Типология Кречмера
Данная типология рассматривает зависимость характера от особенностей строения тела. Выделяются три типа: пикнический, астенический и атлетический.
1. Пикнический тип (округлый). Основные отличительные параметры человека подобного типа: широкое лицо, высокий выпуклый лоб, двойной подбородок, склонность к облысению и ожирению, короткие толстые руки и шея. Характер у этих людей веселый, жизнерадостный и мягкий. Они интуитивны, импульсивны, не всегда сдержаны, но в то же время гибки и могут легко принимать решения. Им свойственно практичное мышление. В коммуникативной сфере они открыты, общительны, дружелюбны и сострадательны.
2. Астенический тип. Внешние параметры этого типа: узкое худое лицо, грубоватый профиль с длинным носом, узкая плоская грудная клетка, покатые плечи, длинные руки. Темперамент: холодный. Такие люди нервны, чувствительны, возбудимы, настойчивы, целеустремленны, "уперты" в достижении цели и, как правило, мало подвержены влиянию со стороны. Им свойственно абстрактное, теоретическое, понятийное, рассудочное, нередко лишенное системности мышление. В коммуникативной сфере они закрыты, малообщительны, неразговорчивы.
3. Атлетический тип. Внешние параметры данного типа: грубые топорные черты лица, мощный подбородок, широкий нос, развитые грудная клетка и плечи, узкие бедра. Темперамент: флегматично-взрывной. Эти люди равнодушны, спокойны, нечувствительны. Волевые характеристики: непреклонность твердость, жесткость, хорошая сопротивляемость давлению окружающих. Для мышления характерна ясность, лаконичность, немногословность, основательность. В коммуникативной сфере такие люди неловки, пассивны, не сострадательны к чужой боли.
Типология А. Адлера
В основу данной классификации положены два критерия:
• степень социального интереса;
• степень активности личности.
Таким образом, Адлер выделяет четыре типа личности.
1. Управляющий тип. Люди данного типа занимают активную позицию по отношению к окружающему миру, напористы, деятельны. Не всегда бывают положительными лидерами.
2. Берущий тип. Как правило, эти люди малоактивны в жизни, довольствуются тем, что есть, не прикладывая особых усилий. У них низкая социальная активность и мотивация.
3. Избегающий тип. Представители данного типа "плывут по течению", избегают проблем, малоактивны. Часто занимаются социально бесполезной деятельностью.
4. Социально-полезный тип. Название говорит само за себя: в данном типе личности прекрасно сочетается высокий социальный интерес и высокий уровень активности.
Дифференциация по ценностям (в свете теории поколений)
Данная дифференциация построена на базовых ценностях, лежащих в основе поведения людей того или иного поколения. Авторами концепции являются Н. Хоув и В. Штраус. .Эти исследователи разработали свою дифференциацию, анализируя характер, поведение и ценности живущих в США людей разных поколений. В ходе анализа было обнаружено, что люди, принадлежащие к одному и тому же поколению, имеют схожие ценности.
Исследователи выделили четыре поколения:
1) "молчаливое поколение" (1923–1945);
2) "поколение беби-бумеров" (1943–1965);
3) "поколение X" (1965–1984);
4) "поколение Υ" (1983–2000).
В деловой среде в настоящее время мы можем встретить представителей трех поколений.
"Поколение Υ" ("поколение сети"). Для представителей этого поколения характерны:
• позитивное отношение к изменениям;
• оптимизм;
• уверенность в себе;
• творчество;
• фрилансинг;
• ориентация на достижения и немедленный результат;
• техническая компетентность.
"Поколение X" ("тринадцатое поколение") характеризуется следующим набором ценностей:
• конкурентность;
• выживание;
• индивидуализм;
• прагматизм;
• надежда на себя;
• обучение в течение всей жизни;
• равноправие.
"Поколению беби-бумеров" свойственны такие ценности, как:
• оптимизм;
• здоровье;
• работа;
• ориентированность на команду;
• личностное вознаграждение и статус;
• гендерная привлекательность.
В России с учетом историко-социальной специфики можно выделить следующие поколения.
"Поколение сети" (1985–1990). Его ценности в основном совпадают с ценностями "поколения Υ" в США.
"Поколение перестройки" (1973–1984). Кардинальные изменения в социально-политической жизни страны способствовали формированию следующих ценностей у представителей данного поколения:
• выживание;
• надежда на себя;
• трудоголизм;
• конкурентность;
• деловая агрессия;
• выработка собственных ценностных ориентиров;
• стремление к профессиональному успеху;
• доминанта материальных ценностей;
• прагматизм.
Как правило, это ответственные и работоспособные сотрудники, умеющие системно решать сложные задачи, активно инвестирующие деньги в самообразование.
"Поколение исчезнувшей советской цивилизации" (1963– 1972). Его ценности:
• выживание;
• свободное время;
• хобби;
• успех;
• семейное благополучие.
Во многих компаниях сотрудники этого поколения образуют некий стержень организации, они нередко бывают хорошими наставниками.
"Поколение победителей" (1948–1962). Его ценности:
• оптимизм;
• здоровье;
• патриотизм;
• уважение к порядку, статусу;
• семейные ценности.
Люди этого поколения очень ценят порядок и хорошую атмосферу в организации.
Как правило, в организациях работают представители разных поколений. Данный подход может помочь сотрудникам разных возрастных групп выстроить эффективные коммуникативные стратегии.