую Конференцию министров (г. Доха). Дохийский раунд должен был завершиться к концу 2005 г. подписанием стартовых условий так называемого договора о мировой торговле – новом (после Марракешского соглашения) шаге в либерализации торговли, в особенности в сфере услуг и агропродукции. Дата открытия, цели и ОГЛАВЛЕНИЕ переговоров позволили назвать Четвертую конференцию министров ВТО "Раундом тысячелетия". Декларация министров – "Дохийская повестка дня в целях развития" включала в себя широкий круг старых и новых вопросов, требующих обсуждения:

• либерализация торговли услугами и сельскохозяйственной продукцией;

• преодоление тарифных пиков и тарифной эскалации на промышленные товары, сокращение нетарифных ограничений;

• взаимосвязь торговли и капиталовложений. Влияние прямых иностранных инвестиций на торговлю (ПИИ) осуществляется посредством транснациональных корпораций (ТНК). На долю иностранных филиалов ТНК приходится более половины совокупного мирового экспорта товаров и услуг. Позиция промышленно-развитых стран предполагает широкое распространение принципов недискриминации на движении ПИИ, принятие странами определенных уступок и обязательств в этой сфере, разработку защитных мер и системы разрешения споров;

• торговля и конкурентная среда. ТИК создали феномен частно-монополистического протекционизма. Особенности товарооборота внутри ТНК позволяют преодолевать границу, используя многочисленные способы ухода от государственного контроля, и подрывают основы конкурентной среды. Попытки регулирования деятельности ТНК, предпринятые ЮНКТАД в 1970-е гг., посредством введения "ограничительной деловой практики" не дали серьезных практических результатов. Стандарты в области конкурентной политики так и не были созданы;

• торговля и экология. Необходимо увязать многочисленные двусторонние и многосторонние соглашения по экологии с обязательствами, взятыми в рамках ВТО; либерализовать торговлю экологическими товарами и услугами. Национальные экологические стандарты не должны быть искусственными барьерами в международной торговле;

• региональные торговые соглашения. Рост численности и влияния региональных зон свободной торговли и таможенных союзов подрывает основные принципы ВТО – РНБ и HP;

• проблемы наименее развитых стран. Декларация призывает открыть границы для товаров из наименее развитых стран;

• процедурные вопросы, связанные с транзитом, таможенные сборы и другие вопросы.

Помимо Декларации министров предполагалось рассмотреть Декларацию о соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и вопросам здравоохранения и Решение по вопросам применения действующих соглашений ВТО.

Уровень и условия оплаты труда, социальное обеспечение, свобода перемещения физических лиц через границу в контексте развития международной торговли, то есть проблемы торговли и трудовых стандартов не были включены в повестку дня.

Проблемы регулирования электронной торговли не рассматривались в качестве отдельного вопроса. Между тем, развитие электронной торговли (е-коммерции), особенно в секторе предприятие-предприятие (B-to-B), требует создания унифицированных международных норм поведения в этой сфере. Под е-коммерцией принято понимать все виды и формы коммерческих сделок, которые основаны на обработке и передаче данных в цифровой форме (в т.ч. видео-, аудиопередачи, текстовые сведения). Возникнув во второй половине XX в. в США, электронная торговля набирает обороты во всех промышленно-развитых странах, особенно в секторе оптовой и розничной торговли. Ускорение и упрощение маркетинга, процесса заключения контракта и проведения оплаты являются безусловными преимуществами этой формы международной торговли. В 1998 г. Генеральный Совет ВТО принял "Программу работы в области электронной торговли", которая реализуется совместно с ЮНСИТРАЛ, ВОИС, ЮНКТАД и другими международными организациями. Вопросы либерализации в этой области рассматриваются параллельно с обеспечением надежности е-торговли.

Хотя электронные сообщения не имеют тарифных барьеров, все еще сохраняются таможенные пошлины на их материальные носители и оборудование (компьютеры, ПО и др.). На базе "Типового закона об электронной торговле", разработанного Комиссией ООН по праву в международной торговле (ЮНСИТРАЛ), создаются правовые нормы, обеспечивающие защиту конфиденциальности передаваемой информации и защиту авторских прав, обеспечивающие идентификацию подписи в документах. Ряд уже принятых в рамках ГАТС правил, касающихся телекоммуникационных и финансовых услуг, прямо относится к сфере онлайновой торговли. Однако многие аспекты регулирования е-торговли только намечены и требуют дальнейшей проработки. Даже само понятие "е-коммерция" вызывает споры.

В рамках "Раунда тысячелетия" наиболее острые дискуссии развернулись вокруг проблемы либерализации аграрных рынков. В ответ на претензии развивающихся стран ЕС выдвинули инициативу "все, кроме оружия" (ЕВА), предполагающую одностороннее открытие рынков для товаров беднейших стран мира. Европа взяла на себя обязательства решить проблему определения страны происхождения товара. США согласились открыть 97% своих рынков (отмена квот, нуллификация пошлин), то есть за США оставался выбор 3% экспорта из каждой страны, который может быть защищен.

Лукавство в том, что в эти 3% вошли именно те товары, которые реально способны экспортировать экономически слабые страны: сельскохозяйственная продукция и текстиль. Так, в 2004 г. Республика Бангладеш экспортирована в США 409 тарифных позиций. Но ее лучшие, наиболее конкурентные 12 позиций (3% от всех тарифных позиций) составили 59,7% от общей суммы экспорта в США. Это означает, что США могут создавать барьеры на пути почти 60% бангладешского экспорта[5]. Официальное обоснование "правила трех процентов" состоит в том, что оно затрагивает "особо чувствительные отрасли". Таким образом, США, призывая развивающиеся страны поскорее адаптироваться к либерализации мировой торговли, упорно защищают менее конкурентные отрасли своей экономики. Такой подход не только иллюстрирует политику "двойных стандартов", но и является инструментом политики "разделяй и властвуй". Развивающиеся страны борются между собой за право преференциального доступа на внутренний рынок США. Предпочтительный доступ для африканских стран (Закон о развитии и возможностях для Африки – AGOA) может снизить долю азиатских товаров на рынке США. Такой подход противоречит самой идее создания многосторонней торговой системы.

Основная коллизия Пятой министерской конференции в Канкуне (2003), работавшей в контексте "Дохийской повестки дня", состояла в противоборстве консолидированной позиции Группы 22 (Бразилия, Индия, Китай, ЮАР и др.) и Группы "квадро". Компромисс мнений так и не был найден.

Шестая конференция министров в Гонконге (2005) должна была наконец "сдвинуть с мертвой точки" переговоры по "повестке дня Дохийского раунда" (DDA). От США требовали существенного снижения объемов внутренней поддержки сельскохозяйственного производства, от ЕС – снижения сельскохозяйственных импортных тарифов. В обмен на это развивающиеся страны могли бы снизить тарифы на импорт промышленной продукции. После сложных дебатов участники согласовали текст итоговой декларации, в которой было зафиксировано всеобщее согласие на отмену всех экспортных сельскохозяйственных субсидий с 2013 г., а для производителей хлопка – уже с 2006 г. и предоставление беспошлинного ввоза на 97% продукции из наименее развитых стран к 2008 г. Министры торговли договорились завершить согласование условий перехода к новым правилам, прежде всего снижение таможенных пошлин на продовольствие на рынках развитых и развивающихся стран, до 30 апреля 2006 г. Но даже к августу 2006 г. позиции не были до конца согласованы. Попытки найти компромисс на встрече в Женеве между США, ЕС, Бразилией, Австралией, Японией и Индией, прошедшие в июле 2006 г., не дали результата. Дальнейшие переговоры были отложены на неопределенный срок.

На седьмой Министерской конференции, которая состоялась в конце 2009 г. в Женеве, основным предметом обсуждения стала тема: "ВТО, многосторонняя торговая система и современное состояние мировой экономики". Согласно распорядку на конференции не проводились переговоры по Дохийскому раунду переговоров.

Восьмая конференция министров (2011) была знаменательна тем, что на ней было одобрено присоединение России, а также Черногории и Самоа к ВТО. Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации вступил в силу 22 августа 2012 г. Таким образом, РФ стала 156-м членом ВТО. Вступление России в ВТО оказало влияние и на взаимоотношения с США, которые до этого момента регулировались на двустороннем уровне и находились под постоянным давлением действовавшей с 1974 г. поправки Джексона – Вэника, которая налагала ограничения на торговлю американских фирм с СССР, а затем и с Россией. В декабре 2012 г. президент США Барак Обама официально отменил эту поправку. Одновременно американской стороной вводятся санкции против российских чиновников, причастных к смерти аудитора Hermitage Capital Сергея Магнитского (закон Магнитского).

В 2012 г. Россия присоединилась к Рабочим группам по присоединению к ВТО Казахстана и Беларуси. Единовременное присоединение трех стран, входящих в Таможенный союз ЕврАзЭС, было отклонено со стороны ВТО.

В этом же году 42 страны – члены ВТО договорились о либерализации доступа к правительственным закупкам. Заседания трех Рабочих групп были посвящены такой проблематике: "Важность системы многосторонней торговли и ВТО", "Торговля и развитие" и "Развитие Дохийской повестки дня". Председатель Министерской конференции Министр торговли Нигерии Олусегун Аганга отметил, что "ключевым вопросом" для выведения из тупика буксующих на протяжении десяти лет переговоров раунда Доха является баланс между быстро развивающимися и развитыми странами в отношении их вклада и ответственности. В заявлении председателя отмечалось, что многие министры призвали своих коллег взять на себя обязательство "о статус-кво" по всем формам протекционизма. Это обязательство особенно отстаивала Кэрнская группа[6] основных производителей сельскохозяйственной продукции. Однако другие развивающиеся страны подчеркивали свое право на использование в соответствии с требованиями ВТО политического пространства для маневра в политике с целью достижения экономических целей и целей развития. Министры договорились о предоставлении временного освобождения от обязательств для стран, которые собираются обеспечить более широкий доступ к своим рынкам услуг для наименее развитых стран – даже если это означает отклонение от режима наибольшего благоприятствования. Пять стран Латинской Америки – Боливия, Куба, Эквадор, Никарагуа и Венесуэла – распространили документ, в котором отметили "ограничительную и недемократическую практику" процесса консультаций по подготовке к министерской встрече. По их мнению, документ, который был согласован до встречи министров, "представляет собой лишь мнение отдельных членов", и поэтому эти страны отмежевались от консенсуса.

В декабре 2013 г. работа девятой Министерской конференции ВТО завершилась принятием пакета соглашений, состоящего из десяти документов. В их числе соглашение по торговым процедурам, пять документов сельскохозяйственного блока (в том числе соглашение по продовольственной безопасности и декларация по экспортной конкуренции), а также четыре документа по поддержке наименее развитых стран. Эти договоренности стали важным шагом на пути завершения Дохийского раунда. Министр экономического развития А. Улюкаев по итогам конференции заметил, что принятые меры, в частности, упрощение торговых процедур, означают существенное улучшение условии экспорта для российских компаний, в том числе экспортеров товаров с высокой степенью добавленной стоимости, товаров химии, нефтехимии, целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроения, металлообработки. Этот результат может измеряться десятками миллиардов рублей полученного дополнительного дохода и серьезного увеличения объемов экспорта. Блок соглашений по сельскому хозяйству открывает дороги к дальнейшему улучшению параметров международной торговли сельхозпродукцией в рамках Дохийского раунда, в том числе связанного с отменой экспортных субсидий, которые применяются, прежде всего, в США и ЕС[7].