Торжественное и дидактическое красноречие
Почетное место в корпусе переводной литературы занимала патристика (от греч. paler – отец). Из сочинений богословов, которые пользовались на Руси авторитетом и почитались как отцы церкви, популярными были произведения Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника и др. Свою главную задачу они видели в толковании и пропаганде основополагающих догматов христианства. В совершенстве владея искусством дидактического и торжественного красноречия, эти авторы через красоту словесную приобщали христиан к красоте духовной. У них древнерусские писатели-риторы учились метафорической емкости образов, когда святой мог уподобляться виноградной лозе или небесному светилу, слова молитвы сравнивались со стрелами, бьющими в цель, а суетная жизнь ассоциировалась с волнующимся морем. Это развивало поэтическое мышление читателя, формировало его литературные вкусы.
Христианство могло успешно бороться с язычеством, только освоив наследие ораторского искусства Античности, основные приемы ведения полемики, воздействия словом на массы. Показательно, что такой профессиональный ритор, как Василий Великий (IV в.), требовал от слушателей активного восприятия текста: они должны были перебивать проповедника, требуя разъяснений, если смысл его слов был не совсем понятен. Если для Василия Великого слово – мощное средство воспитания масс, то для его друга Григория Богослова оно являлось также и средством самовыражения автора. Самым плодовитым и ярким проповедником византийского Средневековья был Иоанн Златоуст (344–407), прозванный так за красноречие. Созданные им, а также приписанные ему слова и поучения входили в состав широко бытовавших на Руси сборников нравственно-дидактического характера: "Златая чепь", "Златосгруй", "Измарагд", Торжественник и др.
Одной из самых читаемых книг в Древней Руси был "Паренесис" Ефрема Сирина (IV в.), сборник слов назидательного характера, обращенный прежде всего к монахам и посвященный проблемам аскезы. Популярность книге принесла разработка эсхатологической темы, связанной со вторым пришествием Христа, Страшным Судом, концом света. Мрачный колорит поэзии Ефрема Сирина был близок древнерусскому человеку, ибо его жизнь омрачал страх перед будущим: преждевременной и неожиданной смертью грозили вражеские нашествия, частые неурожаи и эпидемии.
"Лествица" Иоанна Синайского (VI в.) была посвящена трудному процессу нравственного самосовершенствования. Каждая глава книги - ступень лестницы на пути человека к духовному обновлению – сводилась к характеристике той или иной добродетели: бесстрастия, смирения, чистоты телесной и т.д.
Своды сочинений отцов церкви стали известны на Руси уже в XI в., о чем свидетельствуют "Изборники" Святослава 1073 и 1076 гг. Основу первого из них образуют "Ответы Анастасия Синаита" на вопросы, которые не могли оставить равнодушным древнерусского читателя: "Аще кто жену имы и чада и богатство и о житийскых вещехъ пекыйся, како может угодити Богу и съхраиити заповѣди?"; "Добро ли есть прямь исповѣдовати грѣхы нашя духовьныимъ мужемъ?" и пр. Всего "Изборник" 1073 г. включает 380 статей, среди которых есть трактат о поэтике – "Об образех" Георгия Хировоека, где упоминаются "прсвод" (метафора), "округлословие" (перифраз), "лихоречье" (гипербола) и другие художественные приемы и средства. "Изборник" 1076 г. интересен "Словом некоего калугера о почитании книжном", где автор советует читать книги неспешно и вдумчиво, утверждая, что "красота воину оружие и кораблю ветрила", а "праведнику почитание книжное".
Рано стали достоянием древнерусской литературы переводные сборники отрывков из библейских книг и сочинений отцов церкви – "Пандекты" (Антиоха, Никона Черногорца), где материал был разнесен по тематическим рубрикам. С одной стороны, в них рассказывалось о милостыне, человеколюбии, незлобии, а с другой – о сребролюбии, лености, лжи и т.п. Эти книги заменяли собой целые библиотеки, являясь своеобразным справочным пособием по проблемам христианской этики. Многие из таких нравоучений позднее были внесены в состав Пролога, Кормчей книги, оказали влияние на ОГЛАВЛЕНИЕ и поэтику дидактического красноречия Древней Руси, например "слов" о пьянстве. Выписки из "Пандект" встречаются в публицистических сочинениях Иосифа Волоцкого, Вассиана Патрикеева, Максима Грека. На их основе формировались представления средневекового человека о христианской нравственности.
К античной и византийской мудрости древнерусский человек приобщался, читая такие сборники, как "Пчела". Переведенный в XII в., он состоял из коротких рассказов, анекдотов, поговорок, цитат, расположенных в зависимости от характера прославляемых добродетелей или обличаемых пороков ("О богатстве и о бедности", "О молчании и о тайне", "О грехе и о раскаянии", "Об истине и о лжи" и т.д.). В 71 главе русского текста "Пчелы" содержалось более 2,5 гыс. высказываний на гемы морали, политики, философии, педагогики. Многие изречения приписывались библейским персонажам, античным философам, христианским богословам. Апостол, например, учил: "Не дѣти бывайте умомъ, но злобою млади будите, а умомъ же свершени". Иоанн Златоуст наставлял приобретать книги, заботясь о душевной пользе, а не из желания "явити богатьство свое и гордость". Сократу приписывались слова о том, что начало любого дела должно быть справедливым и верным, как крепким должно быть основание дома или корабля. Он же предупреждал ученика, отдающего все силы на пашне и не радеющего в учении, сколь опасно, возделывая землю, оставлять душу "пустынной и необработанной". Иносказательность, дидактизм и лаконизм – главные приметы произведений, вошедших в состав "Пчелы". Многие из них со временем обрели статус крылатых выражений, вобравших в себя многовековой народный опыт и мудрость: "Врагъ, истину исповѣдавъ, луче лицемерна друга"; "Кротъко слово разрушаетъ гнѣвъ".