Товарные отраслевые соглашения
С 1995 по 2005 г. таких Соглашений было два – (а) по сельскому хозяйству и (b) по текстилю и одежде. Последнее с 1 января 2005 г. утратило силу в связи с истечением 10-летнего срока, на который оно было заключено. По этой причине об этом последнем Соглашении рассказывается в прошедшем времени.
а) Соглашение по сельскому хозяйству / Agreement on Agriculture (далее по тексту настоящего параграфа – Соглашение) – "...определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе"[1]. Объем его русского перевода занимает немногим более 20 страниц, 13 из которых – само Соглашение, порядка 10 остальных – Приложения. В соответствии с его ст. 17,18 при Совете ВТО по товарной торговле учреждается и функционирует Комитет по сельскому хозяйству – постоянно действующий орган, администрирующий реализацию Соглашения.
Для правильного определения общих предметных рамок действия Соглашения его (точнее – Приложение 1 к нему и ссылающуюся на него ст. 2) нужно изучать, держа в руках еще один (самостоятельный) документ, называющийся Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (Harmonized Commodity Description and Coding System), разработанный не ВТО, а другим международным объединением, хотя и весьма схожего наименования – Всемирной таможенной организацией/ ВТО-СТС[2] (World Custom Organization/WCO)[3]. Для правильного же определения предметных рамок его действия применительно к каждому конкретному государству-члену ВТО необходимо иметь перед глазами еще и его Schedules, а в них смотреть часть IV.
Существует несколько видов обязательств стран-членов ВТО в сфере сельского хозяйства. Два главных из них суть следующие: обязательства в отношении (1) ограничения поддержки национальных производителей сельскохозяйственной продукции и (2) ограничения либо запрета субсидирования ее экспорта. Как видим, ОГЛАВЛЕНИЕ этих обязательств неоднородно: внутреннюю поддержку производителей сельскохозяйственной продукции достаточно ограничить (сократить), а вот субсидирование экспорта в некоторых случаях может быть и полностью исключено (отменено, запрещено).
Сокращение поддержки отечественных производителей сельскохозяйственной продукции выражается в запрете оказания такой поддержки в любых формах, если она превышает уровень, предусмотренный разделом 1 части IV Schedules (п. 2 ст. 3, ст. 6, 7 Соглашения). Но и эти обязательства не являются безусловными – в Приложении 2 к Соглашению перечислены обстоятельства, являющиеся основаниями для освобождения от (прекращения) этих обязательств, а также формы и цели допустимости подобной поддержки. Основное требование к ним установлено п. 1 Приложения 2: "...меры внутренней поддержки, в отношении которых запрашивается освобождение от обязательств по сокращению, должны отвечать важнейшему требованию: не оказывать или оказывать как можно меньшее неблагоприятное воздействие на торговлю или производство" [сельскохозяйственной продукции]. Приложения 3 и 4 определяют масштабы такой поддержки.
Что же касается субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции, то оно ограничивается (запрещается) не все целиком, а только в шести формах, перечисленных в п. 1 ст. 9 Соглашения[4]. Принцип здесь такой: по группам сельскохозяйственных продуктов, перечисленных в разд. 2 части IV Schedules, размер субсидирования не должен превышать указанного в нем предела, а по группам продуктов, не упомянутых в этом разделе, экспортные субсидии вообще предоставляться не должны (п. 3 ст. 3, ст. 8–11 Соглашения). Именно так – в системе с названными нормами – должна трактоваться ст. 8 Соглашения – норма, на первый взгляд безусловно и во всех случаях запрещающая всякое субсидирование экспорта. На самом деле не все так страшно.
Третий (и последний) тип обязательств стран-членов ВТО в области сельского хозяйства касается (3) отмены, отказа от применения существующих и от введения новых импортных таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, а также любых иных платежей, которые могут быть в такие пошлины трансформированы – специальных защитных мер (ст. 4 Соглашения). Исключения из этого правила установлены в ст. 5 и касаются ситуаций импорта или слишком больших объемов сельскохозяйственной продукции или ее импорта по слишком низким ценам. Чем больше объем импорта (см. п. 4 ст. 5) и чем меньше его цена (см. п. 5 ст. 5) – тем более высокая импортная пошлина может быть установлена (см. также Приложение 5 к Соглашению). Любопытно, что за базовый уровень импортной цены принимается цена поставки на условиях СИФ, выраженная в национальной валюте. Специальные защитные меры вводятся в уведомительном порядке и могут быть отменены по требованию заинтересованных членов либо решению Комиссии ВТО (п. 7 ст. 5 Соглашения).
Помимо собственно обязательств стран-членов ВТО Соглашение по сельскому хозяйству (ст. 12) устанавливает небольшие условия правомерности ограничения экспорта сельскохозяйственной продукции – ситуации, по нынешним временам почти фантастической, возможной разве только в каких-нибудь особо тяжких обстоятельствах (типа глобальной засухи, наводнения, неурожая, пожаров и т.п.). Главные из них – прозрачность и предупредительность, т.е. но возможности заблаговременный характер уведомления о предстоящих ограничениях этого рода.
Остальные статьи сельскохозяйственного Соглашения ВТО носят организационно-технический характер.
b) Соглашение по текстилю и одежде / Agreement on Textiles and Clothing – "...определяет [а вернее сказать, до 1 января 2005 г. определяло] особенности регулирования торговли текстилем и одеждой". Это был весьма объемный документ, занимавший в русском переводе порядка 55 страниц, но только 20 из них приходилось на само Соглашение, а остальные 35 занимало единственное приложение. Его задачей было установление универсальных предметных рамок ero применения – здесь разработчики посчитали недостаточным просто сослаться на Гармонизированную систему описания товаров Всемирной Таможенной Организации, а предпочли воспроизвести (процитировать) ее соответствующий раздел – отсюда и большой объем Приложения.
Общий смысл Соглашения заключался в том, чтобы возложить на государства-члены ВТО обязательства по проведению таможенной и внутренней торговой политики, направленной па расширение допуска на национальный рынок небольших импортных поставщиков текстиля и одежды. Соглашение это отличалось тем, что вводилось в действие для каждого, вновь присоединившегося государства, постепенно и действовало в отношении далеко не всех товаров сразу – этому вопросу была посвящена очень длинная ст. 2. На время его постепенного введения в действие (переходный период) государствам-членам разрешалось применять некоторые (определенные в ст. 6, тоже очень длинной) защитные меры.