Типология личности

Общество, личность прогрессируют за счет совпадения общечеловеческих интересов с интересами личности. При этом стоит иметь в виду, что и разрыв этих интересов, и их совпадение всегда относительны, исторически ограничены. Однако диалектика их отношений такова, что совпадение интересов превалирует над разрывом, поскольку прогресс человечества продолжается, и продолжается он благодаря особой разновидности человеческой деятельности – социальной активности, направленность которой совпадает с интересами, целями, ценностями и идеалами всего человечества.

Соотношение этих двух разновидностей человеческой деятельности породило, в зависимости от социально-экономических условий эпохи, самые различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно – степень его рациональности, К. Маркс – принадлежность к определенной общественно-экономической формации и определенному классу. Для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера – форма взаимодействия человека с обществом. Согласно Фромму, ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, как раз и обусловлено этим взаимодействием, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры.

Современные нам социологи опираются на широко распространенную концепцию типологии личности, основанную на ее ценностных ориентациях.

Первый тип личности – традиционный. В его основе лежат ценности традиционного для данного сообщества порядка, выверенные всей историей данного сообщества: национальные, региональные, групповые (например, цеховые) ценности.

• Второй тип личности – идеалистический. Для него характерны критическое отношение к традиционным нормам, независимость мышления (собственное мнение по любому поводу), отсюда – пренебрежение к авторитетам, установка на самоутверждение во что бы то ни стало.

• Третий тип личности – фрустированный (от лат. frustratio – обман, неудача, крушение надежд). Для него весьма характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

• Четвертый тип – реалистический. Он сочетает в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

• Пятый тип – гедонистски-материалистический, ориентированный на получение удовольствий "здесь и сейчас". Погоня за "наслаждениями жизни" приобретает здесь форму удовлетворения потребительских желаний.

Социологи называют и другие типы личности:

модальный – тот, который наиболее характерен для данного общества;

идеальный – тип личности, к которому хотелось бы стремиться и который может стать реальностью при определенных социально-экономических условиях;

базисный, под которым следует понимать не идеал личности, а тип репрезентативной личности, т.е. комплекс черт, относительно чаще проявляющихся у членов данного общества независимо от того, считаются ли они в этом обществе особо желательными.

Результаты социологических исследований в странах Запада, а также в России показывают, как различные изменения общественной жизни могут стимулировать развитие личностных качеств, соединенных с чертами национального характера. Например, население Западной Европы и США хотя и многонационально по составу, но обладает схожими личностными чертами – их можно назвать "чертами протестантской личности", которые и обусловили становление индустриального, рыночного общества с его духом индивидуализма, агрессивности, утилитаризма, расчетливости и т.д.

В России радикальная смена экономического уклада нередко многими рассматривается как покушение на основы национального характера. Рыночные отношения ассоциируются в этом случае с уничтожением существовавшего в сознании россиян мощного коллективистского начала, с ликвидацией "русской идеи", мотивов изначальной общинной соборной деятельности, с утверждением чуждых национальной культуре ценностей индивидуализма. Более внимательный анализ ситуации позволяет за этими идеологическими клише и мифами увидеть нечто иное.

Российские социологи (Ю. А. Левада и др.) выделяют ряд довольно устойчивых поведенческих стереотипов, личностных комплексов, сформированных социалистической системой: эффект "выученной беспомощности", "пролонгированный инфантилизм", двоемыслие и широкая практика двойных стандартов, поведение по принципу "паразитической новации".

Между тем психологическое ощущение собственного бессилия и беспомощности – закономерный результат такого устройства общественной системы, в которой отдельному человеку отведена роль пресловутого "винтика". Социальные психологи установили, что в условиях тоталитарных или близких к ним режимов, в строго контролируемом и регламентируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается "эффект выученной беспомощности". Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся в неподконтрольности ситуации, невозможности изменить своими действиями ход событий, вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами его характера становятся послушание и исполнительность. Человек чувствует себя более свободно в ситуации, когда решение не вырабатывается, не находится им самим, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами, а индивид является лишь исполнителем и проводником их воли[1]. Как видим, ситуация значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Другой поведенческий стереотип – "пролонгированный инфантилизм" ("затянувшееся детство"). Действительно, в свое время какая-то часть советской молодежи попадала в такую ситуацию. Скажем, молодой человек, окончив среднюю школу, не прошел в вуз по конкурсу. По данным социологического исследования, проведенного в 1978 г., 12% школьников, не поступивших в вузы, не устраивались на работу, а оставались дома (чаще всего по настоянию родителей) и готовились к поступлению в вуз на следующий год. Это и в самом деле был "пролонгированный инфантилизм" или предпосылка к нему, однако при этом следует учесть, что подавляющая часть молодежи училась, работала, творила. И как тогда назвать, каким "эффектом" обозначить созданную сегодня в России ситуацию, когда 6 млн ребят школьного возраста не ходят в школу, беспризорничают, побираются, бомжуют, грабят и убивают?