Типы несловесных ударений

Если словесные ударения рассматриваются лишь как признак слова или словоформы, т.е. безотносительно к функциональному использованию, то в плане интонации они используются в другом качестве и в этом смысле могут (условно) считаться ударениями несловесными. Типами несловесных ударений являются синтагматическое, фразовое и логическое; особое положение занимают средства выражения эмоций, которые можно объединить понятием "эмфатическое ударение".

Синтагматическое ударение — это ударение, реализуемое на ударном слоге последнего слова синтагмы. На этом слове происходит характерное для данной синтагмы (или фразы) движение основного тона голоса. Синтагматическое ударение тяготеет к концу синтагмы. Если фраза состоит из одной синтагмы, синтагматическое ударение является одновременно и фразовым. Если фраза включает несколько синтагм, то фразовым ударением выступает самое сильное, основное в смысловом отношении синтагматическое ударение. Оно приходится чаще всего на конечную синтагму, например: Дети вместе с родителями/ пойдут сегодня в го́сти//.

Логическое ударение выполняет функцию выделения интонационными средствами слова в синтагме (во фразе), наиболее существенного, главного, нового с точки зрения данной конкретной речевой ситуации. Выделительная функция отражает ситуацию "именно это, а не что-либо иное", т.е. она связана с противопоставлением одного явления всем другим, явно или потенциально связанным с данной ситуацией. Примером логического ударения служит слово пятый во фразе: Это пятый автобус (см. табл. 7). Предполагается: именно пятый, а не четвертый или шестой. Специфика логического ударения заключается в том, что оно может совмещаться с синтагматическим и фразовым как в позиции конца предложенния (Это университет?), так и в неконечной позиции (Отец приедет сегодня?). Однако у логического ударения есть и другая специфика, отмеченная еще в лингвистической литературе XIX в. Им может выделяться любое знаменательное (не служебное) слово во фразе. Так, фраза Директор улетает послезавтра в Москву в зависимости от конкретной ситуации общения может выступать в таких вариантах: 1) Директор/ улетает послезавтра в Москву// (т.е. именно директор, а не кто-нибудь другой); 2) Директор улетает/ послезавтра в Москву// (летит самолетом, а не едет на поезде; улетает, а не остается на месте); 3) Директор улетает послезавтра/ в Москву// (именно послезавтра, а не сегодня или завтра); 4) Директор улетает послезавтра в Москву// (в Москву, а не в какой-нибудь другой город).

В конструкциях общего вопроса логическое ударение приходится на предикат вопроса, так как обязательно предполагает ситуацию выбора.

В силу того что логическое ударение может падать на то же слово, что и синтагматическое и фразовое, возникает естественный вопрос, наличествует ли оно в каждом предложении (ибо синтагматическое и фразовое имеются всегда). Большинство исследователей склоняется к тому, что логическое ударение для каждого предложения не обязательно. Во всех случаях та ситуация выделения, которая реализуется логическим ударением, должна создаваться конкретными условиями общения, а при их отсутствии нет условий и для проявления логического ударения. Так, фразы типа Завтра будет хорошая пого́да//: Петя ходит в первый кла́сс // с ИК-1 представляют собой простые сообщения, не выражающие идеи противопоставления и выделения. Ситуация выделения может обозначаться некоторыми словами. Например, последовательность слов (Он сам придет) не имеет никакого смысла без логического ударения на слове сам: Он сам придет// (ИК-1). Не может быть осмысленной без логического ударения на слове тоже и фраза Он тоже виноват// (ИК-1). В других случаях реализация логического ударения вызывается наличием слов типа только, лишь, именно: только он/ (ИК-1) может решить эту задачу//; именно ему/ (ИК-1) принадлежит эта идея//. В вопросительных предложениях с вопросительным словом в силу их семантики идея противопоставления не выражается, однако логическое ударение в них может присутствовать. Оно может приходиться на вопросительное местоименное слово или на слово, его уточняющее. В первом случае (Кто это сделал//?Я//) логически ударное слово произносится на более высоком тоне по сравнению с остальной частью фразы. Во втором случае (Куда идет э́тот автобус//?) часть фразы до логического ударения произносится на более высоком тоне, а на ударном слоге тон понижается.

В фонетическом отношении логическое ударение в любом его положении во фразе создается взаимодействием интонационных средств — специфической мелодики (чаще всего понижения тона типа ИК-1) и обязательной динамической характеристики — усиления словесного ударения. В реализации логического ударения могут принимать участие лексические средства, а также синтаксические (особый порядок слов). Последние в настоящем учебнике не рассматриваются.

В итоге можно сказать, что три типа несловесного ударения находятся в определенном соотношении. Фразовое ударение обязательно совмещается с одним из синтагматических. Логическое ударение более независимо в плане своего линейного расположения: оно не обязательно стремится к концу синтагмы или фразы.

Эмфатическое ударение (термин, введенный Л. В. Щербой) подчеркивает, усиливает эмоциональную сторону слова или выражает эмоциональное состояние говорящего. Средством выражения эмфазы в русском языке является главным образом удлинение ударного гласного (Он такой краси-ивый, хоро-оишй, у-умный!; Замеча-ателъный подарок!; Какая чуде-есная погода!- Ми-илый мой!). Так выражаются положительные эмоции (восторг, восхищение, умиление, удовольствие, нежность и др.). Отрицательные эмоции (раздражение, гнев, возмущение, угроза, досада и др.) могут выражаться удлинением начального согласного (Ч-черт возьми!; М-мерзавец!; В-ворюга!), а также подчеркнутым сокращением ударного гласного (Да!; Нет!), что выражает отчужденность, сухость, недовольство и т.п.

Паузы

Паузы представляют собой перерывы в звучании речи. Паузами отграничиваются друг от друга синтагмы (межсинтагменные паузы; обозначаются косой чертой) и фразы (межфразовые паузы; обозначаются двумя чертами). Межфразовые паузы более длительны, более "весомы", например: Наконец/ Пугачев встал с кресел/ и сошел с крыльца/ в сопровождении своих старшин//. Ему подвели белого коня/, украшенного богатой сбруей//. Два казака/ взяли его под руки/ и посадили на седло// (А. Пушкин). И межсинтагменные паузы, в силу специфики смысловых и грамматических связей между синтагмами, могут различаться по длительности.

Помимо обычных пауз, о которых шла речь выше, существуют еще психологические паузы: совокупность интонационных факторов — увеличение длительности и вообще усиление синтагматически ударного слога, а также существенный мелодический контраст на границе синтагм — может восприниматься как межсинтагменная пауза, хотя в действительности перерыва в звучании не было.

Темп речи

Понятие темпа речи не может быть определено точно. Достаточно иметь в виду относительное различие быстрого, среднего и медленного темпа речи. Быстрый темп свойствен эмоциональной речи. Средний темп характерен для ситуации сообщения информации (в частности, дикторами радио и телевидения), для речи лектора, для делового общения и вообще для спокойной обстановки. Медленный темп обусловливается более дробным синтагматическим членением, пределом которого является совпадение синтагмы и слова. Соответственно увеличивается количество синтагматических ударений, и отдельные слова приобретают особую смысловую весомость. Такое их выговаривание в принципе родственно логическому акцентированию. В медленном темпе произносятся торжественные и важные сообщения. Как правило, темп речи замедляется к концу фразы; отсюда тяготение фразовых ударений к конечной позиции. Естественно, каждый из темповых типов обусловливается длительностью отдельных звуков, и прежде всего гласных.