Лекция 6. Товарная политика организации
В результате освоения данной главы студент должен:
знать
• ОГЛАВЛЕНИЕ мультиатрибутивной модели товара;
• классификацию товара;
• концепцию жизненного цикла товара;
• технологию создания нового товара;
уметь
• отличать торговый знак от бренда;
• принимать решения по торговой марке;
владеть
• понятийным аппаратом в области товарной политики организации;
• методами, способствующими генерации идей для разработки нового товара.
Мультиатрибутивная модель товара и его классификация
Товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот[1].
Маркетологи рассматривают товар с позиции тех выгод, которые желает иметь потребитель, его приобретающий. Исходя из этого под товаром понимается комплекс значимых для потребителя свойств (атрибутов), которые он оценивает с точки зрения обеспечения удовлетворения своих нужд и потребностей и связи с этим готов приобрести его по согласованной цене и в определенном количестве.
Этот подход лег в основу разработки мультиатрибутивной модели товара, которая строится на том, что практическая полезность товара определяется набором атрибутов, которые потребители рассматривают и оценивают с точки зрения их основных качеств (набор функциональных характеристик) и добавленных качеств (свойства товаров, превышающих качества товаров-конкурентов)[2].
Термин "атрибут" обозначает выгоду, которую ищет покупатель. Именно атрибут "создает" услугу и удовлетворение и как таковой используется в качестве критерия выбора. Это "дизайн" часов, "надежность" автомобиля, "бесшумность" принтера и т.д.[3] Атрибутами могут обладать не только функциональные, но и эмоциональные свойства продуктов и покупатель, выбирая товар, обычно учитывает целый перечень атрибутов.
В рамках маркетинга мультиатрибутивная модель товара (услуги) является основой для принятия решений по его (ее) развитию и совершенствованию.
Существует несколько концепций формирования данной модели: двухуровневая, трехуровневая, четырехуровневая и пятиуровневая, в разработке которых приняли участие Ф. Котлер, Т. Левитт, Ж.-Ж. Ламбен, В. Благоев и П. Дисконт. Модели этих специалистов объединяет представление товара как совокупности выгод и благ, приобретаемых для удовлетворения определенных потребностей и желаний (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Концепции мультиатрибутивной модели товара
Автор |
Классификация свойств продукта |
П. Диксон |
• Основные качества (набор функциональных характеристик, присутствующих у всех товаров-конкурентов). • Добавленные качества (характеристики свойств товаров сверх качества товаров-конкурентов) |
Ж. Ламбен |
• Родовые (функциональная полезность). • Периферийные (связанные с основной функцией продукта: комфортность, экономичность, обслуживание и др.). • Добавленные (не связанные с основной функцией, но расширяющие возможность удовлетворения потребителей, например, зачет стоимости сдаваемого подержанного изделия при покупке нового) |
Ф. Котлер |
• Продукт но замыслу (набор функциональных характеристик продукта). • Продукт в реальном исполнении (внешний вид, материал изготовления, эргономика, эстетика). • Расширенный продукт (перечень услуг и льгот, предоставляемых потребителям: гарантии, сервис, доставка) |
В. Благоев |
• Ядро продукции (основное предназначение товара – потребность, которую он удовлетворяет). • Физические характеристики (качество, марка, стиль, упаковка). • Расширенные характеристики (кредит, цена, установка, сервис, гарантии). • Характеристики, связанные с личными особенностями потребителя (общественное признание, преимущества перед конкурентами, новые перспективы, самочувствие) |
Т. Левитт – Ф. Котлер |
• Ключевая ценность (основная потребность покупателя, которая должна быть удовлетворена). • Основной товар (совокупность основных характеристик, способных удовлетворить определенные потребности). • Ожидаемый товар (набор свойств и условий, которые потребитель ожидает получить при покупке – его минимальный набор ожиданий). • Улучшенный товар (товар, отвечающий потребностям сверх обычных ожиданий). • Потенциальный товар (все, что потенциально может быть осуществлено с товаром для получения выгод потребителем) |
Наиболее распространенной концепцией считается трехуровневая модель Ф. Котлера.
Позже Ф. Котлер усовершенствовал четырехуровневую модель Т. Левитта и добавил еще один уровень. Фактически, часто упоминаемая пятиуровневая модель товара – это развернутая концепция Т. Левитта – Ф. Котлера[4].
Рис. 6.1. Пятиуровневая модель товара [5]
Специалисты по маркетингу пользуются множеством разных способов классификации товаров при разработке маркетинговой стратегии (табл. 6.2).
Таблица 6.2
Основные виды классификации товара
Признак классификации |
Виды товара |
Краткая характеристика |
В зависимости от типа пользователя |
Потребительские товары |
Товары и услуги, приобретаемые потребителями для личного или бытового использования (продукты питания, одежда, автомобили и т.п.) |
Товары производственного назначения |
Товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности |
|
В зависимости от степени материальности |
Физические товары |
Товары, имеющие материальное воплощение |
Услуги |
Действия, приносящие человеку полезный результат и удовлетворение |
|
В зависимости от продолжительности использования |
Товары длительного пользования |
Товары, используемые потребителями в течение продолжительного времени (свыше одного года) |
Товары кратковременного пользования |
Товары со сроком использования до одного года или полностью потребляемые за один или несколько циклов |
|
В зависимости от спроса |
Товары повседневного спроса |
Товары кратковременного пользования. Выделяют: • основные товары постоянного спроса – товары, которые потребитель покупает постоянно с минимальными усилиями на их сравнение между собой; • товары импульсивной покупки – товары приобретаются без всякого предварительного планирования и поисков; • товары для экстренных случаев – товары, приобретаемые при возникновении острой нужды |
Товары предварительного выбора |
Малоизвестные товары, требующие изучения их характеристик. Выделяют: • схожие товары, которые сравниваются между собой в процессе выбора по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления, покупки планируются заранее; • несхожие товары, которые отличаются по качеству и цене |
|
Товары особого спроса (престижные товары) |
Товары с уникальными характеристиками или отдельные марочные изделия, ради приобретения которых потребители готовы затратить дополнительные усилия |
|
Товары пассивного спроса |
Это товары, о которых потребители не знают или знают, но обычно не думают об их покупке (страхование жизни, приобретение могильных участков и пр.) |
|
В зависимости от степени совместимости в процессе потребления |
Взаимозаменяемые товары |
Рассматриваются потребителями как альтернативные товары для удовлетворения одинаковых потребностей |
Взаимодополняющие |
Их совместное наличие является необходимым условием для процесса потребления |
Классификация товаров производственного назначения представлена на рис. 6.2.
Рис. 6.2. Классификация товаров производственного назначения [6]
Существуют и другие классификации товара, например, разделение товаров на три группы: традиционные (биржевые, промышленные, потребительские), нетрадиционные (организации, личности, места, идеи) и услуги (бытовые, деловые, социальные).