Лекция 7. Товарно-денежные отношения
Из предыдущей главы мы узнали, что рынок – это исторически развивающееся в течение многих столетий экономическое отношение, которое имеет ряд этапов развития и соответствующие виды. Можно выделить следующие этапы в развитии рынка.
Первый вид рынка возник в результате образования товарного производства. Рынок стал формой обмена одних продуктов товарного производства на другие товары. Такой обмен получил название бартер (от англ, barter – товарообмен). Бартер сохранился до нашего времени, поэтому студентам предлагается ответить на вопрос.
Задача
Что такое бартер и бартерная сделка?
Ответ дан в конце гл. 7.
Второй вид рынка начал развиваться при появлении денег. Тогда возникло обращение: форма обмена одних товаров
на деньги и денег – на другие товары. Отсюда вытекает общее определение рынка.
• Рынок – совокупность всяких сделок купли-продаж товаров и услуг посредством денег.
Из такой совокупности экономических отношений можно вывести формулу одной рыночной сделки:
Продавец – Товар – Деньги – Покупатель.
Эта формула показывает строение одной "клеточки" рынка. Весь "организм" рынка состоит из таких "клеточек".
Примечательными особенностями этих элементов рыночных отношений являются следующие экономические отношения. Во-первых, в каждой рыночной сделке участвуют владельцы товаров и денег. Во-вторых, собственник товара – продавец – в результате сделки становится владельцем денег, а собственник денег превращается во владельца товара. В-третьих, в товарно-денежном обращении на рынке деньги выполняют мимолетную функцию и продолжают обслуживать все новые и новые рыночные сделки, связывая между собой других продавцов и покупателей.
Организму рынка свойственно развитие. Чем дальше уходит рынок от момента своего зарождения, тем быстрее он изменяется, преобразуется и вширь, и вглубь, качественно обновляясь по многим параметрам.
Какими стали рыночные отношения в XXI в.?
Можно отметить несколько существенных перемен в рыночных отношениях. Первое направление перемен: рынок территориально расширяется по мере роста товарного производства. Обычно этапами такого расширения являются:
1) местный рынок (село, город, регион, часть страны);
2) национальный рынок;
3) мировой рынок.
Соотношение объема понятий, отражающих исторически последовательный рост рыночного пространства, показано на рис. 7.1.
Второе направление перемен: в последнее столетие стал стремительно развиваться мировой рынок. Если за 40 лет до Второй мировой войны объем международной торговли вырос в два раза, то за 50 лет после войны – более чем в 30 раз.
Рис. 7.1. Соотношение объемов понятий: местный, национальный и мировой рынки
Третье направление перемен: на национальном и международном рынках изменился временной режим работы рынка. Если в сельской местности в старину рыночная торговля велась, как правило, раз в неделю, то сейчас многие рыночные учреждения работают круглосуточно.
С конца XX в. возник и быстро развивался особо важный для экономического прогресса всех стран международный рынок технологий. Об этом подробнее будет сказано в гл. 23.
Итогом всех изменений рыночных отношений в конце XX и в начале XXI вв. стало формирование всеобъемлющей системы рыночных отношений. В нее входят все основные виды производства, продуктов и факторов реальной экономики (рис. 7.2).
Чтобы лучше разобраться в системе рынков, указанных на рис. 7.2, студентам целесообразно решить практическую задачу.
Задача
С какими видами рынков связаны члены домашних хозяйств?
Ответ дан в конце гл. 7.
С образованием широко развитой рыночной системы резко возросла ее активная экономическая роль. Рынок стал обеспечивать производство и потребление всеми необходимыми для развития субъективными, материальными, финан-
Рис. 7.2. Система рынков
совыми и духовными условиями. Так возникло то новое состояние реальной экономики, когда все ее элементы испытывают системное воздействие рыночных отношений.
На разных исторических этапах рыночная система находилась в различных состояниях в зависимости от внутренних и внешних факторов развития. Это определило две разные формы соответствующих экономических отношений – свободный и регулируемый рынки.