Типология социальных движений
Любое социальное движение динамично по своей природе и поэтому может менять в зависимости от объективных и субъективных причин свою направленность, цели, задачи и т.п. В связи с такой изменчивостью уместно выделить единый критерий, основание, характеризующее нечто общее и наиболее существенное в каждом типе социального движения.
• Политические движения – это коллективные действия людей по поводу политической власти. Ее завоевание, укрепление или свержение – это все акты политических движений, которые модифицируются в отношении существующего политического режима, органов государственной власти и выражаются в требованиях, обращенных к государству, властным структурам и т.д. Таким образом, главный критерий дефиниции (определения) политического движения – характер выдвигаемых требований: если они касаются вопросов власти, то, следовательно, мы имеем дело с политическим движением. Возникая в определенных национальных или региональных политических культурах в ответ на новые социальные и политические запросы общества, политическое движение в той или иной степени впитывает в себя традиции, ценности, нормы политической культуры данного региона.
Конкретные политические движения могут иметь страновой характер, т.е. охватывать значительные массы населения в одной стране, или могут распространяться в нескольких и даже во многих странах, приобретая тем самым международный характер. К первому типу можно отнести Движение за гражданские права (Civil Rights Movement). Это общественное движение за расовое равенство, развернувшееся в США в защиту гражданских прав негритянского населения, получившее широкое распространение в 1950– 1960-х гг. и приведшее к отмене практики расовой сегрегации в южных штатах и принятию конгрессом ряда законов в защиту прав граждан. Примером международного политического движения может служить анархистское движение во второй половине XIX – начале XX в.
• Экспрессивные движения – это достаточно массовые объединения людей, которые, отчетливо понимая всю непривлекательность существующей социальной действительности, тем не менее оправдывают ее существование. Они не стремятся изменить, модифицировать эту действительность, а хотят изменить свое отношение к ней. Для этого изыскиваются специальные приемы, ритуалы, нормы и образцы культуры, не совпадающие с доминирующей культурой общества, другие формы эмоциональной экспрессии и др. Именно в этом приверженцы экспрессивных движений находят долгожданное облегчение, что делает их каждодневную жизнь приемлемой и терпимой. Как правило, выразителем экспрессивных тенденций выступает молодежь, вернее, ее субкультура, главным мотивом которой становится эскапизм – бегство от убогой действительности. Предстателями экспрессивного молодежного движения являются хиппи, рокеры, скинхеды, другие молодежные группы, готовые на любые крайности, чтобы дистанцироваться от чуждого, враждебного молодежи общества.
• Революционные движения – это неизменно массовые, неизменно коллективные действия, совершающиеся, как правило, под влиянием идеи освобождения основной массы населения от гнета господствующих в обществе сил, установивших и контролирующих неравноправное распределение общественного богатства, созданного теми, кто не владеет средствами производства. Революции обычно совершаются с целью установления социальной справедливости, что неизбежно ведет к полному изменению существующей системы социальной несправедливости, структуры, функции и ОГЛАВЛЕНИЕ которой более не соответствуют требованиям большинства населения. Старая государственная машина и многие ее социальные институты – госаппарат, судопроизводство, система доступа к образованию, ценностям культуры и искусства – идут на слом. Всякое революционное движение стремится разрушить существующую социальную систему как воплощение мира насилия, несправедливого распределения ограниченных материальных ресурсов.
Считается, что чаще всего революционные движения успешно развиваются там, где социальные реформы затруднены или блокируются в такой степени, что единственным способом искоренения пороков существующей социально- политической системы становится ее революционное разрушение. Пример: Куба до 1959 г.
• Эволюционные (реформистские) движения – это, как правило, массовые политические движения, ориентированные не на резкие революционные изменения существующей социальной действительности, а на медленные, накапливающиеся естественным ходом истории изменения, реформирующие существующие порядки, не затрагивая их основ. Именно это является незыблемым правилом движения, которое называет себя реформистским.
• Оппозиционные движения – это всегда форма выражения неудовлетворенности какой-то (большой или малой) группы людей существующим порядком жизни общества. Поэтому оппозиционные движения предлагают свои собственные варианты решения назревших социальных проблем. Многопартийная система, которая сложилась в большинстве развитых стран, опирается как раз на институт оппозиции. Например, в Англии оппозиция формирует "теневое правительство", которое контролирует действия власти. Таким образом, находясь в оппозиции, можно быть в курсе всех политических событий и оказывать влияние на текущий политический курс и действия правительства.
• Экологическое движение – это движение в защиту окружающей среды, за сохранение природы как фактора, определяющего жизнеспособность живых систем: флоры, фауны и человеческого общества в целом. В свете этого движения достигается понимание губительности усиливающегося антропогенного, в первую очередь техногенного, воздействия на окружающую природную среду, грозящего катастрофой биосферы – места обитания человечества. Экологи, экологические движения пытаются остановить технократическую необузданность поклонников технического и технологического прогресса, движимых все тем же стимулом неограниченного потребления, невзирая на то, что они, образно говоря, "рубят сук, на котором сидят".
Возникшие в 1970-е гг. в Западной Европе на волне противостояния потребительскому отношению к природе экологические движения, партии "зеленых" постепенно стали реальной политической силой. Например, в Германии "Зеленые" в 1980 г. оформились в политическую партию. С 1984 г. существует Европейская партия "Зеленых", объединяющая группы из многих стран Европы.
Человек – часть биосферного процесса, поэтому экологическое движение – это одновременно и движение в защиту человека, что при самых различных мировоззренческих установках участников этого движения способствует их консолидации, а подчас выработке единой политической линии.
• Молодежные движения – это массовые действия больших групп молодежи, в ходе которых они отстаивают свои права на достойную жизнь, образование, свободу выбора профессии, право иметь свои собственные политические убеждения, нравственные и культурные ценности. Современные молодежные движения, сущность которых выражена в глубочайшем разочаровании существующей социальной реальностью, как уже отмечалось, характеризуются эскапизмом – бегством от реалий дня в наркоманию, пьянство, необузданные и противоестественные сексуальные ориентации, которые называют "нетрадиционными", чтобы скрыть деградацию молодого поколения Земли, включая и молодежь России.
Некоторые лидеры молодежного движения выдвигают требования автономии от общества, отстаивают свое право на самоуправление в молодежных центрах, где молодежь будет жить, дискутировать, петь и танцевать, рисовать и слушать музыку. Но почти во всех этих молодежных программах с подобными ценностными ориентациями нет положений о труде, продуктивной творческой деятельности. Явная иждивенческая направленность молодежных движений, протестующих против потребительского общества, делает эти движения крайне противоречивыми, что обусловливает их самовырождение.
• Женские (феминистские) движения представляют собой массовые действия за уравнение женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства. Начало женского движения восходит к XVIII столетию. Первым результатом женского движения было достижение правового равенства. Уравнивание женщин в избирательных правах с мужчинами было целью суфражистского движения женщин в Англии и других странах во второй половине XIX в. В XX столетии женские движения получили новый импульс развития, что привело к их дифференциации. Сегодня можно выделить три направления в женском движении.
1. Консервативное движение. Оно видит женщину в пределах трех элементов жизни: кухня – дети – церковь. Главное дело женщины рожать и воспитывать детей. Все остальное – политика, общественная и профессиональная деятельность и т.п. не ее ума дело.
2. Либерально-реформистское движение. Оно предполагает, что уравнение женщины во всех правах с мужчинами возможно в условиях любого общественно-политического строя, позволяющего проведение общественно-экономических, общественно-правовых и общественно-политических реформ. Либерально-реформистская точка зрения допускает идею вовлечения женщин в общественно-политическую, правовую и профессиональную жизнь общества. Такой подход к проблеме женского движения связан с изменившейся ролью семьи в современных условиях и роли женщины в семье, ростом образованности женщин, с их более широким и продуктивным выходом на общественно- политическую и профессиональную арену общества.
3. Радикальные феминистские движения. По существу, не предлагая ничего нового, такого рода движения ориентированы на более радикальную тактику политической борьбы, радикальные меры достижения равенства женщин с мужчинами. Теоретические представления и программы действий женского радикализма основываются на идеях так называемого неоматриархата, на противопоставлении по признаку иола.
• Национально-освободительные движения – это массовые движения народов, стремящихся изменить сложившийся экономический порядок, создать развитое и экономически независимое общество на национальной основе. XX век – эпоха возникновения независимых, свободных государств в Африке, Азии, Латинской Америке. Однако политическая свобода, не опирающаяся на экономическое и технологическое развитие, – лишь вывеска виртуального мира.
• Движения в защиту мира представляют собой массовые действия населения стран Европы, Азии, других регионов, особенно сильные после Второй мировой войны, когда люди увидели, что война – недопустимое средство для решения каких-либо проблем, ведь уничтожение культурных ценностей, людей, самой жизни во всех ее проявлениях признать решением проблемы довольно сложно. С появлением оружия массового уничтожения война и вовсе воспринимается как путь к всеобщей гибели. Именно тогда движение пацифистов (борцов за мир) становится массовым, сближаясь с движениями "зеленых" и с массовыми социальными движениями за переустройство мира.
Социологический анализ социальных движений показывает, что активность широких масс людей как реакция на ситуацию в мире, в отдельных государствах возрастает. Прежде всего это обусловлено усилением для всех стран мира колоссального воздействия информационных процессов и коммуникационных систем, за счет чего люди становятся ближе друг к другу. Усилившаяся взаимосвязь больших людских масс предопределяет существенные изменения в образе жизни людей на всех континентах, их ценностных ориентациях и нормах поведения. Основным мотивом вновь возникающих движений является неудовлетворенность решением насущных проблем жизни людей. По-прежнему в мире доминирует бедность. Ограниченные ресурсы, несмотря на колоссальные достижения науки и техники, распределяются неравномерно и, следовательно, несправедливо. Отсюда протестный аспект в социальных движениях нового времени. Условия существования все в большей мере активизируют стремление людей покончить с социальной несправедливостью. В результате формирование и развитие социальных движений за изменение существующих условий социального бытия становится естественным и закономерным следствием социодинамики культурного развития планеты, а также фактором изменения ее социального облика.