Типы потребителей и модель потребительского поведения
Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности[1].
Выделяют различные типы потребителей. Крупные исследовательские работы в этой области были проведены Г. Стоуном, В. Дарденом и Ф. Рейнольдсом и рядом других авторов, опыт которых был обобщен и представлен в табл. 4.2.
Таблица 4.2
Классификация потребителей
Классификационный признак |
Типы потребителей |
Краткая характеристика |
В зависимости от ориентации на потребности |
Выживающие |
• Ориентированы на удовлетворение базовых потребностей. • При выборе товара главный критерий – цена. • Свободное время проводят лома. • Предпочитают покупать отечественные товары |
Ролевые традиционалисты |
• Отличаются категоричностью высказываний. • Имеют ярко патриархальные взгляды на жизнь. • Взгляды и жизненные позиции консервативны и бескомпромиссны. • Настороженно относятся ко всему новому |
|
В зависимости от ориентации на внешние факторы |
Обыватели |
• Консервативны, практичны, осторожны, боится перемен. • Считают важными материальные ценности. • Предпочитают откладывать средства на покупку крупной бытовой техники. • Рекламу воспринимают как источник информации о товарах |
Успешные |
• Ориентированы на признание окружающих. • Считают себя финансово обеспеченными. • По отношению к новинкам – ранние последователи. • К рекламе относятся с доверием, но формирует свое мнение |
|
В зависимости от ориентации на внутренние факторы |
Гедонисты |
• Искатели удовольствий. • Уделяют большое внимание моде. • По отношению к новинкам – новаторы. • Хорошо ориентированы на рынке товаров |
Продвинутые потребители |
• Хорошо образованные, со средним уровнем дохода. • Свободное время проводят на концертах. • При покупке товаров ориентированы на марку, качество. • Ориентируются в рыночном многообразии товаров и услуг |
|
В зависимости от направления использования товара |
Индивидуальные потребители |
Используют материальные блага и услуги для воспроизводства жизни, трудовой или общественной деятельности, обеспечения определенного стиля и образа жизни и духовной культуры |
Массовые потребители (юридические лица) |
Организации, учреждения, компании, ассоциации и т.п., использующие материальные блага и услуги для своей профессиональной деятельности (но не для производственной или торговой) |
|
Производственные потребители |
Производственные предприятия, фирмы, кооперативы, торговые предприятия и предприятия сферы услуг, использующие материальные блага и производственные услуги для производственных (в том числе торговых) целей |
|
В зависимости от психологических характеристик |
Движимые потребностью |
Люди, психологически ориентированные на экономию и удовлетворение конкретной потребности |
Интегрированные личности |
• Психологически стабильные. • Самоутвердившиеся люди среднего возраста. • Хорошо образованные. • Финансово обеспеченные. • Имеющие чувство меры. • Активные в благотворительности |
|
В зависимости от психологических характеристик |
Экстраверты |
• Устойчивые, консервативные (рабочие и пенсионеры). • Подражатели (средняя образованность и неплохой доход). • Достигшие высокого положения в обществе (лидеры в бизнесе, в правительстве) |
Интроверты |
• Эгоцентристы (молодые, импульсивные, часто переменчивые). • Жизнелюбы (активные, имеют хороший доход, образование). • Осознающие себя членами общества (интересуются окружающим, будущим, личным ростом). • Имеют приличный доход |
|
В зависимости от отношения к цене |
Экономные |
• Ориентированы в первую очередь на уровень цены, качество, удобство. • Отличаются отсутствием пристрастия к каким-либо торговым заведениям |
Апатичные |
• Отличаются безразличием к процессу покупки и, как следствие, отсутствием приверженности к торговым заведениям любых типов. • Цена не является решающим фактором при выборе товара, главное – удобство, престижность или качество |
|
Рациональные |
Оценивают покупку с точки зрения соответствия цены и качества товара |
|
Персонифицированные |
Наиболее важным является образ продукта, чем цена, но все же и она оказывает влияние на покупку |
|
В зависимости от ком- муникабельности |
Зажатые |
• Закомплексованные. • С трудом вступают в контакт. • Тяготеют к повышенному вниманию |
Равнодушные |
Не проявляющие интереса к контакту |
|
Раскованные |
Легко вступающие в диалог |
|
В завиСИ МОСТИ от степени готовности |
Новаторы |
Приобретают товар из любви к риску |
Ранние последователи |
Лидеры общественного мнения |
|
купить новый товар |
Раннее большинство |
Основательные люди, осваивающие новый товар, раньше обывателей |
Позднее большинство |
Скептики |
|
Консерваторы |
Закоренелые традиционалисты |
Однако повторяющиеся через определенные промежутки времени исследования, позволили сделать вывод о тенденциях изменчивости поведения потребителей, поэтому одной из основных задач психографического анализа является выделение изменений, происходящих на фоне относительно стабильных факторов.
Потребительское поведение может носить рациональный и привычный характер, а может определяться эмоциями человека.
В соответствии с этим существует несколько теорий потребительского поведения.
Теория рационального поведения, основывающаяся на устойчивости потребительских привычек, предполагает, что потребители полностью рациональны при совершении покупки и стараются получить максимальное удовлетворение от товара за приемлемую цену.
Теория эмоционального поведения базируется на идее, что потребительское поведение в основном зависит от внешнего воздействия. Эмоции являются результатом ощущений и многие товары рассчитаны на то, чтобы доставить потребителю удовольствие, радость, вызвать чувство уверенности или снять напряжение. Престижные торговые марки часто вызывают личностные ассоциации, соответствующие идеалу потребителя или его мнению о себе, что может сделать его приверженцем данной торговой марки. Влияние эмоций на потребителя считается сильнее, чем рациональное мышление.
Приступая к изучению потребительского поведения на рынке, исследователи должны получить ответы на следующие принципиальные вопросы: "Кто, как, где, когда и для кого покупает. Каковы потребности и критерии выбора. Какие неудовлетворенные потребности существуют у клиентов. Кто играет важную роль при принятии решения о покупке?" и т.д.
Специалисты выделяют четыре типа потребительского поведения: сложное, неуверенное, привычное и поисковое, в зависимости от которых выбирается соответствующая стратегия маркетинга (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Типы потребительского поведения [2]
Тип потребительского поведения |
Краткая характеристика |
Стратегия маркетинга |
Сложное потребительское поведение |
Наблюдается в ситуации, когда высокая степень вовлечения потребителей сопровождается значительными отличиями между разными марками товара. Обычно это происходит, когда товар стоит дорого, и его приобретение связано с риском, например покупка автомобиля |
• Осведомить покупателя о преимуществах каждой и марок товаров. • Помочь покупателю составить мнение о каждой из марок. • Предоставить необходимую информацию, чтобы убедить покупателя в правильности выбора |
Неуверенное потребительское поведение |
Наблюдается в ситуациях с высоким уровнем вовлечения, когда товар стоит дорого, покупка связана с риском и разница между товарами разных марок невелика |
• Предоставить необходимую информацию, чтобы убедить покупателя в правильности выбора |
Привычное потребительское поведение |
Проявляется при условии низкого вовлечения потребителя и небольшой разнице между товарами. Например, потребителю практически все равно, какую соль покупать, он просто идет в магазин и берет первую попавшуюся пачку |
• Стимулировать спрос с помощью снижения цен и распродаж. • Создать образ марки и ассоциировать с жизненными ситуациями |
Поисковое потребительское поведение |
Проявляется в ситуации, когда низкая степень вовлечения сопровождается ощутимыми различиями между разными марками товара. В этом случае потребители обычно легко и часто меняют марки |
В товарах данной категории маркетинговые стратеги и будут разными. Для лидеров рынка необходимо поощрять привычное покупательское поведение и стремиться, чтобы продукция занимала лучшие места на прилавках. А компаниям, претендующим на лидерство, следует поощрять поисковое поведение потребителей, предлагая более низкие цены, скидки и бесплатные пробные продукты |
Моделирование поведения потребителей является одним из методологических приемов, с помощью которого можно ответить на эти вопросы (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Модель потребительского поведения
Следуя данной модели, изучение поведения потребителя можно рассматривать в следующих аспектах:
• влияние факторов среды (экономических, политических, социокультурных, технологических) и маркетинга (продукта, цены, распределения, продвижения) на потребителя;
• изучение характеристик и мотивов потребителя;
• процесс принятия решения о покупке.