Лекция 9. Товарный менеджмент в торговле
В результате изучения материала данной главы студент должен:
знать
• структуру, процедуры, документацию, ответственность и полномочия субъектов управления в подсистемах СМК торговых организаций: приемка по качеству, закупочная деятельность, управление ассортиментом, торговое обслуживание, хранение товаров;
уметь
• оценивать результативность процессов, проходящих в подсистемах СМК торговых организаций;
• применять принципы товарного менеджмента при закупке и продвижении товаров;
владеть
• основными организационными и управленческими функциями, связанными с закупкой, поставкой, транспортированием, хранением, приемкой и реализацией товаров;
• алгоритмом прохождения процедур сертификации СМК торговой организации.
Роль и значение сферы обращения в формировании товароведных характеристик товаров
Обращение товаров — сфера деятельности, предназначенная для доведения товаров от производителя до конечного потребителя.
В сфере торговли товародвижение осуществляется в рамках технологического и торгового процессов.
Торгово-технологический процесс — комплекс последовательных операций, обеспечивающих процесс продажи и покупки и товародвижения.
Этапами технологического процесса являются упаковывание, хранение, транспортирование товаров и их товарная обработка. Задачей производителей и продавцов на этом этане обращения является сохранение товароведных характеристик товара (прежде всего, качества и количества), сформированных на производственных стадиях.
ОГЛАВЛЕНИЕ торгового процесса определяется следующими этапами:
• закупочной деятельности;
• управления товарными запасами;
• реализации товаров;
• дополнительного обслуживания покупателей.
Эти этапы играют большую роль в формировании таких характеристик, как ассортимент и конкурентоспособность товаров. Основная задача продавца состоит в формировании такого уровня торгового обслуживания, которое обеспечивало бы высокую удовлетворенность потребителей.
Достижение высокой удовлетворенности потребителей — основная цель системы менеджмента (СМК) торговой организации. Поскольку торговая организация (как и любая организация, действующая на рынке) зависит от своих потребителей, то она не может не иметь СМК. Другое дело, что не всякая организация имеет документированную СМК и очень незначительная часть организаций имеет СМК, отвечающую требованиям ИСО 9001 и получившую соответствующий сертификат соответствия.
В Приложении 2 представлен перечень элементов СМК. Большая часть из них является объектом анализа СМК в торговых организациях.
Первым шагом к созданию документированной СМК является разработка стандартов торговой организации. Стандарты направлены на унификацию внутренних процедур организации для предупреждения ошибок, которые допускают сотрудники. Хотя они со временем уходят из торговли, но опыт, зафиксированный ими в документах, остается достоянием торговой организации.
Результативность торговых процессов достигается за счет правильного распределения ответственности и полномочий. Поэтому в стандартах больших торговых организаций (например торговых сетей) необходимо предусматривать рациональное взаимодействие отделов организаций (торгового отдела, отдела логистики, юридического отдела и т.д.) для предупреждения споров и достижения коллективного стиля работы.
Для предупреждения и разрешения споров между подразделениями и работниками полезен документ "Матрица ответственности". Если в этой матрице по вертикали задать функции, а но горизонтали — исполнителей, то на пересечении строк и столбцов можно указать характер управленческого воздействия при выполнении этих функций (исполнение, контроль, согласование):
Функция |
Ответственные подразделения |
1. |
|
2. |
Например, в выполнении функции "взыскание штрафов за поставку продукции ненадлежащего качества" участвуют службы качества, юридический отдел, бухгалтерия. Для предупреждения споров из-за несвоевременного взыскания штрафов и как следствие понесенных убытков организацией определяется подразделение, ответственное за выполнение этой функции.
Ниже рассматриваются следующие подсистемы СМК торговых организаций:
• приемка по качеству;
• закупочная деятельность;
• управление прогнозированием спроса;
• управление ассортиментом товаров;
• управление товарными запасами;
• новые товары;
• торговое обслуживание;
• хранение товаров;
• управление экспертизой товаров.
Именно эти подсистемы оказывают существенное влияние на товароведные характеристики товаров и эффективность хозяйственной деятельности торговых организаций.
При анализе подсистем обращается внимание на такие элементы СМК, как:
1) процедуры;
2) сущность и результативность процессов;
3) применяемая документация;
4) ответственность и полномочия субъектов управления;
5) взаимодействие и обмен информацией персонала и подразделений организации;
6) управление несоответствующей продукцией.