Тоталитарная партия
В каждом обществе имеются по меньшей мере два слоя: элита этого общества, управляющая им, и все остальное население, подчиняющееся элите добровольно или по принуждению. А. Тойнби называл элиту творческим меньшинством и связывал с его активностью судьбы цивилизаций. Вряд ли эпитет "творческая" приложим к элите любого общества. Существуют общества – и тоталитарные общества в их числе, – вербующие в свою элиту главным образом посредственных, лишенных таланта и творческого начала людей. Тем не менее элита играет центральную роль в жизни общества, и от того, какова элита, во многом зависит то, каким является общество в целом.
В тоталитарных обществах элита консолидируется в особую, единственную в данном обществе правящую партию. Эта партия определяет пути развития общества, задает единую для всего общества шкалу ценностей, по которой членство в партии – высокая честь и которая определяет моральные стандарты общества. Партию, полновластно контролирующую все стороны жизни тоталитарного общества, начиная с политики и экономики и кончая частной жизнью членов общества, можно назвать тоталитарной. О ней с полным правом можно сказать, что она "ум, честь и совесть своей эпохи".
Обычно политическая партия определяется как добровольное объединение, более или менее организованное, действующее более или менее постоянно и преследующее цель во имя определенной концепции общества и его интересов решать самостоятельно или в союзе с другими задачи управления. Ни один из пунктов этого определения не приложим в полной мере к тоталитарной партии. Теоретические основы такой партии разработал Ленин в 1903 г. в своей знаменитой книге "Что делать?". Главные идеи ее хорошо известны. Рабочим суждено совершить пролетарскую революцию и установить свою диктатуру на период создания нового бесклассового общества. Но рабочие сами по себе не способны стать революционерами, они приспосабливаются к капиталистическому обществу, ограничиваются профсоюзной борьбой за удовлетворение своих требований. Для выполнения исторической задачи пролетариата необходима партия совершенно нового типа. Она должна быть немногочисленной партией профессиональных революционеров, подчиненной власти своего штаба, формируемого в соответствии с принципом демократического централизма. В партии должна быть строжайшая дисциплина; свободное обсуждение разрешается до принятия решений, но принятым решениям должны подчиняться все. Можно отметить, что идеи "партии нового типа" не было в марксизме. Маркс и Энгельс представляли себе коммунистическую партию похожей на другие политические партии, и в особенности на партии рабочего класса: "Коммунисты не являются особой партией, противопоставляющей себя другим рабочим партиям... – говорилось в “Манифесте Коммунистической партии”. – Они не выставляют никаких особых принципов, под которые они хотели бы подогнать пролетарское движение". Революционные тоталитарные партии – порождение окрепшего индустриального общества.
Для тоталитарной партии характерно, что она имеет простую и четкую программу радикального переустройства общества, замены существующего социального устройства совершенно новым. Поскольку поставленная цель является неприемлемой для существующего общества и несовместимой с его конституцией, партия называется революционной. И она действительно является революционной, так как цель ее – насильственное изменение существующего конституционного строя и установление своей диктатуры. Программа революционного преобразования общества включает не только создание принципиально нового общества, но и обязательное формирование "нового человека",
без которого это общество невозможно реализовать в полной мере. Программа тяготеет также к выдвижению задачи создания "новой среды" или "новой природы", достойной нового общества и его человека. Коммунистическая программа говорит об утверждении коммунизма во всем мире и о тех материальных богатствах, которые польются полным потоком благодаря исключительно высокой производительности коммунистического труда. Национал-социалистическая программа говорит об утверждении избранной нации на отвечающем ее потребностям жизненном пространстве и опять-таки о материальном изобилии.
Тоталитарная партия имеет собственную оригинальную идеологию, по-новому объясняющую ход исторического развития и представляющую цели, очерченные в программе как закономерный или естественный результат всего предшествующего развития и даже, более того, как высшую точку такого развития, после которой история как таковая завершается. В идеологическом арсенале имеется, как правило, "основная книга", имеющая для данной партии то же значение, ч то и Библия для христиан. Идеология требует, чтобы основные положения программы партии признавались незыблемой догмой, не подлежащей обсуждению. Идеология предлагает новое решение всех экзистенциальных проблем, касающихся смысла истории и человеческой жизни, человеческого счастья, справедливости и т.п. Она обосновывает также новый кодекс моральных предписаний, в котором высшим долгом объявляется служение не обществу в целом, а какой-то узкой его части, а также самой партии.
Тоталитарная партия объявляет себя авангардом определенного радикального социального движения и единственным инструментом, который способен реализовать диктатуру этого движения в период перехода к новому обществу. Поскольку партия стремится повести за собой массы, она, подготавливая их к своему руководству, не оставляет без внимания любые массовые объединения, начиная с профсоюзов и кончая спортивными секциями. Врагами тоталитарной партии являются как старое общество в целом, так и все представленные в нем политические партии и в особенности партии, близкие ей по духу и по электорату, с которыми она считает нужным постоянно размежевываться. Поскольку партия с момента своего возникновения нацелена на монопольную власть и на диктатуру, ее союзы с другими партиями носят сугубо временный характер. Самым большим своим врагом тоталитарная партия как подчеркнуто коллективистическое сообщество считает западное индивидуалистическое общество. Этот внешний враг может иметь своих агентов внутри самой партии, поэтому она должна постоянно проявлять бдительность и бороться с проникновением буржуазных (индивидуалистических) идей и агентов в свою среду. Вместе с тем тоталитарные партии разной и даже одной и той же ориентации могут вести ожесточенную борьбу друг с другом.
Тоталитарная партия отрицает буржуазную демократию и буржуазный парламентаризм. Национал-социализм вообще отрицал полезность всякой демократии. Коммунизм высказывался за социалистическую демократию, результатом которой должно быть избрание подавляющим большинством тех, кто рекомендован партией. В сущности это только иная форма отрицания демократии.
Тоталитарная партия имеет ясную структуру и четкую иерархию. Она всегда нуждается в вожде и постоянно тяготеет к болезни под названием "культ вождя", хотя в коммунистической партии периодически возникает разговор о коллективном руководстве партией, сменяемости руководства и т.п. Руководящее ядро (номенклатура) тоталитарной партии четко отграничивается от всех остальных членов партии и несмотря на постоянно идущие кадровые перестановки остается достаточно стабильным. Тоталитарная партия не допускает внутри себя фракций, по-разному трактующих ее программу и намечающих разные планы будущих действий. Тоталитарная партия отрицательно относится к религии и, придя к власти, не устраняет се полностью только в силу случайных исторических причин. Захватив власть и обеспечив свою монополию, тоталитарная партия отождествляет себя с государством, а государство – с обществом. Тоталитарная партия подозрительно относится к частной собственности и экономической свободе. Коммунистическая партия считает частную собственность основой всех пороков буржуазного общества и, придя к власти, вводит государственную собственность на средства производства и централизованное экономическое планирование. Национал-социалистическая партия ставит частную собственность под жесткий контроль государства и также пытается ввести элементы централизованного планирования.
Находясь у власти, тоталитарная партия сочетает идеологию, призванную вызывать энтузиазм, с террором, постоянно внушающим страх. Будучи монопольной, партия не считает себя связанной конституцией и всячески пытается продлить период своей революционности, не связанности никакими законами.
Тоталитарная партия полностью контролирует все стороны жизни входящих в нее индивидов, не оставляя ни малейшей возможности для их автономии. Не остается суверенной ни сфера их мыслей и чувств, ни сфера их личной жизни. Придя к власти, партия устанавливает тотальный контроль за всеми индивидами, в том числе и не являющимися ее членами. Исключение индивида из партии означает не только завершение его партийной карьеры, но обычно и конец любого его продвижения в тоталитарном обществе, а возможно, и конец его жизни.