Типы и процедуры интервью
В литературе можно встретить разные способы классификации интервью как метода исследования. Методически наиболее разработаны типы интервью, разделяемые по технологии их проведения на формализованные, полуформализованные и свободные. В соответствии с общим планом исследовательского проекта социолог разрабатывает бланк ("путеводитель") интервью, в котором фиксируются конкретные темы беседы и их общая направленность. В случае формализованных и полуформализованных интервью допускаются закрытые вопросы, предполагающие выбор из предложенных вариантов ответов.
В целом интервью проводится как свободная беседа интервьюера с респондентом в заранее спланированной и подготовленной ситуации. Принципиальное значение при этом имеет выбор респондентов. Все дело в том, что конструирование выборки при интервью отличается существенными особенностями. Учитывая, что объем выборки должен быть невелик, в качестве опрашиваемых подбираются люди, с одной стороны, компетентные в отношении изучаемого предмета, а с другой – занимающие по отношению к нему различные социально-ролевые позиции.
Представим себе ситуацию, когда предметом исследования является политическая социализация студентов. Помимо самих студентов различных категорий (по полу, возрасту, уровню доходов, характеру выбранного вуза и профессии) к опросу целесообразно привлечь и получить соответствующие (разные!) оценки преподавателей вузов, родителей, руководителей политических партий и движений, имеющих молодежные союзы, и лидеров этих союзов, журналистов молодежных СМИ, экспертов-политологов и других специалистов (может быть, например, работников правоохранительных органов, имевших дело с молодежными экстремистскими политическими акциями).
При подобном выборочном интервьюировании достигается эффект "стереоскопического видения", что повышает достоверность итоговых результатов. Важно также согласие респондентов на сотрудничество с интервьюером, учитывая то обстоятельство, что многие стороны политической жизни общества остаются "непрозрачными" для социолога и надежные данные о них вообще получить крайне трудно. (Примером может служить политическая элита общества: при изобилии всякого рода журналистских интервью с политическими лидерами и правительственными чиновниками, множестве их выступлений и воспоминаний отделить всякого рода мифы и имиджевые реконструкции от реальности – задача крайне сложная.)
Обработка материалов интервью и интерпретация полученных результатов проводятся в двух планах. С одной стороны, полученные данные могут свидетельствовать о существовании типичных позиций, распространенных точках зрения, ценностных и эмоциональных предпочтениях. В таком случае необходимо провести соответствующий типологический анализ. С другой стороны, в ходе интервью могут быть обнаружены ранее неизвестные факты, обстоятельства, имена и ситуации, что предполагает содержательный причинно-следственный и корреляционный анализ.
При всей высокой "разрешающей способности" такой социологической "оптики", как интервью, применять этот метод нужно весьма осмотрительно, учитывая, что некоторые особенности его могут завести исследователя в тупик. Приходится считаться, к примеру, с тем, что в общении первое впечатление человека нередко обусловлено сложившимися стереотипами восприятия и носит предвзятый характер. Трудно также рассчитывать на релевантное (удобное для исследователя) поведение респондента: опрашиваемый, случается, начинает рассказывать о каком-либо событии из политического прошлого, реконструируя его не по личным жизненным впечатлениям, а по некоей принятой схеме (так, например, мы потеряли множество ценнейших свидетельств о Второй мировой войне и военных конфликтах недавнего прошлого). Нередок и эффект так называемого павлиньего хвоста, когда респондент озабочен собственной самопрезентацией – тем, какое впечатление он производит на интервьюера. Ходу интервью зачастую мешает излишняя детализация или отвлечение опрашиваемого от основной темы. Поэтому искусство направленного общения и общий профессионализм – важнейшие качества социолога-интервьюера.
Среди качественных методов исследования особое место занимает наблюдение. Общенаучный метод наблюдения относится к числу древнейших и по сей день активно используемых изобретений человечества. От повседневного, обыденного наблюдения его отличают целевая направленность, планомерность и наличие контрольных процедур, позволяющих проверять результаты.
Принципиальная особенность наблюдения как метода социологического знания состоит в том, что его объектами являются взаимодействия, взаимоотношения и поведение людей, всегда насыщенные различными эмоциями, личностными смыслами и многозначными культурными символами, включенными в само ОГЛАВЛЕНИЕ наблюдаемых действий или ситуаций. В этом, собственно, и состоит основная трудность в интерпретации результатов наблюдений.
Даже при максимально точной фиксации всех этапов, подробностей и деталей наблюдаемой ситуации ответить на вопрос: "Что именно наблюдалось?" – нередко означает решить некую сложную задачу концептуального понимания. Этот вопрос всегда следует иметь в виду, когда объектами исследования являются политические события, затрагивающие жизненные интересы людей и нередко сопровождаемые реальными страстями, болью, восторгом и гневом людей.
Кроме того, наблюдение как метод социологического исследования всегда направлено на естественно развивающиеся, неинсценируемые и потому невоспроизводимые повторно и (или) искусственно события. Можно лишь условно фиксировать схожесть поведения людей в типичных ситуациях, но в принципе проведение повторного наблюдения невозможно, ибо реальность включает в себя действия множества необратимых факторов.
Еще одно ограничение в применении метода наблюдения связано с языковыми трудностями в описании его результатов. Известно, что далеко не все то, что человек наблюдает, вообще можно описать: цветок, рассвет, балетный спектакль, движение речной воды; или митинг, демонстрацию, поведение толпы, – восприятие этих "объектов" полнее и точнее передают литература и искусство, а не наука. А ведь социологу необходимо наблюдать, фиксировать и анализировать политические события, атмосфера которых порой не уступает театральному спектаклю.
И все же при всех ограничениях использование метода наблюдения в ряде случаев – единственный шанс для социолога получить достоверные данные о тех ситуациях, когда опросные методы неприменимы (например, спонтанные политические акции, острый политический конфликт, развитие политической девиантной ситуации и т.п.).
Методически в социологии различают два типа наблюдений: включенное и невключснное. Последнее применимо к тем объектам и ситуациям, по отношению к которым исследователь остается внешним, дистанцированным.
Такое наблюдение, но сути, носит диагностический характер: не вмешиваясь в события, социолог проводит предварительную общую оценку применимости той или иной исследовательской стратегии к выбранным объектам.
Нередко невключенное формализованное наблюдение (когда четко фиксируется ряд установленных признаков наблюдаемых объектов) сопровождает полевое социологическое исследование, ведущееся с помощью опросных методов, что позволяет получать дополнительную информацию.
Включенное наблюдение используется тогда, когда социолог реально включается в изучаемую ситуацию в качестве действующего участника событий. Естественно, в этом случае прямое влияние исследователя на результаты наблюдений исключить невозможно. Более того, личные "переживания исследователя в поле" фиксируются как самостоятельный и значимый компонент всего исследования. Именно подобный субъективный опыт включения социолога в повседневные социально-групповые практики людей определенной профессии, этнической принадлежности, обычаев и условий проживания позволяет получить порой уникальную информацию, способную в корне изменить представления об изучаемом объекте. В истории отечественной социологии описана ситуация с включенным наблюдением ленинградского социолога Н. Алексеева, более двух лет трудившегося рабочим на одном из заводов и потом описавшего ситуацию в рабочем коллективе (Алексеев, 2010).
Включенное наблюдение особенно продуктивно тогда, когда ведется всестороннее монографическое исследование какого-либо "одного случая": отдельной организации, предприятия, акции, группы (в социологии это называют case study). При подобном подходе количественные методы позволяют получить данные по сути лишь о вторичных явлениях в жизни социального организма: о высказанных в анкетах мнениях, суждениях, оценках людей, тогда как включенное наблюдение открывает возможность изучить многозначные стороны социальных коммуникаций, в том числе скрытые и нерефлексируемые (то, что "обычно не говорят, но имеют в виду").