Лекция 19. Товарная информация: виды, формы, средства, требования, правовая база

Технологические операции, выполняемые с товаром на различных этапах товародвижения, невозможны без информационного обеспечения товара. Информация включает сведения о потребительских свойствах товара, его происхождении, допустимых и недопустимых операциях с товаром и другие данные.

Профессор М. А. Николаева выделяет четыре группы средств товарной информации:

- маркировка (производственная и товарная); информационные ресурсы (нормативные и технические документы);

- реклама (печатная, на радио, по телевидению, в Интернете);

- специальная литература (справочники, словари, научная и научно-популярная литература).

Маркировка товаров

Основным информационным обеспечением конкретного товара является его маркировка и специальная информация для потребителя.

Маркировка - это информация в виде надписей, цифровых, цветовых и условных обозначений, наносимая на продукцию, упаковку, этикетку или ярлык для обеспечения идентификации и ускорения обработки при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании и хранении. Нанесение маркировки на упаковку и (или) продукцию называют маркированием, которое осуществляет изготовитель

(производственная маркировка) или продавец (торговая маркировка) непосредственно на конкретные товары, тару, упаковку одним из следующих способов.

Контактная маркировка на сегодняшний день является самой распространенной. Печать производится с помощью подпружиненной головки, которая с легким касанием позволяет делать надписи даже на движущихся изделиях.

Электрокаплеструйная маркировка наносится путем бесконтактного нанесения буквенно-цифровой и графической информации на любой вид поверхности. Изображение символов на маркируемом объекте представляет собой матрицу капель, столбцы которой образуются электрической разверткой пропорционально величине заряда капель, а вторая координата получается за счет относительного перемещения маркируемого объекта и печатающей головки. Крупносимвольные каплеструйные принтеры для бесконтактной маркировки устанавливаются на линии и позволяют наносить требуемую информацию на любую пористую поверхность (короба) с различной высотой символов и обладают множеством функций. Принтеры больших знаков используют так называемую DOD (drop-on-demand)-технологшо, основанную на разовых выбросах чернильных капель из печатающей головки.

Лазерная маркировка в силу своей высокой стоимости только начинает завоевывать рынок. Принцип действия - полное удаление верхнего слоя упаковочного материала перемещаемым по нему лазерным лучом.

Маркировка обеспечивает работников торговли и потребителей основной информацией о товаре, дает возможность идентифицировать товар, помогает сориентироваться при выборе товара.

Изготовитель наносит производственную маркировку на этикетки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы, кольеретки и др.

Потребительская маркировка - это информация об изготовителе, количестве, характеристиках, качестве, цене товара. Например, маркировка автомобильной шины (рис. 19.1) содержит информацию о конструкции, размерах, максимально допустимой нагрузке, скорости движения; маркировка лакокрасочных материалов - информацию о пленкообразующем веществе, составе, условиях использования и применения (см. прил. 4).

Рис. 19.1. Маркировка шины автомобиля

Продавец наносит торговую маркировку на ценники, товарные или кассовые чеки, штампы, упаковку, товар.

В частности, маркировка одежды наносится на товарный ярлык (любой формы) и содержит следующее:

- товарный знак изготовителя, его наименование, подчиненность и местонахождение;

- наименование изделия, номер модели, нормативного документа на изделия, артикул изделия или номер по прейскуранту;

- размер изделия;

- сорт;

- дату выпуска (месяц, год);

- клеймо контролера-изготовителя.

Дополнительные реквизиты: для верхних швейных и трикотажных изделий - соответственно артикул материала верха и артикул полотна; для бельевых трикотажных изделий - группа отделки и прочность окраски; для швейных изделий, изготовленных на подкладке, - рекомендации по уходу.

Транспортная маркировка содержит сведения о получателе, отправителе и способах обращения с упакованной продукцией при ее транспортировании и хранении.

Требования к маркировке товаров регламентируются в стандартах и общих технических условиях продукции. Маркировка может содержать текст, рисунок, условные обозначения, информационные знаки. Например, в маркировке источников света - люминесцентных ламп указываются особенности цветопередачи, а в маркировке одежды - размер (табл. 19.1, 19.2).

Таблица 19.1

Маркировка люминесцентных ламп по цветопередаче

Маркировка

Цвет свечения

Д

Дневной

ХБ

Холодный белый

Б

Белый

ТБ

Теплый белый

Е

Естественный

К, Ж, 3, Г, С

Соответственно красный, желтый, зеленый, голубой, синий

УФ

Ультрафиолетовый

Ц

Улучшенная цветопередача

ЦЦ

Цветопередача особо высокого качества

Таблица 19.2

Обозначения размеров мужской и женской одежды

Мужская одежда

Обозначение

XS

S

М

L

XL

Размер

44

46

48

50

52-54

Женская одежда

Обозначение

XS

S

М

L

XL

Размер

32-36

36-38

38-40

40-42

42-44

Маркировка является эффективным способом доведения до потребителя информации о потребительских свойствах товаров. Например, маркировка бытовых электрических холодильников дает информацию о температурном режиме работы или об энергетической эффективности приобретаемых им приборов (рис. 19.2).

Такая маркировка является инструментом энергосберегающей политики. Маркировка энергетической эффективности наносится на электробытовые приборы, строительные и теплоизоляционные материалы, здания, коммунальное теплоэнергетическое оборудование, автотранспорт.

Маркировка электробытовых приборов в разных странах имеет свои особенности. В странах Европейского экономического сообщества маркировка энергетической эффективности наносится на холодильники, морозильники, стиральные, сушильные, посудомоечные машины, кондиционеры, водоподогреватели, микроволновые печи, плиты, источники света; в США - на холодильники, морозильники, стиральные, посудомоечные машины, кондиционеры, водоподогреватели, флуоресцирующие лампы, а также горелки и топочные устройства. В Германии, Англии, Франции подобным образом маркируют строительные и теплоизоляционные материалы, здания, коммунальное теплоэнергетическое оборудование (последнее только в Германии), автотранспорт (только во Франции).

Рис. 19.2. Маркировка температурного режима бытового электрического холодильника

ОГЛАВЛЕНИЕ и структура такой маркировки могут быть следующими.

Об определении классов эффективности см. тему 11 "Оценка качества товаров".

В России ФГУ "Российское агентство энергоэффективности" совместно с ВНИЦ СМВ и ВНИИНМАШ разработан и введен в действие ГОСТ Р 51388-99 "Энергосбережение.

Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения. Общие требования".

Маркировку наносят на изделия в строго установленных нормативными документами местах. Например, маркировку легкового автомобиля наносят на металлическую табличку, в которой указывают модель и номер автомобиля, модель двигателя, варианты исполнения и комплектации. Идентификационный номер (Vehicle Identification Number, VIN) автомобиля дублируют клеймением спереди на водоотражательном щитке и на поперечине заднего пола справа(под задним сиденьем). Модель и номер двигателя выбиваются на блоке цилиндров.

Рис. 19.3. Маркировка энергетической экономичности бытового электрического холодильника

VIN предназначен для идентификации и кодирования автомобилей. Единые международные нормативные документы, устанавливающие принципы построения VIN, обязательные для применения, отсутствуют. С 01.01.2004 в России действует ГОСТ Р 51980-2002 "Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования", в котором построение VIN идентично принципам из стандартов ИСО 3779-1983 и ИСО 3780-1983.

Идентификационный номер состоит из разделов (частей), заполненных значащими символами - арабскими цифрами (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) и латинскими буквами (исключая I, О, Q). Кроме того, можно применять разделители, отмечающие начало и окончание VIN либо отделяющие друг от друга его части.

Номер состоит из трех разделов: всемирный код изготовителя (world manufacturer identifier code - WMI), описательный (Vehicle Descriptor Section - VDS), индикаторный (Vehicle indicator section - VIS).

Учет и контроль присвоения всемирного опознавательного кода изготовителя находится в компетенции Международной организации по стандартизации (ISO) и возложен на Международное агентство (Society of Automotive Engineers, США). Присвоение опознавательных кодов изготовителю осуществляется, по согласованию с Международным агентством, компетентным органом страны, в которой изготовитель имеет основные производственные мощности.

Идентификационный номер присваивают каждому транспортному средству и каждому шасси его изготовителем, наносят на раму, шасси или часть кузова, не являющуюся легкосъемной. Его изображение должно быть нанесено четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающим легкое изменение знаков кода.

Российские предприятия используют отраслевую систему классификации и кодирования транспортных средств. Базовым моделям легковых автомобилей присваивается четырехзначный индекс, в котором первая цифра указывает на класс автомобиля, вторая - тип автомобиля, а третья и четвертая указывают на номер его модели. Для обозначения модификаций базовых моделей автомобилей в индекс могут добавляться дополнительные цифры.

Рис. 19.4. Структура идентификационного номера

Полное обозначение модели включает сокращенное название предприятия-изготовителя. Например: ВАЗ-21109 "………………кий автомобильный завод; 2 - класс автомобиля; 1 - тип (легковой); 10 - номер базовой модели; 9 - номер модификации; "………" - торговая марка.

Этикетки - это эксплуатационный документ, предназначенный для изложения основных показателей и сведений, требующихся для эксплуатации изделия. В ней указывают: наименование изделия, обозначение изделия или его индекс, технические данные, номер стандарта или технических условий, требованиям которых соответствует изделие, сведения о приемке изделия отделом технического контроля (ОТК), сведения о качестве, цену, дату выпуска. Допускается объединение или исключение отдельных разделов эксплуатационных документов.

Этикетирование - нанесение на продукцию или упаковочную единицу этикеток и (или) кольереток.