Толерантность как моральная дилемма
В этом контексте важнейшей добродетелью нового мирового порядка выступает толерантность, которая сформировалась в контексте критики агрессивного эгоцентризма и этноцентризма классической эпохи, породившей крайние формы дискриминации, жестокости и насилия, воплотившиеся в практике тоталитарных и диктаторских режимов и мировых войн XX в.
Прекрасный принцип толерантности может быть рассмотрен как многозначный феномен и даже моральная дилемма, имеющая разные решения в контексте широкой палитры различных культурных ценностей. Толерантность отнюдь не является таким универсальным моральным принципом. Например, в мусульманских странах нормальным считается убийство молодых людей, принадлежащих к группе Эмо (розовые).
Позитивное ОГЛАВЛЕНИЕ принципа толерантности связано с необходимостью бесконфликтного общения представителей разных культур в рамках отдельных локальных обществ и мирового сообщества в целом. В позитивном ключе толерантность сродни ненасилию, субъективному сдерживанию агрессии как способа обеспечения конструктивного диалога. Это важный демократический принцип и необходимая норма сосуществования наций, религий и рас.
С другой стороны, понятие толерантность может превратиться в опасный феномен, разрушающий мораль. Об этом справедливо пишет Т. И. Пороховская: этот принцип "превращается в свою противоположность, если с требованиями толерантности выступают агрессивные нетолерантные и порочные группы (лица нетрадиционной сексуальной ориентации, проститутки, педофилы и пр.). Толерантность по отношению к этим группам может рассматриваться как попустительство пороку". Другой момент связан с ситуацией, когда толерантность трансформируется в установку "держаться на расстоянии", в этом случае она означает лицемерие и неискренность, что тоже не соответствует высокому стандарту моральности.
Что касается Европы, то последние события свидетельствуют, что толерантное отношение к иммигрантам было скорее показным, чем искренним, что они остаются "чужаками", людьми второго сорта, которых используют для выполнения черной работы.
Ученые из московского университета провели исследование миграции исламских стран в Германию и пришли к выводу, что мигранты — это бомба замедленного действия. В стране 3 млн выходцев из Турции, из них 2,5 млн уже получили гражданство, 80% не работают и живут на пособия по безработице и на детей.
Например, 46-летний турок Кемаль и его жена имеют 10 несовершеннолетних детей, за каждого ребенка получают 200 евро и пособие по безработице — 482 евро. Совокупный доход их семьи составляет 3000 евро плюс бесплатное жилье, медобслуживание и пользование транспортом. Живущий по соседству с Кемалем немец Дитер работает по восемь часов в день в почтовой компании и зарабатывает 800 евро. После вычетов всех текущих расходов и оплаты квартиры у него остается 400 евро. Интересно, надолго ли хватит у него толерантности?
Примерно такая же ситуация в других странах Европы и в США. Например, большинство иммигрантов из Мексики, живущие в США, как отмечает Хантингтон, предпочитают не работать и жить на пособие, тогда как коренные граждане США считают это унизительным, исходят из того, что каждый порядочный гражданин должен платить налоги.
Получается, что иммигранты составляют большую паразитическую прослойку "безбилетников", на ОГЛАВЛЕНИЕ которых уходят большие ресурсы.
Каковы перспективы развития терпимости? С одной стороны, каждое государство и общество имеют инстинкт самосохранения, который ограничивает пределы толерантности. С другой стороны, ревнители толерантности, особенно в отношении сексуальных меньшинств и депривилегированных слоев общества, представляют собой хорошо организованную силу, умеющую добиваться поставленных целей. С учетом того что противодействие им оказывается стихийно, а государство дистанцируется от этой проблемы, инициатива всегда находится на стороне поборников толерантности. И периодически выливается в малые и большие победы, которые после законодательного закрепления становятся практически необратимыми.
Может ли беспощадная толерантность уничтожить конкретную страну? Если вымирающее коренное население будет быстро замещено совсем нетолерантными мигрантами, которые демократическим путем придут к власти и немедленно отменят всю демократию с толерантностью, страна в этом случае уцелеет, но станет уже совсем другой.
В нашей стране толерантность имеет свою специфику. Например, по отношению к гастарбайтерам российское общество проявляет низкую толерантность, а между тем в своем большинстве это бывшие жители нашего общего единого государства (киргизы, казахи, украинцы, узбеки), проповедовавшего интернационализм и дружбу народов, которые говорят на одном языке (еще не успели забыть русский язык). По отношению к ним нам следует быть более толерантными.
Свою специфику принцип толерантности имеет в США; как стране иммигрантов, дающей широкие возможности многим приезжим ассимилироваться. Следует отметить, что американцы успешно справились с проблемами дискриминации негров. Доказательством этой большой победы является черный президент. Проблемы ассимиляции иммигрантов и способы сохранения культурной идентичности подробно рассматривает С. Хантингтон, считая их центральными вопросами, от решения которых зависит судьба многих современных государств.
В России происходит движение от интернациональной страны к обществу увеличивающейся нетолерантности, а между тем именно открытость и миролюбие к инородцам явились причиной того, что Россия всегда была большим многонациональным государством. Интернациональное прошлое России (дружба народов) — это возможное будущее США и Европы, вставших на путь мултикультурализма.
Процессы глобализации способствовали формированию не только глобальных субъектов, обладающих транснациональным сознанием, к которым относятся прежде всего элиты как наиболее мобильные, но также развитию широкого движения мультикультурализма, возникшего в 1970-х гг. и имевшего цель противостоять культурной гегемонии Европы в контексте мировоззренческого, экологического и демографического кризисов, порожденных европейской цивилизацией. Кризис классической рациональности, рожденной европейской цивилизацией, заставил заняться поиском иных форм мировоззрения, представленных разными культурами.