Типология антропологических мышлений

В антропоистории имело место несколько типов учений, выделенных немецким философом-антропологом Максом Шелером (1874—1928 гг.), они частично совпадают с философскими концепциями образа человека:

- европейско-христианское;

- антично-греческое;

- натуралистическое;

- теория декаданса;

- концепция сверхчеловека.

Эта типология представляет научный интерес, хотя её основания достаточно спорны. Если первые три типа философско-антропологического анализа представляют собой базовую очевидность, скреплённую образами человека:

- человек религиозный (homo religiosis);

- человек разумный (homo sapiens);

- человек натуралистический (homo naturalis), то две последующие концепции не имеют отношения к основаниям первых трёх.

В силу чего шелеровская типология более являет собой его обобщающее суждение относительно социального движения, нежели целостное типологическое антропопостроение.

Не случайно Н. Бердяев, излагая шелеровскую позицию, недоумевал, отчего исчезло определение человека как создателя орудий — homo faber. Мы же отметим, что М. Шелер упоминал эту концепцию, но избегал типологической соотнесённости её с образами человека. Что же касается Бердяева, то он преднамеренно отмечает этот антропологический пробел Шелера для того, чтобы подчеркнуть незавершённость антропологической типологии и её неудовлетворительность для познавательного процесса. С его точки зрения, научно необходимо определение человека как создателя орудий.

Надо согласиться с антропософским мнением Н. Бердяева и обозначить иные антропологические концепции, которые не были представлены М. Шелером в его типологическом подходе. В частности, концепция рас русского учёного, этнографа-исследователя XIX в. Н.Н. Миклухо-Маклая, вызвавшая серьёзные дискуссии в научном мире и, скорее всего, известная М. Шелеру (можно предположить, что он не выделял её в силу политических реалий в Германии того времени).

Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1888 гг.), русский путешественник, этнограф, антрополог. Обучался в Петербургском университете, но за участие в студенческом движении в 1864 г. был из него исключён. Занимался исследованиями по зоологии морских животных, увлёкся антропологией. Изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870-1880 гг.), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи. Впоследствии этот участок побережья острова, заросший тропическим лесом, протяжённостью около 300 км, на котором несколько лет прожил М.-Маклай, изучая жизнь папуасов, получил название "Берег Миклухо-Маклая".

Н. Миклухо-Маклай был последовательным сторонником естественного процесса расового становления человечества, не наделяя каким-либо расовым преимуществом людей того или иного вида. Изучая останки и, прежде всего, черепа древних людей в Австралии, Юго-Восточной Азии, Океании, на острове Новая Гвинея, он пришёл к выводу, что все они имеют сходное происхождение, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующихся в определённых, допустимых природой пределах.

Современные антропологические исследования подтвердили достоверность теоретических выводов Н. Миклухо-Маклая относительно происхождения и развития человеческих рас на планете. Расы человека — внутривидовые таксономические категории, находящиеся в состоянии динамического равновесия, то есть изменяющиеся в пространстве и во времени и вместе с тем обладающие определённой, генетически обусловленной, устойчивостью. По всем основным морфологическим, физиологическим и психологическим характеристикам сходство между всеми расами планеты велико, а имеющиеся различия не относятся к биологически наиболее важным особенностям строения и функционирования человеческого организма и проявляются в сравнительно небольшом количестве признаков: цвет кожи, форма черепа, рост и пропорции тела, форма носа и губ, разрез и цвет глаз. Наследственный характер и наличие географического ареала распространения — вот два необходимых условия для того, чтобы какой-либо конкретный физический признак человека мог считаться расовым. На Земле в населении планеты выделяются три большие расы — европеоидная, монголоидная и негроидная, каждая из которых состоит из малых рас, внутри которых учёные-антропологи выделяют по незначительным наследственным особенностям антропологические типы.

Происхождение понятия раса точно не установлено, возможно, оно представляет собой изменённое арабское слово рас — "голова", "корень". Либо связано с итальянским гаваа, что значит "племя". Слово раса примерно в том же значении, что и сейчас — исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, встречается уже у французского исследователя Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну из первых типологических характеристик человеческих рас.

Человек в системе мира

Человек является самым молодым образованием в системе универсума в диалектике его материальных систем: абиотической — биотической — социальной. Каково его место? Отметим две основные позиции..

Первая — если человек является продуктом развития неживой и живой природы, значит, он содержит в себе качества всех предшествующих этапов развития, значит, он высшее образование, "высший цвет материи". Высшее всегда включает в себя низшее, снимает его. Еще древнегреческий философ из Абдер, крупнейший из софистов — Протагор (ок. 490 г. — ок. 420 г. до н.э.) изрёк: "Человек есть мера всех вещей: существующих, поскольку они существуют, несуществующих поскольку они не существуют".

Действительно, если человек содержит в себе меры (количественно-качественные уровни) всех предметов (неорганических, органических и социальных), значит он и только он может быть мерой этих вещей. В этом универсальность человека: его способность познавать и творить по мере вещей.

Вторая — человек достаточно поздно появился на планете, имеется в виду человек разумный (homo sapiens), мы ранее уже отмечали это историческое время — по разным оценкам 200 — 50 тысяч лет до н.э. К тому времени все экологические ниши на Земле были уже заняты и своим местом обитания ему пришлось делать практически всю планету. Поэтому человеку приходилось теснить уже существующие формы, включаться в их среду, завоёвывать их зоны в лито-, гидро-, био- и атмосферах, а позже и в космосе. Технический, затем научно-технический прогресс позволили человеку сделать это, но эта данность не является пределом его деятельности, его творчества. Человек стал вторым (после универсума) универсальным существом, по сути субстанцией: универсальным по среде обитания, универсальным по взаимодействию с остальным миром. Он породил и свою человеческую сферу — ноосферу, которая отразила ОГЛАВЛЕНИЕ и форму познания, сущность человеческой мысли, человеческого интеллекта. Сам человек явил собой свёрнутый мир, точнее — универсум.