Традиция семейного воспитания

Педагогические традиции в Риме зародились уже в так называемую эпоху царей (VIII –VI вв. до н.э.), когда сложились убеждения в необходимости семьи – дома как ячейки общества и воспитания. Семью оберегало множество богов: они покровительствовали браку и любви, охраняли двери жилища и т.д. Отец выполнял обязанности жреца. Он считался в семье неограниченным властелином. Мать пользовалась куда меньшими правами, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились иод неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашние и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Отношения в семье часто были далеко не идиллическими. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей взрослые творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках. Семья считалась ответственной за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции общественной системе образования. На закате цивилизации идея домашнего воспитания вновь становится ведущей в подготовке подраставшего поколения. "Вся наука из родного дома", – читаем мы у одного из римских писателей V в.

Принципы организации обучения

Первые попытки создания учебных заведений относятся к 449-му г. до н.э. Занятия проводились частными лицами на форуме – месте общественных сходок. К III в. до н.э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни- няньки следили за детьми до 4–5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и рабов-педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться на форум. Ремесло педагога считалось для свободных граждан унизительным.

В первые века новой эры в Риме сложился устойчивый и внешне единый канон содержания, системы и методов образования. В I в. считались основными девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств с двучастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с 7-летнего возраста. В круг дисциплин входили латинская (иногда греческая) грамота, общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской – абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для хорошо успевающих учеников.

Грамматические школы – учебные заведения повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными школами грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях. В этих школах предлагалась более широкая программа. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (законы XII таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников было ограниченным, а обучение – преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки распределить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей предусматривались уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях – легионах.

В IV в. до н.э. появились риторические школы греческого образца. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно – философию. Нередко практиковались диспуты в духе словесной эквилибристики софистов, например прославление мухи. Риторические школы выполняли социальный заказ – готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.

Римская образованность на периферии Античного мира

Римская культура и образованность повлияла на ближних и дальних соседей – лежавший на окраинах античного Средиземноморья так называемый варварский мир. Так, римское образование прочно укоренилось в Галлии, которая была завоевана Г. Ю. Цезарем в 58–51 гг. до н.э. и находилась затем под римским владычеством почти 500 лет. На юге и северо-востоке Галлии в течение этого времени распространились грамматические и риторические школы и одновременно сохранялся институт варварского воспитания, который представляли друиды – жрецы, религиозные наставники.