Трагическое

Под трагическим понимается такое не разрешаемое через синтез противоречие, которое делает неизбежным страдание (нравственное и физическое) героя и зачастую приводит его к смерти.

Осмысление трагического в жизни и искусстве начинается уже в античности, в связи с развитием жанра трагедии. Несмотря на то что античная эстетика не рассматривает трагическое в виде категории, анализ античной драматургии позволяет сделать вывод о тех общих представлениях о трагическом, которые были актуальны для античной культуры. Во-первых, в основе трагического лежит этический конфликт, разрешение которого неизбежно связано со страданием и возможной смертью героя. Страдающим героем трагедии всегда является человек или антропоморфный бог, обладающий свободой действия, но весьма ограниченной, причем обычно эти ограничения связаны с априорными этическими установками, выйти за пределы которых герой не может. Иногда такой трагический конфликт раскрывается как конфликт двух этических норм, законов, согласовать которые невозможно, а корнем конфликта является своеобразная диалектика жизни, в которой человек выступает носителем различных этик, одновременно являясь, например, отцом и гражданином, сыном преступной матери, убившей своего мужа - отца героя, и т.д. В результате в конфликт оказывается вовлеченным долг по отношению к родственникам, долг по отношению к обществу или правителю, религиозный долг и т.п. Иногда конфликт усиливается вмешательством судьбы, рока, который не может быть изменен даже божественным вмешательством.

Для античного человека трагизм бытия если еще не сводится к онтологической проблеме, то уже обретает явные онтологические черты. Жизнь человека наполнена как радостью, так и страданьем, причем зачастую последнее доминирует. Светлую, радостную, блаженную жизнь небожители оставили исключительно для себя, предопределив страдание для всех людей. Образ страдающего бога, тем не менее, античному искусству известен, но, во-первых, не может быть непротиворечивой мифологии, и, во-вторых, страдающий бог часто является аллегорическим изображением страдающего человека, как это имеет место в образе Прометея.

Квинтэссенцией античного понимания трагического является представление о трагизме добровольного выбора в условиях отсутствия "правильного решения", ситуация, которую христианские теологии и моралисты рассматривают как моральное затруднение.

В христианской культуре происходит переосмысление природы трагического. Трагизм мира есть следствие человеческой греховности. Постепенно меняется взгляд и на причины трагического. Причиной его является не рок и не конфликт объективных этических законов, а сам человек, раздвоенность его духовного мира, в котором уживаются противоборствующие силы.

Принято считать, что трагическое отличается от ужасного степенью свободы и личной ответственности. Ужасное характеризуется несвободой, герой оказывается жертвой обстоятельств, влиять на которые он не может, тогда как в трагическом обстоятельства, приведшие к страданию героя и его смерти, обусловлены его непосредственными действиями. Отсюда проистекает специфическая трагическая ирония. Стремясь управлять ходом событий, человек вопреки собственным надеждам и желаниям усиливает трагизм ситуации, т.е. желая избежать трагической развязки, он на самом деле только ускоряет ее. Иногда ужасное понимают как трагическое, лишенное катартического начала, но здесь мы скорее сталкиваемся либо с низменным, либо с отвратительным.