Типология управленческих решений

Типология (от греч. "тип" - отпечаток, форма; "логия" - слово, изречение, научение, знание) - научный метод, основой которого является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, сведений, функций, отношений, уровней организации объектов. Основное понятие, применяемое типологией, - это тип, классификация, систематика и прочее в отношении управленческих решений типология понимается как инструмент поиска, анализа, оценки и выбора управленческого решения.

Чтобы описать и проанализировать все комплексные взаимосвязи между различными решениями в иерархической системе, включающей в себя большое число лиц, принимающих решения (ЛИР), разработана типология решений: объектное решение, организационное решение и коммуникационное решение.

К объектным решениям относятся все виды решений, которые в принципе могут приниматься предпринимателем, например решения об объемах производства, ценах, объеме запасов на складах, последовательности изготовления, использовании машин и информации о свойствах продуктов, предоставляемой потребителям.

Объектные решения могут носить характер предварительных решений: в этом случае первоначально из выбора исключаются одна или несколько возможных объектных альтернатив, в то время как окончательное решение остается открытым. Предварительное решение об объектных альтернативах характеризуется тем, что не фиксирует точно величины всех объектных переменных; для некоторых или всех переменных принимается хотя бы решение, что они должны находиться в определенном интервале. Предварительные решения принимаются прежде всего при составлении глобальных планов на будущие периоды. Подобные планы устанавливают примерные рамки будущих действий, хотя не оговаривают, как будут приниматься детальные решения (детали устанавливаются самое позднее в ходе последующих объектных решений при реализации планов).

Объектному решению (как и всем другим видам решений) всегда предшествует деятельность ЛПР, формирующая возможные альтернативы решения и в то же время необходимость его принятия. Например, необходимо установить, насколько детально должна быть составлена модель принятия решения, какие виды деятельности должны оцениваться, необходимо ли для оценки последствий альтернатив действий предварительно собрать какую-либо дополнительную информацию. Короче говоря: должны быть определены значения детерминант решения.

Организационные решения - это выбор мероприятий по управлению реализацией объектных решений. В иерархической системе присутствует как минимум одна инстанция, задача которой состоит в том, чтобы управлять решениями, принимаемыми подчиненными.

Как правило, высшая инстанция в иерархии предприятия принимает объектные решения лишь частично и более или менее приблизительно. Остающиеся объектные решения и их реализация делегируются подчиненным членам организации. Таким образом, возникает система взаимопроникающих совместных решений и совместной их реализации. На инстанции иерархии при этом возложена также задача управлять решениями подчиненных членов организации.

Высшее руководство может влиять на поведение ЛПР следующими способами:

1. Предоставляется или устраняется возможность ЛПР распоряжаться факторами (ресурсами) производства.

2. ЛПР предписываются нормы поведения, которые более или менее точно регламентируют права (например, права распоряжения факторами производства) и обязанности.

3. Используются "дополнительные" мероприятия с целью обеспечения выполнения (возможности выполнения) норм поведения.

Организационное решение инстанции служит прежде всего делегированию подчиненным той части объектных решений, которые не полностью устанавливаются инстанцией и (или) не реализуются ею самой, и управлению и контролю за дальнейшей работой или исполнением работ. Подчиненный сам решает организационную проблему. В рамках предоставленной ему компетенции этот сотрудник также может передать часть своих объектных решений и (или) их реализации подчиненным членам организации; он принимает организационное решение и за счет этого превращается в инстанцию.

Управление процессом принятых решений (ППР) является важной задачей прежде всего руководства предприятия. Это касается наиболее крупных предприятий, где все множество конкретных объектных решений не может приниматься высшей инстанцией и передача компетенции в сфере принятия решений подчиненным является целесообразной. Организационные решения об управлении принятием решений этими сотрудниками приобретают, таким образом, особенное значение.

Организационные решения должны, наконец, обеспечить принятие подчиненными "хороших" объектных решений и, помимо этого, их "хорошую" реализацию (возможность реализации). Поскольку объектные решения различных ЛПР являются взаимопроникающими, аспекты координации играют важную роль.

Формулируемые в рамках организационных мероприятий нормы поведения могут непосредственно касаться объектных решений (например, для лица, принимающего решения о ценах сбыта продуктов, устанавливаются границы цен). Они могут служить и управлению принятием организационных решений подчиненными, например, более или менее точно устанавливая, в соответствии с какими принципами должны выделяться подразделения. Мероприятия, направленные на управление принятием организационных решений, хотя и не влияют непосредственно на объектные решения, однако в конечном счете служат управлению их принятием. Поэтому подобные мероприятия должны оцениваться по их (вероятному) влиянию на объектные решения.

Компетенция в сфере принятия объектных решений, с одной стороны, и организационных решений - с другой, может быть в различной степени предоставлена различным сотрудникам. ЛПР могут обладать широким пространством объектных решений и узким - организационных решений, в то время как для остальных ЛПР правило может быть прямо противоположным.

Объектные и организационные решения требуют наличия различных качеств. Так, линейная иерархия может предоставить штабу значительное пространство объектных решений, в то время как сама сохранит монополию на решения, каким образом, например, с помощью распоряжений, стимулов и контроля управлять деятельностью подчиненных, чтобы принятые объектные решения могли быть "хорошо" реализованы на практике.

Взаимосвязь объектных и организационных решений. При любом распределении зон ответственности по принятию объектных и организационных решений между последними существует тесная взаимосвязь: с одной стороны, организационные мероприятия служат управлению объектными решениями; при принятии решений об организационных мероприятиях (например, выделении отделов и подразделений и составлении штата) следует делать прогнозы, в какой мере при этом будет возможным принятие качественных объектных решений. С другой стороны, организационные решения служат реализации принятых вышестоящей инстанцией объектных решений; при принятии объектного решения поэтому следует учитывать и возможности организации, и проблемы реализации.

Граница объектных и организационных решений в действительности не всегда однозначна. В рамках проблем принятия решений на предприятии часто объектные и организационные решения принимаются параллельно. Одно предложение руководителя может содержать в себе и объектное, и организационное решение. Руководитель, например, обсуждает со своими сотрудниками проблему, следует заменить вышедшее из строя оборудование или пет. Через определенный промежуток времени он принимает решение: замена оборудования не будет произведена (объектное решение) и сотрудник В должен его отремонтировать (организационное решение). Сотрудник В принимает дальнейшие объектные решения, скажем, о моменте начала ремонта и о запасных частях, которые будут использоваться.

Особенно тесной является взаимосвязь между объектными и организационными решениями при организации процесса. Предметом организации процесса могут быть как чисто исполнительская деятельность (работы), так и ППР. Теория организации процесса и созданные для этого модели принятия решений ограничиваются, однако, в основном анализом и структурированием чисто исполнительской деятельности. Вследствие этого процесс работы рассматривается как система взаимопроникающих видов операционной деятельности. При организации процесса речь идет об определении содержания работ (так называемой операционной деятельности, которая должна быть осуществлена) и пространственной и временной организации работ (объектные решения). Параллельно принимаются решения о том, какие лица и с помощью каких средств должны осуществлять работы (организационные решения).

Коммуникационные решения - это решения о передаче определенной информации руководителю или другому члену организации, не связанному по иерархической лестнице с носителем информации. Если инстанция передает подчиненному информацию с целью воздействовать на его поведение (в плане принятия решений), то речь идет о результате организационного решения (т.е. мероприятия по управлению вышестоящей инстанции). Информация в организации передается не только от руководителей к подчиненным. Сотрудники также передают информацию вышестоящему, помимо этого они обмениваются информацией между собой (информацией может быть даже сообщение, что сотрудник нуждается в информации).

Коммуникационными решениями именуются решения сотрудника, следует ли передавать информацию тем членам организации, которые иерархически не подчинены ему (информирующему лицу); если следует, то какую именно. Партнеры по коммуникации при этом могут относиться к одному или к различным уровням иерархии.

Идет ли при принятии решений об информационной деятельности речь об организационном или коммуникационном решении, зависит также от направления информационного обмена и от партнера по обмену.

ОГЛАВЛЕНИЕ передаваемой информации может быть различным: сообщения о наблюдаемых индикаторах и выводах, которые должны делаться из их значений по поводу принимаемых решений или частных последствий решений; передаваемая информация может состоять в побудителях, предложениях или рекомендациях, которые, возможно, непосредственно повлияют на решения ЛПР; речь может идти о запросах, т.е. сообщениях о том, что требуется один из названных выше видов информации.

За исключением высшей инстанции, которой подчинены все прочие члены организации, все ЛПР должны принимать и коммуникационные решения. Их количество не может оцениваться в общем: существенными являются не только объектные и организационные решения, принимаемые ЛПР, но и ожидания по поводу решений других членов организации.

Часто организационные мероприятия служат именно управлению коммуникационными решениями подчиненных. Примерами являются:

- предоставление ЛПР прав пользования и распоряжения накопителями данных и каналами коммуникации;

- нормы поведения, задаваемые ЛПР, которые более или менее точно характеризуют, в каком случае какая информация должна быть передана другим членам организации.

Каждая организация может интерпретироваться и анализироваться как система объектных, организационных и коммуникационных решений. Однако при принятии организационных решений речь в конечном счете идет об обеспечении "хороших" объектных решений. Воздействие на объектные решения нередко осуществляется не непосредственно, а через промежуточные организационные и коммуникационные решения.

Организационные решения относятся прежде всего к сфере деятельности руководства предприятия. Это особенно ярко проявляется на крупных предприятиях, в которых многообразные конкретные объектные решения не могут быть приняты самим руководством и делегируются подчиненным. Решения об управлении поведением участников организации (в плане принятия решений) приобретают при этом особенную значимость.