Типологии национальных бизнес-культур
Среди типологий, или моделей, используемых для анализа межкультурных различий, наибольшую известность получили модель национальнокультурных различий Ф. Тромпенаарса и Ч. Хемпден-Тернера, модель изучения культурных ценностей "4 + 1" Г. Хофштеде, модель Р. Льюиса и модель низко- и высококонтекстных культур Э. Холла.
Типология Ф. Тромненаарса и Ч. Хэмпден-Тернера
Ф. Тромпенаарс и Ч. Хэмпден-Тернер исследовали кросс-культурные различия и предложили ряд направлений для построения международных отношений в рамках глобальной деловой сферы. Авторы выделили семь шкал делового поведения в национально-культурном контексте. По пяти шкалам описываются человеческие взаимоотношения (универсализм – партикуляризм, специфичность – диффузность, индивидуализм – коллективизм, эмоциональность – нейтральность, достижение – аскрипция), по шестой – отношение ко времени и по седьмой – отношение к окружающей среде (внутренний или внешний контроль).
1. Параметр "универсализм – партикуляризм" характеризует ориентацию либо на универсальность для всех людей одних и тех же "правил игры", законов, либо на избирательность в применении правил. В универсалистских культурах (Германия, США) культивируется понимание того, что закон един для всех, существующие правила надо соблюдать, условия контракта необходимо выполнять, в бизнесе важнее решаемая задача, чем человеческие отношения. В партикуляристских культурах (Латинская Америка, арабские страны) существуют различные правила для своих и чужих, обстоятельства и ситуация диктуют правила, в бизнесе важнее всего устанавливать и поддерживать личностные отношения, а значит, в случае необходимости, контракты можно корректировать.
2. Параметр, "специфичность – диффузность" показывает то, как воспринимается индивид в организации: как исполнитель определенной ролевой функции (главное, какой он профессионал, все остальные аспекты, в том числе личной жизни, остаются "за кадром") или как целостная личность во всей своей многогранности. Диффузная культура характеризуется целостным подходом к личности сотрудника, глубокими межличностными контактами, проявлением личностных симпатий на рабочем месте, привнесением элементов личной жизни в рабочую среду (празднование дней рождения в фирме, совместный отдых, корпоративные вечера).
3. Как уже отмечалось ранее, выделяют индивидуалистские и коллективистские культуры. В большинстве западных стран (США, Германия. Великобритания, скандинавские страны) самостоятельность, независимость, индивидуальная ответственность поощряются как культурные ценности. В восточных странах (Китай, Япония) ценятся ориентация на групповые ценности, сотрудничество, подчеркивается важность коллективного успеха, большое значение придается иерархии, уважению к статусу.
4. Параметр "эмоциональность – нейтральность" описывает отношение к эмоциям и возможности их открытого проявления. В нейтральных культурах (Япония, Великобритания) эмоции принято контролировать, необходимо проявлять сдержанность, "сохранять лицо" (эмоции мешают работе). Представители эмоциональных культур (латиноамериканцы, итальянцы, французы) выражают свои чувства открыто и естественно. Ценится живость характера, красноречие, искренность в отношениях. Российская деловая культура является скорее эмоциональной, чем нейтральной – россиянам свойственна искренность, сентиментальность, импульсивность, чувство юмора, спонтанность (говорят то, что думают).
5. Параметр "достижение – аскрипция" указывает на то, чем определяется статус члена общества. В культуре, ориентированной на достижения, статус определяется личными успехами, профессиональными достижениями, компетентностью, самореализацией на рабочем месте (США, Австрия, Великобритания). Человек оценивается исходя из того, что он сделал. В аскриптивной культуре статус определяется, прежде всего, принадлежностью человека к той или иной группе по кровно-родственному, возрастному или профессиональному признаку. Здесь человек оценивается на основании того, кто он есть.
Представители тех или иных культур по-разному относятся ко времени – живут настоящим, прошлым или будущим. На Западе господствует линейная модель времени, на Востоке – цикличная. На востоке говорят: "Когда Бог создавал время, Он создал его достаточно". Исходя из циклической природы времени, деловые решения на Востоке принимаются иначе, чем на Западе. Западный человек ждет быстрого решения, основанного на сегодняшних выгодах и преимуществах, не учитывая того, что было в прошлом. Для восточного человека прошлое создает контекст, основу настоящего решения. С точки зрения американцев, время, в течение которого не было принято решение и не было сделано дело, потрачено впустую. Восточные же люди смотрят на время не как на нечто уносящееся в линейное будущее, но как на нечто вращающееся по кругу, с теми же возможностями, рисками, опасностями, но со все более возрастающей мудростью людей. В российской деловой среде преобладает полихронно-синхронная организация рабочего времени со свойственной ей параллельностью действий, направленных на решение нескольких задач одновременно, и высокой скоростью реакции на изменение внешней среды. Российским менеджерам присуща как долгосрочная ориентация (откладывание решений, длительное выстраивание деловых отношений, затягивание переговоров), так и ориентация на краткосрочную перспективу (нацеленность на немедленный результат, на быстрое получение прибыли, стремление жить сегодняшним днем).
По отношению к окружающей среде культуры в рамках данной модели делятся на внутренне и внешне управляемые. Представители первого типа культур (США, Швейцария, Австрия) верят в возможность контроля получаемых результатов, чувствуют себя хозяевами своей судьбы (то, что со мной происходит, это результат моих собственных действий и решений), что выражается в том числе, в стремлении воздействовать на окружающую среду. Психологи относят таких людей к интерналам, людям с внутренним локусом контроля. Представители второго типа (Япония, Китай, страны Латинской Америки, Африки) считают, что события идут своим чередом, к внешней среде надо приспосабливаться, чувствуют себя скорее заложниками судьбы (что будет, то будет, от меня мало что зависит). Это люди с внешним локусом контроля (экстерналы), которые в отношении с окружающей средой проявляют большую гибкость и стремление к гармонии с природой. Что касается России, то россиянам больше свойственен внешний локус контроля (я – человек маленький, во всем виноваты внешние обстоятельства) и, как следствие, пассивность, фатализм, безграничное терпение и адаптация к внешним условиям.