Типы ролей (по Вэпену и Камерон)
Американские ученые Д. Вэттон и К. Камерон определяют три группы ролей: роли, ориентированные на выполнение задачи; роли, направленные на поддержание сотрудничества, взаимодействия, и роли, блокирующие продуктивное решение проблемы. Описание и примеры поведения людей, исполняющих те или иные роли, показаны в табл. 9.1, 9.2 и 9.3.
Таблица 9.1
Роли, способствующие выполнению задания (ориентированные на задачу)[1]
Роль |
Описание |
Примеры |
Выдача рекомендаций |
Нахождение путей или альтернатив, способствующих осознанию и достижению целей |
"Решать подобные задачи нас учили именно так". "Сначала все изложат свои соображения на бумаге, после чего мы займемся их рассмотрением" |
Поиск информации |
Задавание вопросов, анализ пробелов в знаниях, выяснение мнений, убеждений и перспектив |
"Что вы думаете об этом?" "Обладаете ли вы какой-либо дополнительной информацией по этому вопросу?" |
Предоставление информации |
Обеспечение данными, предоставление фактов и суждений, пояснение выводов |
"Вот некоторые подходящие данные". "Мне хотелось бы поделиться с вами полезной информацией" |
Разработка |
Развитие идей, выраженных другими, приведение примеров и иллюстраций |
"Основываясь на вашей идее, я пришел к другой альтернативе". "Примером сказанного вами может служить..." |
Подталкивание |
Упрашивание членов команды в необходимости оставаться в рамках задачи и стремиться к достижению целей команды |
"У нас осталось всего десять минут. Нужно прибавить темп". "Дороги назад нет. Мы переходим к разработке плана" |
Мониторинг (контроль) |
Проверка хода работы, разработка критериев оценки и помощь в поддержании ответственности за результаты |
"Вы отвечаете за реализацию первого предложения, а я – второго". "Я представлю вам некоторые критерии, которые смогут подтвердить наш успех" |
Анализ процесса |
Анализ процессов и процедур, используемых командой для повышения эффективности и своевременности работы |
"Похоже, что энергия команды пошла на убыль". "Я заметил, что женщины принимают в работе команды менее активное участие" |
Опытная проверка |
Проверка практической приемлемости и работоспособности идей, приближение их к реальности |
"Посмотрим, к чему это приведет на практике". "Вы думаете, это выполнимо при наших ресурсах?" |
Принуждение |
Поддержка существующих норм и правил, установка и закрепление стандартов, поддержка соблюдения согласованных процедур |
"Мы уклоняемся от темы разговора. Давайте вернемся к делу". "Мы договаривались не перебивать друг друга, и я прошу вас не нарушать это условие" |
Подведение итогов |
Комбинирование идей, выработанных членами команды, и подведение итогов, помощь в осознании членами команды окончательных выводов |
"Мне кажется, что мы можем прийти к следующим выводам..." "Таким образом, вы выступаете с тремя предложениями..." |
Таблица 9.2
Роли, ориентированные на взаимоотношения
Роль |
Описание |
Примеры |
|
Поддержка |
Одобрение идей других членов команды, выражение дружеских чувств и признание вклада других членов команды |
"Ваша идея кажется мне блестящей!" "Я очень ценю вашу честность и открытость. Это вносит свежую струю" |
|
Гармонизация |
Сглаживание различий между людьми (посредничество, медиаторство) и нахождение общих позиций в диспутах и при конфликтах |
"Мне кажется, что высказываемые вами позиции очень близки". "Этими разногласиями, на мой взгляд, можно пренебречь" |
|
Снятие напряжения |
Использование шуток и юмора для уменьшения напряжения и создания атмосферы непринужденности |
"Эй, там, не вешать носа!" "Помните тот новый стол в кабинете шефа? За ним может спать человек двенадцать" |
|
Противостояние |
Борьба с непродуктивными и разрушительными формами поведения, поддержка продуктивных форм поведения |
"Какое это имеет отношение к обсуждаемой нами теме?" "Мне кажется, что вы не берете на себя такую ответственность, как другие члены команды" |
|
Побуждение |
Стимулирование других на большие усилия, проявление энтузиазма |
"Отличная идея!" "Лучшей команды я, признаться, давно не видел" |
|
Развитие |
Помощь в обучении, росте и достижениях, консультирование и наставничество членов команды |
"Чем я могу быть вам полезен?" "Позвольте мне оказать вам помощь?" |
|
Нахождение консенсуса |
Помощь в достижении солидарности, согласия и спокойствия во взаимоотношениях членов команды |
"Вам не кажется, что мы говорим об одном и том же?" "Можем же мы, наконец, согласиться с пунктом 1, даже если мы несогласны по остальным?" |
|
Сопереживание |
Выражение групповых чувств и сопереживания, поддержка членов команды |
"Да, я вас понимаю". "Я понимаю, что эта тема для вас очень чувствительна, учитывая ваш жизненный опыт" |
|
Таблица 9.3
Блокирующие роли
Роль |
Описание |
Доминирование |
Чрезмерная разговорчивость, перебивание или обрывание других |
Сверханализ |
"Разделение на волоски", скрупулезная проверка каждой мелочи |
Отвлечение внимания |
Препятствие группе принять решение или завершить задачу путем увода разговора в сторону, нежелания соглашаться, повтора старых аргументов и т.д. |
Пассивность |
Нежелание принимать активное участие в работе команды, пребывание на периферии или "в отказе" от взаимодействия с другими членами команды, надежда на то, что работа будет выполнена другими членами команды |
Чрезмерное абстрагирование |
Преувеличение значения чего-либо и выдвижение необоснованных выводов, предложений |
Критицизм |
Нежелание обращать внимание на достоинства чужих идей или чрезмерная критика |
Преждевременное принятие решений |
Принятие решений еще до постановки целей, информационного обеспечения, обсуждения альтернатив н определения сути проблем |
Выдача мнения за факт |
Слабая проверка обоснованности предложений и выдача собственного мнения за истину |
Неприятие |
Нежелание принимать идеи, высказываемые определенными лицами, невзирая на достоинства самого предложения |
Использование служебного положения |
Использование статуса, должности или титула для принятия идей без их обсуждения и проверки ценности |
Сопротивление |
Блокирование всех преобразований, инноваций и прогрессивных изменений, заведомое неприятие любых предложений от членов команды |
Уклонение |
Нежелание оставаться в рамках темы, обсуждаемой командой, смена предмета обсуждения или комментарий, отвлекающий его участников от главной темы |