Лекция 4. ТИПОЛОГИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• о влиянии преобразований на тенденции развития организации;
• какие существуют типы преобразований и в чем их отличие;
• предполагают ли разные типы преобразований различные условия их осуществления;
• какую роль играют преобразования в реализации искусства менеджмента;
уметь
• выбирать типы преобразований с учетом потребностей в них и созревших условий реализации;
• формировать многокритериальную матрицу оценки различных типов преобразований;
• анализировать необходимые условия преобразований и возможности их практического осуществления;
владеть
• приемами комбинации преобразований с учетом динамики изменяющихся условий развития организации;
• искусством персонального выбора исполнителей и участников преобразований;
• методами контроля преобразований и своевременного регулирования их содержания.
Полезно задуматься
Всегда ли преобразования влияют на эффективность управления организацией? Как и по каким критериям можно ранжировать преобразования при их выборе и оценке? Существуют ли типологические характеристики и признаки преобразований? Зачем необходимо их знать? Как надо учитывать восприятие преобразований при их практической реализации?
Научное и практическое значение построения типологии преобразований
Для разработки и проектирования различных преобразований, в которых нуждается организация, необходимо знать, какие типы преобразований – а их может быть множество – существуют, каковы особенности каждого из этих типов и возможности их практического использования.
Типология преобразований в теории управления изменениями позволяет объяснить взаимодействие преобразований и связь их свойств и условий эффективного выбора для практической реализации. Разработка типологии преобразований необходима для систематизации их характеристик, отражающих особенности проявления в различных условиях их осуществления.
Типология позволяет в практике менеджмента делать эффективный выбор моделей преобразования в зависимости от их необходимости и возможности, целей и конкретных условий реализации.
Основные типы преобразований и их реализация в современном менеджменте
Преобразования имеют множество характеристик. На основании характеристик можно выделить определенные тины преобразований. Можно типологию построить и по другим критериям. Чем больше рассматривается типологических схем преобразований, тем лучше, потому что это позволяет расширить диапазон анализа и проектирования конкретных систем преобразований.
Рассмотрим сначала типы преобразований по критериям дуалистичности основных их характеристик, которые отражают противоположность и объективное единство преобразований (рис. 4.1). Эта схема в основных своих параметрах идентична типологии изменений вообще (см. рис. 2.1). Ведь понятие "преобразование", как уже отмечалось ранее, не противоречит понятию "изменение", оно отражает лишь определенную часть изменений во всей их совокупности и не включает изменения случайные, стихийные, не вызванные определенной потребностью развития организации, неуправляемые и пр.
1. Существуют преобразования в функционировании и развитии организации. Первые отражают потребности поддержания определенных пропорций и соотношений в организации, вторые – появление нового качества, делающего организацию более совершенной, жизнеспособной и устойчивой. Существует реальная потребность осуществления тех и других преобразований. Но при этом возможно некоторое преобладание одних над другими в области использования ресурсов, учета актуальных потребностей, выбора стратегии развития и т.д.
2. Преобразования могут проводиться во внутренней среде организации и во внешнем ее поведении, во внешней деятельности. Каждое из этих преобразований определяет возможности и успех осуществления другого. При внутреннем бурлении организации трудно проводить успешные внешние преобразования, и наоборот.
3. Различными могут быть преобразования и относительно результатов их проведения. Одни обладают явно предсказуемым результатом, другие могут быть с непредсказуемым результатом, неявным, вероятностным, размытым. Такое часто встречается в практике. И объясняется возникновение таких преобразований многими причинами: недостаточной проработкой проблем развития, большой сложностью проблемы, недостаточностью информации, нехваткой ресурсов времени, не исключаются и ошибки в разработке преобразований.
4. Бывают преобразования явные и неявные. К числу последних часто относят преобразования призрачной видимости, полумеры. Конечно, это не лучший тип преобразований. Преобразования должны быть предельно конкретными, ясными, понимаемыми и принимаемыми сотрудниками.
5. Различны преобразования и по критерию перспективности их введения и реализации. Одни ориентируются на быстрые изменения, другие на продолжительный период, медленные изменения. Но очень важно, чтобы преобразования не были безвременными, вялотекущими.
6. Наконец, преобразования можно разделить по критериям их содержания и формы. Чаще всего глубокие преобразования содержательного характера невозможно осуществлять без изменения форм организации. Однако в определенных пределах можно изменять ОГЛАВЛЕНИЕ, не меняя формы, и наоборот, изменять форму, не подвергая изменению ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности.
Конкретные проблемы, возникающие в управлении, обычно подсказывают, какие преобразования необходимы. Но понимать и оценивать проблемы можно по-разному. Поэтому при выборе преобразований важны опыт, профессионализм и искусство менеджера, квалификация его помощников и всего персонала управления – ведь преобразования являются продуктом коллективной управленческой деятельности.
Существует и объектно-целевая типология преобразований. Она включает в себя следующие преобразования (рис. 4.2).
1. Модернизация – комплекс преобразований по актуальным требованиям и современным возможностям и ограничениям функционирования и развития организации (улучшение существующего без разрушения основ, частичное улучшение чего-либо: структуры, состава, механизма и т.д.).
2. Реконструкция – изменение конструкционных основ чего-либо. Для организации это чаще всего изменение структуры.
Рис. 4.1. Типы преобразований в организации
3. Реорганизация – изменение организации по всему комплексу параметров ее функционирования и развития.
4. Реформирование – изменение форм деятельности, проведение изменений по программе улучшения состояния организации.
5. Трансформация – типологическая перестройка организации по существенным (ключевым) изменениям ее функционирования и развития.
6. Реинжиниринг – перестройка организации по результатам ее реконструкции и по всему комплексу взаимосвязанных между собой ее параметров.
7. Реструктуризация – изменение структуры организации в области соподчинения звеньев, их величин, назначения, функций и полномочий.
На схеме отражено и положение о том, что преобразования – это лишь сознательно осуществляемые изменения, отличные от тех изменений, которые могут возникать стихийно, которые внешне могут быть похожими на преобразования, но при этом являться изменениями неустойчивыми и неэффективными (рис. 4.2). Преобразования построены на включении различных изменений, но всегда в определенном соединении и гармоничном сочетании (выделено пунктирной линией).
Рис. 4.2. Типология преобразований
Понимание особенностей преобразований в отличие от общего понимания изменений можно отразить комплексом аналитических вопросов, представленных на рис. 4.3. Ответы на эти вопросы и позволяют "отсечь" те свойства изменений, которые не отражают особенностей преобразований.
Рис. 4.3. Восприятие преобразований и учет условий их реализации
Восприятие преобразований и учет условий их реализации
Преобразования даже при крайней их необходимости и своевременности могут по-разному восприниматься персоналом организации. Восприятие преобразований может быть положительным, отрицательным, инертным, равнодушным, формальным и неформальным, скептическим и с пониманием и т.д. Преобразования могут рождать энтузиазм или разочарование. От чего это зависит? Конечно, в первую очередь от содержания и характера преобразований, но также и от готовности персонала к их реализации, от понимания необходимости преобразований и их последствий. Преобразования должны определенным образом созревать, к ним надо готовить организацию, и осуществлять преобразования надо в тот момент, когда для них возникают наиболее благоприятные условия.
Преобразования – это не единичный акт, это процесс последовательных, продуманных и просчитанных действий проведения необходимых изменений в организации. Процесс преобразований всегда является поэтапным и последовательным осуществлением изменений с оценкой и, может быть, корректировкой каждого из этапов.
Вид и особенности преобразований в значительной мере зависят от условий и возможностей их успешной реализации. Могут возникать барьеры и противодействия преобразованиям. Преобразования могут рождать и конфликтные ситуации. Вот почему многие из преобразований являются продуктом искусства управления.
Искусство проведения преобразований в организации
Искусство проведения преобразований является важнейшим фактором как их выбора и проектирования, так и практической реализации. Ведь необходимость и условия проведения преобразований зависят от глубины понимания совокупности проблем, в которых развивается организация, их особенностей, взаимодействия.
Искусство преобразований начинается с их проектирования и выбора – это искусство интеллектуальной деятельности. Но далее требуется проведение преобразований. Здесь уже нужно организационное искусство. Не так просто бывает убеждать персонал в том, что данные преобразования необходимы и должны быть именно такого типа. Искусство убеждения, обоснования – это также искусство управления, без которого невозможно осуществление преобразований.
К искусству преобразований относится решение многих организационных вопросов, таких, например, как распределить функции и ответственность в организации с учетом профессиональных и человеческих возможностей персонала, как мотивировать деятельность исполнителей – участников преобразований.
Большой проблемой является ресурсное обеспечение преобразований. Ресурсное обеспечение затрагивает и вопросы управления, и многие другие вопросы стратегии и тактики развития организации.