Типовой состав функциональных модулей КИС
Финансы. Финансовые инструменты обеспечивают мониторинг финансовых событий в реальном масштабе времени, ведение бухгалтерского и финансового учета в российских и международных стандартах (GAAP, IAS), контроль и управление на всех уровнях организации для поддержки принятия решений. Ядро этого контура составляют правила, создаваемые на основе учетной политики, бухгалтерский учет. Основным учетным регистром является журнал хозяйственных операций (Главная книга), а также регистры "Бухгалтерия дебиторов" и "Бухгалтерия кредиторов".
Инжиниринг (проектные работы). На предприятии выполняются проектные и опытно-конструкторские работы для выпуска новой продукции. С помощью инжиниринга осуществляется управление проектированием и созданием новых видов продукции, поддержка технологических процессов изготовления изделий, учет и техническое обслуживание производственных ресурсов. К основным функциям инжиниринга относятся:
o ведение БД конструкторских изделии для проектирования, конфигурационного управления и отслеживания технологии изготовления изделий;
o ведение БД "Основные фонды" (технологическое оборудование);
o ведение БД "Маршрутные карты технологических процессов изготовления продукции";
o ведение БД "Технологическая оснастка" для конструирования оснастки;
o управление жизненным циклом изделия; и др.
Логистика. Логистические цепочки представляют собой последовательную реализацию следующих функций: сбыт, закупка, планирование потребностей в материалах, техническое обслуживание и ремонт. Иногда логистические системы разделены на логистику закупок, производства, сбыта и хранения.
Базовые принципы системы логистики: простота (движение товарных потоков прозрачно), гибкость (настройка на различные модели и методы обработки заказов), адаптивность и открытость (упрощение взаимодействия с поставщиками и покупателями). Система логистики может охватывать регионально-распределенный бизнес для группы компаний, их производственные мощности, распределительные центры и торговые офисы, включая партнеров по цепочке поставок (дистрибьюторов, оптовиков, розничную торговую сеть, предприятия-потребители).
Поставки. Реализация цепочки поставок охватывает движение материалов, товаров и услуг, информационные и финансовые потоки по всей цепочке. Глобальный каталог товарно-материальных ценностей обеспечивает унификацию обозначений материалов, повышает точность уровня запасов, все данные вводятся один раз. Выполняется поддержка работы с зарубежными поставщиками и заказчиками, определение наличия товара/спроса на указанную дату (Available to Promise - ATP).
В режиме on-line виден статус заказа по всей цепочке и можно обрабатывать возвраты в различных подразделениях, тем самым повышая гибкость организации и скорость реагирования. Благодаря возможности обработки платежей клиента и поставщика сразу для нескольких компаний группы, консолидации данных и возможности внутреннего выставления счетов, КИС поддерживает отношения в сложных холдинговых структурах. Управление цепочками поставок состоит из трех элементов:
o планирование цепочки поставок;
o реализация цепочки поставок;
o отслеживание эффективности цепочки поставок.
Этот модуль обеспечивает видение всей цепочки поставок (поставщиков, покупателей и т.п.), охватывая прогнозирование, планирование спроса и управление событиями, которое использует интернет-порталы и электронную почту для оповещения, принятия решений и изменения графиков поставок на протяжении всей цепочки.
Планирование цепочки поставок охватывает поток спроса и то, как компании, организации и отдельные подразделения взаимодействуют между собой в ходе поставок. Реализация цепочки поставок охватывает движение материалов, товаров и услуг, информационные и финансовые потоки как вверх, так и вниз по всей цепочке.
Производство. В большинстве КИС реализуется стандарт класса MRP II, ориентированный на базовые модели управления: производство на склад, сборка, изготовление и конструирование под заказ. Предприятия могут иметь различные типы производства: поточное (массовое), серийное, заказное, единичное, партионное (порционное), производство с непрерывным циклом. К основным функциям управления модуля относятся:
o поддержка полного жизненного цикла продукции (Product Lifecycle Management - PLM) - для готовой продукции рассматриваются технологические маршруты, конструкторская спецификация, производственное оборудование, квалификация персонала, техническое обслуживание и т.п.;
o планирование производственной программы - осуществляется на основе заказов сбыта, прогноза спроса и обеспеченности материалами и производственным оборудованием;
o планирование потребности в материалах - выполняется с учетом производственной программы, складских запасов, запланированных поступлений материалов и отгрузки готовой продукции;
o определение оптимальных размеров партий производства продукции с учетом страхового запаса и срока покрытия заказов;
o планирование потребностей в производственных мощностях, определение реальных сроков выполнения производственной программы с учетом производственных мощностей; расчет загрузки производственных ресурсов;
o формирование производственной логистики на уровне цехов предприятия с дискретным и процессным производством (детальное планирование, контроль выполнения, контроль качества и отслеживание единиц произведенной продукции); и др.
Корпоративные информационные системы поддерживают различные варианты планирования.
Цеховое планирование с ограничениями - уточнение календарного планирования и установление очередности выполнения цеховых заказов на критических рабочих центрах с использованием правил диспетчирования - минимум снижения производительности оборудования вследствие переналадок, минимум просрочки заказов в среднем, минимум максимальной просрочки среди заказов.
Канбан - визуальная система производственной логистики "вытягивающего" типа (пополнение запасов посредством потребления); применяется при поточном производстве, стабильном характере спроса, производстве небольшими партиями и контроле качества на месте производства. Расчет производственной программы выполняется на основе среднего спроса (при равномерном спросе) или путем моделирования (при неравномерности спроса).
График производства - разработка графиков работы производственных участков в поточных, процессных и конвейерных производствах с учетом расхода материалов и трудозатрат на производство продукции. При этом выполняются следующие условия:
o равномерность спроса на полуфабрикат;
o незначительное время переналадки оборудования;
o редкие производственно-технологические отклонения;
o высокий уровень качества технологического процесса производства продукции (отсутствие брака).
Сквозная обработка нестандартного заказа - процедура планирования дерева заказов на основе выбранной производственной спецификации заказного изделия или ранее созданного похожего внешнего заказа.
Конфигуратор производства - изготовление продукции с учетом вариантности требований заказчиков. Вводится так называемое вариантное изделие, имеющее разновидности спецификации.
Контроллинг затрат на продукт - расчет себестоимости продукции различными методами:
o стандартная себестоимость (standartd costing). Прямые переменные затраты планируются по видам продукции, остальные затраты - по центрам затрат, стандартным размерам партии (цикла производства);
o процессная себестоимость (activity based costing). Для стандартной продукции она определяется на основе параметров процесса создания добавленной стоимости; для нестандартной продукции (подготовка производства, конструкторско-технологическая проработка, настройка оборудования) - источники процессных затрат;
o гибридная модель затрат (объединение стандартной и процессной себестоимости);
o предварительная калькуляция издержек производства по цеховому заказу (учет конструкторско-технологических особенностей изготовления продукции и фактического размера партии);
o текущая калькуляция издержек производства по цеховому заказу (с учетом объема незавершенного производства);
o метод неуклонного снижения себестоимости (kaizen costing) на стадиях поточного производства, анализ отклонений фактической себестоимости от целевой, выявление и реализация корректирующих мер.
Техобслуживание и ремонт. Комплекс техобслуживания и управления ремонтом широко используется в энергетических компаниях, промышленности, телекоммуникациях, на транспорте, в автосервисе, сфере обслуживании объектов инфраструктуры (мостов, линий электропередачи, и портов, трубопроводов и т.д.), жилищно-коммунальном хозяйстве.
Автоматизация управления техобслуживанием и ремонтом оборудования предполагает:
o описание объектов ремонта (конструкции и технических характеристик объектов), сведения о приобретении и вводе в эксплуатацию, гарантийных сроках.
o ведение каталога запчастей и материалов, необходимых для ремонта объектов;
o учет складских запасов запчастей и материалов для ремонта объектов;
o разработку графиков планового обслуживания объектов ремонта (осмотры, профилактическое обслуживание, профилактический ремонт);
o разработку графиков текущих, средних и капитальных видов ремонта объектов;
o оперативный учет незапланированных ремонтных работ объектов. Поддержку тесной связи с модулями по учету персонала, управлению производством, логистикой;
o оптимизацию расхода ресурсов и выполнения ремонтного цикла;
o учет выполнения ремонтных работ, причин отказа, фактического использования ресурсов по единицам и группам объектов ремонта;
o сбор статистики отказов объектов ремонта; и др.
Управление качеством. ОГЛАВЛЕНИЕ системы управления качеством составляет учет и анализ точности и стабильности технологических процессов, сведения о текущем предупредительном и приемочном статистическом контроле, выполняемом в целях определения нарушений протекания процессов и устранения их причин, непосредственный контроль качества изготовленной продукции. В КИС должна быть обеспечена поддержка стандартов качества ISO-9000, международных отраслевых стандартов качества, создание планов контроля качества в течение полного жизненного цикла продукции.
Показатели качества продукции отслеживаются по всей цепочке, начиная от поставок сырья и материалов, комплектующих изделий на стадиях снабжения и до планирования и контроля выполнения производственных заказов, сбыта и распределения продукции.
Продажи и послепродажное обслуживание. К основным функциям системы управления продажами КИС относятся:
o ведение маркетинга продаж;
o поддержка "конфигуратора продукции" в соответствии с требованиями заказчика;
o выбор формы продажного и послепродажного обслуживания;
o формирование коммерческого заказа и его калькуляция;
o организация центра поддержки заказчиков и партнеров (регистрация вопросов, ответ на запросы с использованием сетей Интернет/Интранет/Экстранст, публикация наиболее часто задаваемых вопросов FAQ (Fast Access Query);
o организация интернет-магазина для управления заказами через Интернет; и др.
Большинство КИС поддерживает электронный бизнес (e-business), связанный с реализацией хозяйственных процессов, созданием электронных торговых площадок типа Business-to-Business (В2В). Благодаря новым технологиям и Интернету повышается оперативность сделок, ускоряется процесс обработки бизнес-транзакций. В результате снижаются издержки и цены на сырье и материалы, реализуется удаленный доступ мобильных пользователей с использованием беспроводных и мобильных устройств (ноутбуков, карманных компьютеров, сканеров штрих-кодов), обеспечивается поддержка совместной работы сотрудников организации и внешних пользователей с помощью подготовки персональных порталов, порталов внешнего сотрудничества.
Персонал. Эффективное управление человеческими ресурсами предполагает анализ потребности в персонале, ведение кадрового учета, учет отработанного времени, расчет заработной платы и премий, планирование карьерного и профессионального роста и обучения. Основная проблема - нехватка квалифицированных кадров, вследствие чего подбор (найм) работников является первостепенной задачей, решение которой предполагает:
o создание информационной базы о должностях и вакансиях с указанием требований к уровню знаний и навыков кандидатов;
o учет кандидатов;
o подбор кандидатов для заполнения вакансии;
o назначение кандидатов; и др.
Управление персоналом требует планирования карьерного роста сотрудников. Для проведения обучения и повышения квалификации сотрудников разрабатываются планы проведения учебных мероприятий. Расчет заработной платы основан на ведении табельного учета. Корпоративная информационная система обеспечивает:
o различные процедуры регистрации табеля рабочего времени;
o минимум ручной регистрации данных;
o оперативный доступ к данным о фактически отработанном времени;
o контроль табеля учета рабочего времени самим работником;
o анализ и формирование отчетной документации; и пр.
Для крупных предприятий затраты на командировочные расходы составляют значительную величину. В КИС автоматизирован расчет затрат на командировки (суточные, билеты, карманные расходы и другие виды командировочных затрат).
Технологии интернет-порталов позволяют реализовать концепцию самостоятельного ведения личных дел (Employee Self-service - ESS). Доступ к фрагментам личных дел позволяет сотрудникам проверять правильность информации о себе, параллельно уменьшая загрузку работников отдела кадров.
Компоненты общего назначения. К компонентам общего назначения КИС относятся:
o управление электронным документооборотом;
o управление проектами (Project Management);
o оценка эффективности бизнеса;
o информационно-технологический компонент; и др.
Работа компонентов общего назначения построена на тесной интеграции со всеми функциональными модулями КИС. Для оценки и управления эффективностью функционирования предприятия используют:
o концепцию сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard - BSC), систему функциональных показателей (Functional Scorecard - FSC), систему процессных показателей (Process Scorecard - PS);
o ключевые показатели эффективности - факторы успеха (Key Performance Indicators - KEI);
o оперативную аналитическую обработку данных (On-Line Analitycal Processing - OLAP);
o генерацию отчетов; и др.
Эффективность документооборота компании обеспечивается за счет высокого качества подготовки документов, расширения возможностей стандартных текстовых редакторов, автоматизированного ввода данных первичных документов (сканирование и программное распознавание графических образов). На логическом уровне документ представляет собой набор атрибутов, который поддерживает связь документов с бизнес-объектами. Для каждого документа определяется уровень безопасности, профили доступа пользователей, маршрут движения.
Управление проектами используется для координации выполнения соответствующих процедур КИС, стратегического планирования, оперативного управления, бюджетного планирования и стоимостного анализа работ, анализа рисков и др. Средствами системы управления проектами осуществляется поддержка основных этапов жизненного цикла проектов любого типа (инвестиционных, организационных, бизнес-процессов).
Технологическая платформа современных КИС в большинстве случаев основана на пятиуровневой архитектуре и открытых стандартах взаимодействия с внешними источниками данных, программными системами (XML, Java и .NET).
Значительное число КИС имеет свою методологию и инструменты проектирования, разработки, установки и администрирования системы.
Ключевыми компонентами технологической платформы КИС являются:
o функциональная настройка - конфигурирование функциональных модулей;
o техническая настройка - смена аппаратной платформы, системного программного обеспечения (модели СУБД, типа операционной системы);
o возможность выбора языка интерфейса, соответствие требованиям национальных стандартов, законодательным актам; наличие лицензий и сертификатов на программное обеспечение;
o администрирование:
✓ идентификация и аутентификация пользователей;
✓ санкционированный доступ пользователей к информационным ресурсам (базам данных, документам);
✓ разделение прав доступа к различным функциям и данным при многопользовательской работе;
✓ создание профилей пользователей (параметры рабочего сеанса пользователя: размеры и цвета экранных окон; параметры экранных шрифтов; структура и доступные пункты генерального меню); и др.
Предлагаемые на рынке программных продуктов "коробочные" КИС можно разделить на две группы по признаку страны происхождения: отечественные ("Галактика ERP", "Парус", "Босс", "Лагуна", "Флагман" и др.) и зарубежные (SAP R/3, IFP, Oracle Finance, ВAAN, Scala, Microsoft Axapta и др.). Эксперты дают диаметрально противоположные оценки программного обеспечения КИС отечественных и зарубежных производителей. Некоторые считают, что отечественные разработки отличаются в лучшую сторону от западных новизной информационных технологий в связи с тем, что эти системы создавались в более позднем периоде и соответствуют специфике национальной экономики. Другие эксперты считают, что только зарубежные КИС соответствуют всем необходимым требованиям и отечественные разработки серьезно уступают им в функциональности.
Решение о создании КИС предприятия является ответственным этапом. Основное внимание при выборе программного обеспечения должно быть направлено на анализ и оценку параметров КИС:
o фирма-поставщик (история фирмы, время существования, сведения о внедрениях, объемы продаж, сведения о рекламациях и т.п.);
o программный продукт (функциональная полнота и методы управления; модульность построения; тины операционных и технических платформ; базовые информационные технологии, открытость архитектуры и интеграция с программными продуктами; сложность настройки и адаптации; требования к квалификации персонала и др.);
o готовность корпорации к внедрению КИС (осознание проблемы повышения эффективности управления, состояние инфраструктуры информационной системы, квалификация управленческого персонала, перспективы отношений с клиентами, финансовое состояние предприятия и т.п.).
После экспертизы характеристик объекта управления и требований к КИС и характеристик ее программных продуктов осуществляется выбор КИС. Как правило, выбор осуществляется в два этапа: предварительный и окончательный. Сроки внедрения КИС зависят от степени готовности объекта и системы управления к нововведениям, применяемой методологии внедрения.
Ниже рассмотрены наиболее популярные программные продукты КИС.