Типология культуры П. А. Сорокина
Критерием выделения культурно-исторического типа для русско-американского социолога П. А. Сорокина стала система ценностей как основа культуры любого общества. В зависимости от ценностных доминант, которые определяются способом восприятия и освоения мира, Сорокин выделяет три типа культуры:
а) идеациональную. Ее главной ценностью, интегрирующей все сферы культуры, выступает ценность религии. Реальность воспринимается как сверхчувственное, нематериальное бытие. Потребности и цели имеют по преимуществу духовный характер. Телесное рассматривается как греховное, второстепенное; физические потребности ограничиваются. Идеалом становится аскетизм, отшельничество. Такие ценности лежат в основе брахманской Индии, буддистской и ламаистской культур, греческой культуры периода VIII–VI вв. до н.э., культуры европейского Средневековья;
б) чувственную, или сенситивную. Чувственный менталитет считает реальностью то, что воспринимается "здесь и сейчас", потребности и цели носят утилитарный, материально-практический характер. Главная ценность – наслаждение, жизненные удовольствия, практическая польза, власть, обогащение, популярность. В такой культуре особое значение придается новым технологиям, прикладным наукам, а героями становятся великие исторические деятели, завоеватели, основатели империй, ученые, артисты, музыканты. Система образования дает "полезные" знания и навыки. Ее главная забота – подготовить удачливых бизнесменов, ремесленников, политиков, юристов, докторов и т.п. Чувственный тип культуры доминирует в Европе приблизительно с XV–XVI вв. и достигает абсолютного расцвета в XIX в.;
в) идеалистическую (или смешанную). Этот тип культуры является посредником между идеациональной и чувственной формами культуры. Он сочетает черты других типов в различных комбинациях и потому является внутренне противоречивым, эклектическим, представляя собой механическую смесь той или иной формы.
П. А. Сорокин подчеркивает, что речь идет о моделях, о доминантах, при этом "ни одна система не заключает в себе всю истину, так же как и ни одна другая не является целиком ошибочной"[1].
Типология культуры А. Тойнби
Внимание Тойнби было сосредоточено на локальных цивилизациях – устойчивых общностях людей, объединенных духовными традициями и территорией проживания. В классификации цивилизаций Тойнби использует два критерия: общность религии и степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Он называет 21 цивилизацию в истории существования человечества и дает подробное описание каждой из них. Современные общества Тойнби группирует следующим образом:
ü западнохристианское общество, существующее в католической, протестантской, лютеранской формах в странах Западной Европы, США, Австралии;
ü православно-христианское, или византийское, общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России;
ü исламское общество, сосредоточенное в аридной (сухой) зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой китайской стены;
ü индуистское общество, локализованное в тропической субконтинентальной Индии к юго-востоку от аридной зоны;
ü дальневосточное общество, расположенное в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном.
Религия и природное расположение, считал А. Тойнби, имеют особое значение в жизни цивилизаций, определяют самобытность культуры.
Типология культуры К. Ясперса
Немецкий философ рассматривает человеческую историю как единый процесс, разворачивающийся через осевое время. Четырем периодам истории соответствуют четыре культурных типа:
а) доисторический первобытный период – прометеевский тип культуры. Это становление основных свойств человеческого бытия: использование огня и орудий труда, появление речи и др.;
б) эпоха великих культур древности, которые возникают независимо друг от друга в трех различных местах – в Европе, Индии и Китае;
в) эпоха формирования духовной основы человеческого бытия – собственно осевое время (между VIII и II вв. до н.э.). На Западе, точнее в Греции и Риме, в это время жили Парменид, Гераклит, Платой, Гомер, Фукидид, Архимед и др.; на Востоке, в Китае, – Конфуций, Лао-Цзы, в Индии – Будда, на Ближнем Востоке – Заратустра, пророки Илия, Исайя, Иеремия и др. С этого периода локальная история превращается в единый мировой культурный процесс;
г) послеосевая эпоха, основанная на развитии науки и техники.
К. Ясперс пишет о том, что "в доступной нам человеческой истории есть как бы два дыхания. Первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени со всеми его последствиями. Второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи в истории человечества, и, быть может, приведет... к новому, еще далекому и невидимому второму осевому времени, к подлинному становлению человека"[2].
* * *
Мы познакомились с тем, каким образом в обыденной культуре и в науке происходит упорядочение сложного социокультурного мира. Важной процедурой в этом процессе выступает выбор критериев, или оснований, типологизации. Другая процедура – определение познавательных целей, которые позволяет решать та или иная классификация. Мы обнаружили, что тс или иные культурные единицы могут быть включены в разные типы культуры, если опираться на разные основания упорядочения.
Миру присуще разнообразие. Тысячи живых языков и ментальностей, сотни стилей и моделей жизни, множество картин мира и представлений о том, что пенно, а что преходяще,– все это культура. Понимание такого разнообразия, бережное к нему отношение, способность обогащать свой собственный мир иными языками и представлениями необходимо и для развития личностной компетентности, и для существования культуры в целом.