Типология общества

Структурная сложность общества предполагает разнообразие способов его классификации. Устойчивым в социологии является деление общества на традиционное и индустриальное (современное). В разработку этих понятий значительный вклад внесли немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855—1936), французский социолог Раймон Арон (1905—1983), американский экономист и социолог У. У. Ростоу (1916-2003).

Традиционным считается общество с натуральным сельскохозяйственным укладом, примитивным ремесленным производством, неразвитым разделением труда, малоподвижной сословно-корпоративной структурой, иерархической системой власти, с основанным на традициях, обычаях и религиозных верованиях способом социокультурной регуляции. В сегодняшнем западном понимании — это примитивное отсталое общество, которому присущи низкие темпы развития производства, большая инертность, невосприимчивость к нововведениям.

В отличие от традиционного, общество индустриального типа характеризуется ростом промышленности, радикальным изменением методов производства, гибкостью социальных структур и форм организации социальной жизни. Можно выделить следующие черты индустриального общества:

• развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

• механизация и автоматизация производства и управления;

• массовое производство товаров на широкий рынок;

• высокая развитость средств транспорта и коммуникаций;

• рост урбанизации и социальной мобильности;

• увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

• формирование гражданского общества (6.5).

Получившая наибольшее распространение в 1960-е гг. теория индустриального общества в 1970-е гг. дополняется концепцией постиндустриального общества, разработанной в американской (Д. Белл, А. Тоффлер) и западноевропейской (А. Турен, Ж. Фурастье) социологии.

Возникновение постиндустриального общества исследователи связывают с рядом важных экономических и социальных изменений, происходящих в наиболее развитых странах. Существо этих изменений сводится к следующему:

- резкое возрастание роли знания и информации, появление и развитие "интеллектуальных технологий", позволивших преобразовывать профессиональную деятельность человека, его быт и досуг;

- смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится обслуживание, охватывающее сферы деятельности, непосредственно не связанные с производством, — торговлю, финансы, медицину, транспорт, науку, образование, отдых и т.д.;

- изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом;

- сдвиги в системе социокультурных потребностей населения, возникновение ориентации на постматериальные ценности, связанные с охраной окружающей среды и повышением качества жизни.

Типология, основанная на концепциях традиционного, индустриального и постиндустриального общества, в целом не выходит за рамки социального эволюционизма. Принципиально иной подход к типологии общества сложился в русле марксистской традиции. Основанием здесь служили два главных критерия; способ производства и форма собственности. В соответствии с ними выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Переход от одной формации к другой должен осуществляться в результате социальной революции, которая выступает как разрешение конфликта между ростом производительных сил общества и устаревшей системой производственных отношений.

Рассмотренные теории и концепции не исчерпывают многообразия типологии обществ. Некоторые социологи классифицируют общества по основному способу добывания средств к существованию, различая: 1) общества, живущие охотой и собирательством; 2) общества, существующие за счет примитивного земледелия и разведения скота; 3) аграрные общества; 4) промышленные общества.

Многие исследователи подразделяют общества по политическим критериям на тоталитарные (полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства), авторитарные (неограниченная власть одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах) и демократические (контроль гражданского общества над властью).

В научной литературе встречается также деление обществ на простые и сложные, дописьменные и письменные, открытые и закрытые, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые и т.д. Типология общества может быть проведена по религиозным признакам (христианское или мусульманское общество), по этническому составу населения (мононациональное и многонациональное общество), по степени распространения языка общения (англоязычное, франкоязычное, русскоязычное общества и т.п.).

Выбор той или иной классификации во многом определяется тем, в каком ракурсе, под каким углом зрения и с какой стороны конкретно изучается общество как сложное структурное образование.