Типология успеха
Успех и неудача – явления сложные, требующие уточнения их содержания, соотнесения с уровнями социальной и нравственной зрелости личности.
Успех-признание наиболее очевиден и прост. Его типичным примером является популярность. Известность киноартиста, звезды эстрады, спортсмена, об успехах которых вещают средства массовой информации, фотографии, подробности жизненного пути и личной жизни, толпы почитателей, ожидающих автографа или просто взгляда, – крайнее выражение такого рода успеха. Не каждый человек способен его выдержать, не всякая личность проходит через него без нравственных деформаций. Не случайно народная мудрость выстраивает по нарастающей испытания огнем, водой и "медными трубами".
"Медные трубы" славы, успеха, популярности не каждому под силу. Для незрелой личности такой успех становится подтверждением "справедливости мира". Значит я действительно так велик, ведь я это заслужил! Для неокрепшей души этот успех, нередко достаточно случайный и мало зависящий от работы души, становится чем-то вроде наркотика.
Психологические исследования выявляют парадоксальное, на первый взгляд, обстоятельство. Оказывается, что нередко похвала действует деморализующие, а порицание способствует повышению самооценки и самоуважения. Так, если с порицанием выступают любимые родители, авторитетные учителя, то за их порицанием скрывается высокая оценка тебя и твоих возможностей: от тебя ждали и ждут чего-то большего. И наоборот, если от "значимых других" исходит похвала, значит от тебя большего не ждали и не ждут.
Успех – авторитетная оценка. Здесь речь идет уже не просто о социальной оценке, а об оценке важной, престижной для самого человека. Для разных личностей значимыми другими являются разные люди: родители, друзья, коллеги... Если родители, учителя, наставники по каким-то причинам утратили реальный авторитет, то нередко такими "значимыми другими" становятся просто те, кто замечает и одобряет: уличные компании, "фанаты" какого-то спортивного клуба, ансамбля, исполнителя. Еще хуже обстоит дело, если "значимыми другими" становятся антиобщественные, а то и преступные элементы. Сколько ложных авторитетов возникает на "пустом святом месте"!
Успех-преодоление. Давно замечено, что в экстремальных, критических ситуациях человек взрослеет раньше. Человека делают личностью в конечном счете не воспитательные поучения, а преодоленные им трудности, самостоятельно решенные проблемы и задачи. Речь идет об опыте побед, свидетельстве компетентности, реальных возможностей личности, того, что она может. Недостаток опыта и компетенции способствует деморализации личности, формированию у нее комплекса "неудачника". И наоборот, осознание своих сил и возможностей, достаточных для разрешения жизненных и профессиональных проблем, дает мощный заряд положительных эмоций.
Но этот вид успеха может служить и основой мотивации опасного поведения. Тонет, как известно, не тот, кто не умеет плавать, или тот, кто действительно плавает хорошо, а тот, кто считает, что плавает очень хорошо. Освоив определенную деятельность, человек в стремлении к самоутверждению, в погоне за таким самоутверждением начинает "испытывать судьбу", ставить себе сверхзадачи, иногда на грани допустимого риска, и хорошо бы только своей жизнью, а то иногда и жизнью других.
Альтернативой опасному поведению "экстремала" может быть творческое поведение мастера. Если опасное поведение в общем-то не создает ничего нового, внося лишь "острое" переживание в духовную жизнь субъекта, то творчество всегда связано с получением нового результата.
Успех – самопреодоление и самосовершенствование. Любое преодоление есть, по сути дела, самопреодоление, приобретение нового опыта, выход к новым горизонтам. Стремление стать "больше, чем есть" может проявляться, например, в установке на преодоление самого себя как стремление к самосовершенствованию, ко все большему мастерству и профессионализму.
В успехе как самопреодолении и самосовершенствовании еще в большей степени, чем в признании "значимыми другими", проявляется роль самой личности, ее самооценок в самоутверждении, ее большая свобода от внешнего признания. Это обстоятельство достаточно типично для мотивации "мастера", который ориентируется на оценки, в лучшем случае, таких же мастеров, а чаще – на свои собственные, поднимая планку представлений о совершенстве.