Типология международных переговоров

Международные переговоры можно классифицировать по целям, задачам, количеству участвующих сторон, степени открытости и сложности.

1. Наиболее распространенной является типология международных политических переговоров по уровню представленных участников:

o переговоры на высшем уровне - глав государств и правительств;

o переговоры на высоком уровне - министров иностранных дел (или министров других ведомств);

o переговоры в рабочем порядке, в которых не задействованы первые лица, между представителями политических партий и организаций.

Международные переговоры на высоком и высшем уровне имеют особое значение в международных отношениях, поскольку позволяют решить самые сложные и актуальные международные проблемы, принять принципиальные, а иногда и судьбоносные решения, что дает возможность серьезно изменить политическую ситуацию. При этом на переговорах данного уровня договоренности скрепляются подписями высших должностных лиц государств, что призвано обеспечивать дополнительные гарантии выполнения принятых договоренностей. В наиболее сложных ситуациях при этом возможно посредничество на высшем уровне, что иногда позволяет найти решения в особо сложных конфликтных ситуациях.

Пример

Так, в регулярно возобновляющихся с 2003 г. поэтапных шестисторонних переговорах по ядерной программе Северной Кореи участвуют Россия, Китай, Япония, США и Южная Корея. В конфликте США и Северной Кореи остальные страны играют роль посредников, призванных способствовать урегулированию конфликта.

Международные переговоры на высоком и высшем уровне могут иметь различные формы:

- регулярные встречи (например, встречи "Большой восьмерки", куда входят лидеры семи индустриально развитых государств и России);

- двусторонние и многосторонние саммиты;

- переговоры во время празднеств (например, на празднованиях 60-летия окончания Второй мировой войны в России в 2005 г.) или похорон. Заметим, что проведение торжественных международных празднеств и похорон часто дает возможность неформального обсуждения проблем с теми лидерами, встречи с которыми в других обстоятельствах затруднены по сложным политическим причинам.

Пример

Сегодня самым влиятельным международным политическим клубом является "Большая восьмерка". В 2006 г. председателем G8 был Владимир Путин, что, несомненно, свидетельствует о возрастании роли нашей страны в мировой политике. Президент России обозначил в качестве основной темы саммита в Санкт-Петербурге энергетическую безопасность. Известно, что во время саммитов "Большой восьмерки" не принимается окончательных решений, но обсуждаются наиболее важные проблемы мировой политики и вырабатывается общее мнение о том, как их решать. Основным документом саммита является коммюнике - совместное итоговое заявление, которое оглашается на заключительной встрече.

2. Другая известная типология международных переговоров основана на числе участников. Здесь выделяются переговоры:

o двусторонние;

o многосторонние.

Очевидно, что организационная структура многосторонних переговоров намного сложнее, чем двусторонних: здесь требуется больше встреч и обсуждений, иногда необходимо привлечение независимых экспертов. При этом многосторонние переговоры (особенно на международном уровне) требуют особого внимания к выработке регламента и процедур их проведения: решения вопросов о рабочем языке переговоров, о компетенции председателя, порядке предоставления слова, об участии в дискуссии, о внесении предложений, порядке принятия решений, публичном или закрытом характере заседаний и т.п.

Основные цели и задачи международных переговоров могут быть различными:

- установление и развитие международных отношений;

- урегулирование возникшего конфликта;

- достижение и подписание соглашения;

- обмен информацией и выяснение позиций сторон.

Наконец, переговоры могут преследовать манипулятивные цели, призванные повлиять на мировое общественное мнение, маскируя истинные намерения одной из сторон (часто такие переговоры ведутся перед началом военных действий, чтобы усыпить бдительность противников).

3. Среди других типологий отметим разделение переговоров:

o на прямые и непрямые;

o открытые и конфиденциальные;

o стандартные и нестандартные.

Прямые переговоры ведутся непосредственно самими участниками, непрямые могут проходить с помощью посредников, когда непосредственная встреча заинтересованных сторон затруднена по каким-то причинам. Посредник (медиатор) - это лицо (а также организация, государство), при участии которого ведутся переговоры между сторонами. Различают посредничество официальное и неофициальное. В первом случае в роли посредника выступают государства или межправительственные организации, во втором - частные лица, научные или неправительственные организации.

О конфиденциальных переговорах обычно вообще ничего не сообщается в открытой печати. Стандартными принято называть переговоры в условиях известной деловой или политической ситуации, когда достаточно прозрачны основные обстоятельства и правила игры, принципы аргументации, присутствуют тексты стандартных договоров. Напротив, в новой ситуации на рынке или в мире политики, когда действия и принципы еще не определены, переговоры принято называть нестандартными.

В любом случае вести переговоры - значит принимать и оценивать политические и деловые отношения в их взаимозависимости, избегая атмосферы враждебности и конфликтов. Не случайно все серьезные события в мире политики и бизнеса были подготовлены с помощью переговоров, а если вам порой кажется, что это не так, - значит, переговоры были строго конфиденциальными.

Новая информационная парадигма международных переговоров

С появлением глобальной информационной паутины, новых электронных средств коммуникации международные переговоры становятся частью глобальных информационных потоков. Современная информационная революция, властно вторгаясь в экономические и политические сферы современного общества, диктует новые принципы и правила международных политических коммуникаций, поэтому невозможно представить современную концепцию международных переговоров без информационных технологий связей с общественностью. Используя виртуальное пространство на международных переговорах, можно мгновенно перевести новую информацию в сферу активного действия, поэтому сегодня партнеры по переговорам внимательно следят не столько друг за другом, сколько за освещением переговоров в средствах массовой информации.

Развитие информационных технологий способствовало превращению средств массовой информации в виртуальную "четвертую ветвь" политической власти, которая по силе, оперативности и проникновению своего влияния намного превосходит все три традиционные ветви власти, вместе взятые. Борьба за экономические и политические сферы влияния, за капиталы и власть стала все больше разворачиваться в виртуальном информационном пространстве и приобретать новые, посттрадиционные виртуальные формы. Новым кредо виртуальных информационных технологов стал девиз: "То, что не показали по телевидению, вообще не произошло в бизнесе и в политике", - а значит, и на международных переговорах. Мозаичность событий на виртуальной политической сцене, которую каждый телеканал освещает в разных ракурсах, делает восприятие международных переговоров дискретным и стохастичным, что оставляет большие возможности для самых разных, даже альтернативных, интерпретаций.

Задача участников переговоров заключается уже не столько в том, чтобы предвидеть очередной шаг партнеров, сколько в том, чтобы понять, какое влияние это окажет на общественное мнение как в своей стране, так и за рубежом. В современной борьбе за мировое общественное мнение пропагандистская техника и реклама имеют уже более важное значение, чем реальные практические шаги партнеров за столом переговоров. Информационные технологии позволяют резко изменить ход общественной дискуссии, переломить нежелательную тему или, напротив, зацементировать весьма субъективное понимание проблемы в виде общественного мнения.

Новая информационная парадигма международных переговоров означает, что эффективность действий лидеров за столом переговоров во многом зависит от информационного превосходства в виртуальном пространстве. Современная концепция международных переговоров требует пересмотра старых схем и правил с опорой на новейшие информационные технологии и социокультурные приоритеты.

Сегодня хорошо подготовиться к международным переговорам - значит не только тщательно подобрать переговорное досье и разработать стратегию и тактику, но прежде всего провести блестящую информационную кампанию в средствах массовой коммуникации, сопровождающую переговоры. Необходимо использовать новые мягкие информационные технологии, развивать связи с общественностью, тонко влияя на мировое общественное мнение. В связи с этим отдельные главы учебника посвящены разработке информационной кампании, технологиям связей с общественностью и современным информационным технологиям на переговорах.