Типы эстетик. Теоретическая и прикладная эстетика

Выше говорилось о том, что эстетика - философская дисциплина, т.е. наука. Однако нельзя не обращать внимания на тот факт, что любая художественная деятельность имеет в своей основе эстетическую программу, которую

Рис. 1. Эстетика и искусствознание

художник не только часто не может изложить с помощью научного понятийного аппарата, но и вообще объяснить внятно. Существуют целые направления в искусстве (например, барокко, рококо), давшие прекрасные памятники, но не имевшие своих теоретиков в строгом смысле этого слова. Такое явление не может быть проигнорировано эстетикой и тоже нуждается в изучении. Вслед за В. В. Бычковым мы выделяем эксплицитную (развернутую) эстетику - о ней до сих пор и шла речь - и эстетику имплицитную (свернутую) - это виды "несистематизированного осмысления эстетического опыта".

Чаще всего обыденное сознание соотносит эстетику с искусством. Это очень серьезная ошибка, которая искажает представление о предмете данной науки. Психолог и философ Э. Мейман выделял четыре области эстетического исследования:

1) психологический анализ эстетического наслаждения;

2) теория художественного творчества;

3) система отдельных искусств и отдельных произведений;

4) область широко понимаемой эстетической культуры в целом.

У целого ряда авторов мы видим противоположные тенденции при определении предметного поля эстетики: безусловное включение в эстетику искусствознания (вплоть до его безусловного доминирования) и безусловное разделение эстетики как абстрактной философской дисциплины и науки об искусстве как разных дисциплинарных направлений. Эти крайности, хотя сторонники данных направлений часто приводят достаточно серьезные аргументы в свою пользу, игнорируют саму специфику эстетики.

Предметом изучения эстетики являются:

1. Красота в природе.

2. Красота в искусстве.

3. Красота в повседневной жизни, собственно искусством не являющейся. Сюда относится быт, трудовая деятельность - как физическая, так и интеллектуальная, включая научную.

Все эти аспекты отражены на рис. 2.

Рис. 2. Предмет эстетики

Для античности и Средневековья не было характерным выделение искусства как безусловно преобладающей области интересов эстетической мысли (средневековое мировоззрение рассматривало мир прежде всего как творение Бога, способное свидетельствовать о Творце, а значит, акцент на красоте природы был неизбежен). Диспропорция намечается в эпоху Ренессанса с характерным для него культом художника как второго (а подчас и лучшего) творца, который придавал совершенно особый статус и искусству. В Новое время формируется "музейное сознание", видящее в произведении искусства самодостаточный объект, требующий сохранения. Пиетет многих философов XVIII-XIX вв. перед "античными древностями" помогал укреплению такой установки. Природа как носитель красоты вытесняется на периферию эстетики, чему способствует и секуляризация - обмирщение культуры, содействующее тому, что природа уже не воспринималась как икона Творца. Параллельно разрыву эстетики искусства и эстетики природы нарастает оппозиция "искусство - повседневность". В XIX в. уже отчетливо формируется отношение к повседневному как к принципиально внеэстетическому и даже антиэстетическому. За искусством приходится отправляться в музей или театр (или создавать коллекцию музейного типа в собственном жилище).

"Музейное сознание" стало проникать даже в богослужение, где порой усиливалось "концертное" или чисто дидактическое начало, но исчезала тайна реального соединения с трансцендентным. Однако в XX в. этот дисбаланс начал выравниваться. Одно из проявлений нормализации положения дел - оформление такой дисциплины, как биоэстетика - науки о прекрасном и его законах в живой природе. И. В. Ботвинко1 выделяет следующие принципы красоты в живой природе:

- гармония;

- симметрия;

- фрактальность (подобие частей целому, самоподобие).

Также сама практика жизни XX в. вновь актуализировала рассмотрение повседневного как эстетически значимой реальности. Так, человек эстетически осваивает собственное жилище, не случайно именно оно порой говорит о вкусах человека больше, чем его одежда. И речь идет даже не о стремлении сделать в своем доме "чтоб было красиво". П. А. Флоренский в работе "Органопроскция" говорит о подобии устройства человеческого жилища его телу, о том, что дом оказывается своеобразным продолжением тела. Человек не только испытывает влияние со стороны той микросреды, в которой ему приходится жить, но и проецирует на нее особенности своей личности, в том числе и эстетические предпочтения. Наблюдать этот процесс, анализировать его, выделяя устойчивые закономерности, вырабатывать методики корректного вмешательства, если такая необходимость возникает, - одна из задач прикладной эстетики.

Эстетика присуща мыслительной деятельности человека. Ученый, решивший задачу, испытывает удовольствие не только от сделанной работы и достигнутой цели. В этой радости нередко присутствует именно эстетический момент. Представители многих наук говорят о специфической красоте того, с чем эта научная деятельность связана. Математики говорят о красоте математических объектов, теорем и т.д. (не случайно встречается словосочетание "красивое доказательство" - а не только лишь правильное). Физики видят красоту в "каскадах" элементарных частиц или кристаллических решетках. Известный хирург и епископ Русской православной церкви св. Луки (Войно-Ясенецкий) не случайно в юности занимался лепкой - это позволило ему впоследствии иначе осмысливать анатомию и рисовать удивительные иллюстрации к книгам и лекциям. Современники отмечали, что хирургические швы, наложенные им, были настолько аккуратны, что их можно было назвать красивыми. Известный киевский врач П. Е. Бейлин в своих воспоминаниях пишет, что хороший хирург накладывает шов так, как будто хочет украсить человека.