Лекция 1. Товароведение: цели, задачи, объекты, субъекты, методы товароведения
В процессе жизнедеятельности у человека возникают разнообразные потребности. Они дифференцированы в зависимости от половозрастных, физиологических, психологических особенностей и социального статуса индивида (семьи), типа личности, образа жизни и т.д. Потребности в пище, одежде, жилье относятся к физиологически необходимым для поддержания жизнеспособности и воспроизводства жизни.
Потребности возникают в подсознании человека в результате личного или общественного опыта, на основе информации о совокупности средств удовлетворения потребностей и обусловлены сто материальными возможностями.
Потребности создают покупательский спрос, в соответствии с которым предприятия разрабатывают и производят продукцию.
Продукция - это результат деятельности, представленный в материальной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и других целях.
Продукцией являются технологическое сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия, которые выпускаются производственными предприятиями, индивидуальными предпринимателями в рамках технологического процесса.
На предприятиях торговли, куда поступает продукция, ее группируют в зависимости от характера спроса и реализуют покупателям. В процессе перехода продукции из сферы производства в сферу товарного обращения она становится товаром. Иными словами, товар - это продукция, предназначенная для обмена путем купли-продажи. В ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" дается следующее определение: "Товар - это любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица другому по договору купли-продажи".
Товары являются объектом изучения товароведения.
Товары народного потребления - это товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Товары производственного назначения - это товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.
Удовлетворение потребностей людей происходит в процессе использования товаров, например при ношении одежды, обуви, потреблении продуктов или при сенсорном восприятии предметов (цветы, парфюмерия), интеллектуальном осмыслении, вызывающем эмоциональное, психологическое удовлетворение (книги, музыка, развлекательные программы для персональных компьютеров, видеофильмы и др.). Товары удовлетворяют потребности благодаря своим свойствам. Степень ценности товара зависит от его свойств и индивидуальна для каждого человека.
Предметом изучения товароведения является потребительная стоимость товара. Она создается природой, трудом человека в рамках технологического процесса, из исходных материалов формируясь в продукцию, назначением которой является удовлетворение материальных или духовных потребностей людей.
Потребление товара носит массовый характер, но имеет особенности, индивидуальные для каждого человека.
Продукты труда, произведенные для личного потребления, обладают индивидуальной потребительной стоимостью, оцениваемой с индивидуальных позиций создателя. Продукты труда, предназначенные для общественного потребления, обладают общественной потребительной стоимостью, оцениваемой с позиций совокупности потребителей, для которых произведен товар.
Общественная потребительная стоимость товаров характеризуется двумя неразрывно связанными сторонами: материально-вещественной и социально-экономической. Ученые выделяют единичную общественную потребительную стоимость (единичная потребительная стоимость, потребительная стоимость) и совокупную общественную потребительную стоимость товаров. Удовлетворение потребностей отдельного человека и его семьи обусловлено единичной потребительной стоимостью.
Один и тот же товар своей единичной потребительной стоимостью для разных потребителей может различаться.
Совокупная общественная потребительная стоимость товаров создается для удовлетворения потребностей общества или отдельных его групп. Она формируется единичными потребительными стоимостями, поэтому степень удовлетворения потребностей зависит не только от качества товара, но и от его количества. При перепроизводстве или снижении платежеспособности покупателей часть товаров может потерять свою реальную потребительную стоимость и стать бесполезной. Поэтому общественная потребительная стоимость товаров определяется их качеством и количеством, у нее есть качественные и количественные характеристики.
Таким образом, товароведение изучает единичную потребительную стоимость, удовлетворяющую потребности людей и характеризуемую в товароведении категорией "качество", и совокупно-общественную потребительную стоимость, призванную удовлетворять потребности социальных групп и характеризуемую категорией "ассортимент".
Это обусловливает два основных блока задач товароведения.
1.В категории "ассортимент" товаров:
- систематизация ассортимента товаров на основе современных методов классификации и кодирования;
- изучение свойств и показателей ассортимента для анализа и управления ассортиментной политикой производственных предприятий и коммерческих организаций.
2. В категории "качество" товаров:
- определение основополагающих характеристик товаров, номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров;
- оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;
- выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;
- выявление факторов, определяющих и обеспечивающих сохранность качества товаров на разных этапах их технологического цикла.
Метод товароведения основан на комплексном естественно-техническом и социально-экономическом системном подходе к изучению потребительной стоимости, ассортимента и качества товаров. Товароведение изучает качественные и количественные проявления потребительной стоимости товаров, условия ее изменения при хранении, транспортировании, эксплуатации и потреблении товара. Потребительная стоимость обусловливается свойствами товара. Знание простых и комплексных свойств является основой товароведной оценки качества товаров.
В рамках товароведного исследования и оценки качества товаров изучаются их физические и химические свойства (масса, цвет, размер, гигиеничность, прочность, долговечность и т.д.), которые зависят от состава, строения, структуры материалов и товаров.
Товароведение базируется на естественных науках (физике, химии, биологии) и технологических отраслевых дисциплинах. Без знания природы и особенностей технологии производства, сущности технологических процессов производства информация о товаре является поверхностной и нецелостной. Товароведение связано и с социально-экономическими дисциплинами - маркетингом, организацией и технологией коммерческой деятельности, экономикой. Их объединяют последующие и сопутствующие межпредметные связи.
Информация о свойствах и качестве товаров является основой рационального формирования ассортимента товаров определения норм потребления товаров и объема спроса создания рекомендаций по рациональному использованию и обслуживанию товаров и т.д.
Товароведение - это комплексная социально-экономическая и естественно-техническая дисциплина, изучающая закономерности проявления, формирования, оптимизации, развития ассортимента и качества, раскрывающая возможности практического использования познанных законов в системе общественного воспроизводства с целью удовлетворения неуклонно развивающихся материальных и культурных потребностей.
Товароведение возникло в XVI в. в связи с развитием внешнеторговых связей. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 г. в Италии, в Падуанской университете. В России первым изданием по товароведению стала "Торговая книга", изданная в 1575 г. для "торговых людей".
Товароведение как учебная дисциплина состоит из общего и специального разделов. Общее товароведение изучает фундаментальные теоретические аспекты, взаимосвязи между свойствами товаров, закономерности их проявления. Специальное товароведение посвящено изучению отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, их видов и свойств исходного сырья, материалов, способов их получения, влияния основных технологических процессов и конструкций изделий на формирование потребительских свойств, ассортимента товарных групп, требований к качеству, маркировке, упаковке, транспортированию и хранению.
Научно-экспериментальная разработка требований к изделиям данного назначения, всестороннее изучение свойств материалов, установление большей или меньшей их пригодности для выработки данных изделий, выбор показателей качества, разработка методик проведения товароведных оценок составляют предмет товароведных исследований, а оценка качества товаров по установленным показателям - предмет товароведных испытаний.
Товароведение - наука, обладающая высокой социальной адресностью. Настоятельную необходимость в ней ощущают практически все работники сферы товарного обращения, а также потребители. В условиях активной конкуренции сложно представить производственное предприятие, предприятие общественного питания или торговли, которое не испытывало бы потребности в специалистах, владеющих знаниями в области товароведения и экспертизы товаров.
В сфере торговли субъектами товароведной деятельности являются товароведы-эксперты. Подготовка таких специалистов ведется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и среднего профессионального образования.
В Стандарте указано, что основными видами профессиональной деятельности выпускника по специальности "Товароведение и экспертиза товаров" являются товароведная, экспертная, оценочная, коммерческая (по закупкам и реализации товаров); экономико-производственно-управленческая и учетная, экономико-учетная, маркетинговая (исследование структуры потребностей населения в товарах, анализ спроса и потребления, реклама товаров и др.), экспериментально-исследовательская. Разумеется, основная деятельность такого специалиста - товароведная, которая включает в себя управление ассортиментом товаров; проведение сертификации товаров и услуг, измерение и оценку потребительной стоимости уровня качества и конкурентной способности и др.
На территории России действует стандарт "Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу", где указаны должностные обязанности и функции товароведа.
Товароведная деятельность не ограничивается только работой в системе торговли. Товароведы-эксперты работают на предприятиях разных отраслей народного хозяйства:
- в оптовой и розничной торговле (в качестве товароведа, менеджера по закупкам, менеджера по продажам товара, руководителем организации);
- на производственных предприятиях (в качестве менеджера по сбыту продукции, работника отдела технического контроля, менеджера по качеству);
- в лабораториях Федеральной таможенной и Федеральной налоговой служб (в качестве эксперта, оценщика, научного сотрудника, руководителя лаборатории);
- в центрах сертификации продукции и услуг (в качестве эксперта, дегустатора, научного сотрудника, руководителя лаборатории или испытательного центра);
- в экспертных центрах и испытательных лабораториях, выполняющих экспертизы товаров.
Подготовка товароведов ведется в рамках среднего специального и высшего профессионального образования в образовательных учреждениях Российской Федерации. Кроме того, дополнительное профессиональное образование товароведов осуществляет Отраслевой центр повышения квалификации работников торговли.
Товароведение является важным инструментом не только в руках эксперта сертификационного центра, инженера и технолога на производстве и торгового работника, но и рядового потребителя.
Потребитель - это человек, который потребляет (продовольственный товар) или эксплуатирует (непродовольственный) приобретенный или переданный ему безвозмездно товар.
Научно-технический прогресс, развитие средств массовой информации, Интернет сделали доступными информационные ресурсы, раскрывающие принципы выбора, правила использования товара и ухода за ним, обеспечили возможность обмена мнениями потребителей на интернет-форумах.
Такая информация вооружает покупателя против недобросовестного изготовителя, выпускающего дефектную, низкокачественную продукцию; необразованного и корыстолюбивого продавца, работающего только для получения максимальной прибыли; специалиста по рекламе, вводящего потребителя в заблуждение.