Тест юмористических фраз (ТЮФ)

Методика оценки личностных особенностей, связанных с пониманием юмора, разработана А. Г. Шмелевым и В. С. Болдыревой в 1982 г.

В качестве стимульного материала используются 80 (100) юмористических фраз или афоризмов, из которых половина однозначно относится к одной из десяти тем, а остальные фразы многозначны (приложение 15). Задача испытуемых: исходя из собственной апперцепции, усмотреть в них одну из десяти основных тем. Соответствие фраз основным темам определено при помощи нормативных экспериментов[1].

В методике отражены следующие основные диагностические темы: садизм, секс, пагубные пристрастия, деньги, мода, карьера, семейные неурядицы, социальные неурядицы, бездарность в искусстве и человеческая глупость.

Проективный потенциал методики заключается в том, что субъект относит к одному классу как однозначные, так и многозначные стимулы. Авторы методики полагают, что чем большее количество многозначных стимулов объединяет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы. Появление сверхкрупного класса является представлением сверхзначимой или доминирующей мотивации, предмет которой соответствует содержанию данной темы.

Возможно проведение сложного содержательного анализа семантических отношений между фразами-понятиями, включенными испытуемым в значимые темы. Показатели "напряженности"[2] мотивационной темы могут отражать не только силу мотива, но и "силу преграды", или фрустратора потребности.

Процедура проведения теста достаточно проста. Испытуемому предлагается классифицировать набор карточек с фразами таким образом, чтобы в одной группе находились карточки с фразами на одну тему. Ему дается Вперед инструкция: "Разложите, пожалуйста, карточки на группы так, чтобы в одной группе лежали карточки на одну тему".

Закончив классификацию, испытуемый дает названия выделенным им классам. По этим названиям экспериментатор идентифицирует одну из десяти тем, которой соответствует выделенный испытуемым класс. Если испытуемый неясно формулирует интерпретируемые названия, то идентификация стандартной темы производится но однозначным фразам, попавшим в состав класса. Так, если в выделенную группу карточек попадают три фразы и более, однозначно относящиеся к основной теме, то к этой же теме относится и вся группа.

Обработка результатов. Психологу необходимо подсчитать количество карточек в соответствующей группе, чтобы приписать определенный балл мотивационной сфере. Десять полученных показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от стандартизированных тестов показатели ТЮФ сравниваются внутри индивидуального мотивационного профиля человека, т.е. выявляется порядковая структура мотивационных тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенны и т.д.

Подсчет тестовых баллов, отражающих выраженность отдельных мотивационных тем, сводится к подсчету ответов в соответствующих им группах. Показатели мотивационных баллов могут представляться в виде графического профиля, отражающего общий объем мотивации и силу проявления определенных мотивов.

В ходе интерпретации результатов могут также сравниваться показатели элементов структуры индивидуального профиля мотивационных тем, их доминирование или соотношение. Таким образом могут анализироваться не только изолированные темы, но и их комбинации.

Тематический апперцепционный тест[3] (ТЛТ) является наиболее популярным методом, посредством которого исследуются некоторые из доминирующих импульсов, эмоций, чувств, комплексов и конфликтов личности. Особой его ценностью является то, что он в состоянии вскрывать запрещенные определяющие мотивы, которые испытуемый или пациент не хотел бы раскрывать, потому что не сознает их.

ТАТ применяется в любом широком исследовании личности, в истолковании расстройства поведения: психосоматических заболеваний, неврозов и психозов, но не подходит для детей младше четырех лет. Применение этой техники особенно рекомендуется в качестве первой стадии к серии психотерапевтических бесед или к краткому психоанализу[4].

Суть метода заключается в том, что испытуемому предлагают за короткое время придумать сюжетные рассказы на основании просмотра ряда картинок. Полученные тексты отражают существенные компоненты личности при обращении испытуемого к своему опыту и выражении им своих чувств, а также сознательных и бессознательных потребностей.

Достоверность данного отражения зависит от двух психологических тенденций: 1) испытуемому приходится интерпретировать неопределенную ситуацию в соответствии с прошлым опытом и наличными потребностями; 2) он вынужден извлекать детали повествования из своего опыта и выражать свои чувства и потребности, как сознательные, так и бессознательные.

Достоверность метода определяется еще и тем, что испытуемый может настолько сосредоточить внимание и воображение на выполнении тестового задания, что забывает о необходимости защиты своего сензитивного "Я" от исследователя. Не сознавая этого, он высказывает определенные суждения о выдуманных характерах, применимые к нему самому, раскрывает то, что не склонен был признавать, отвечая на прямые вопросы.

Материал теста состоит из 19 картинок, отпечатанных на белом картоне, и одной белой карты (приложение 16). Требуется составить в целом 20 рассказов. Материал теста имеет три важные особенности. Во-первых, авторы теста указывают на то, что можно обойтись без картинок, играющих роль стимула, а просто предложить испытуемым придумать рассказ. Однако установлено, что: а) картинки возбуждают воображение; б) побуждают испытуемого присущим ему способом выразить свое отношение к классическим ситуациям; в) использование стандартных стимулов, как в других тестах, имеет существенное значение. Во- вторых, опыт показал, что рассказы дают больше информации и обоснованность интерпретации возрастает, если большинство картинок включает персонаж того же пола, что и испытуемый. Одни картинки не содержат человеческих персонажей, другие представляют индивидов любого пола, а в некоторых пол изображенной фигуры неясен. Действительно, 11 картинок (и белая карта) оказались пригодными для обоих полов. В-третьих, ТАТ имеет ограничение по возрасту испытуемых: его рекомендуется использовать в диапазоне от 7 до 40 лет.

Организация. Стимульный материал предъявляется в процессе двух диагностических встреч (серий), в ходе которых испытуемым предлагают по 10 картинок. Картинки второй серии более необычны, драматичны, странны. Каждая серия длится час, интервал между встречами 24 ч или более.

Тест доступен для большинства испытуемых, которые не нуждаются в какой-либо специальной подготовке, достаточно небольшого инструктажа. Испытуемым, которые раньше не подвергались психологическому тестированию, вначале необходимо предложить более структурированную методику (тест интеллигентности, механической способности и т.п.). С детьми качество тестирования повышается после нескольких встреч, в процессе которых они проявляют свою фантазию в игре с глиной, пластилином или игрушками.

Атмосфера, создаваемая психологом, дружелюбный тон, эстетически оформленное помещение, манеры и соответствующее поведение исследователя должны способствовать развитию воображения испытуемых. Важно, чтобы клиент ощутил атмосферу сочувствия, внимания, доброты и понимания.

Процедура тестирования состоит в следующем.

1-й сеанс. Испытуемый усаживается в удобное кресло или ложится на диван, предпочтительно (за исключением детей и психически нездоровых пациентов) спиной к исследователю, и ему зачитывается инструкция:

Форма А[5]. "Это тест на воображение, одну из форм интеллекта. Я намерен показать вам несколько картинок, по одной, а ваша задача придумать рассказ, насколько возможно драматичный. Расскажите: 1) что привело к событиям, изображенным на картинке, 2) что происходит в воображаемый момент, 3) каков возможный результат происходящего. Высказывайте свои мысли так, как они возникают в вашем сознании. Понятна ли вам задача? На десять картинок вам дается 50 минут, следовательно, вы можете посвятить каждому рассказу около пяти минут. Вот первая картинка...".

Форма Б[6]. "Это тест на придумывание рассказов. Сейчас я покажу вам несколько картинок. По каждой картинке вы должны придумать рассказ. Расскажите, что случилось до того, что изображено на картинке. Расскажите, о чем думают и что чувствуют люди на картинке, чем закончится ситуация. Вы можете придумать любой рассказ, какой пожелаете. Вам все ясно? Итак, вот первая картинка. У вас есть пять минут, чтобы придумать рассказ, подумайте, как лучше это сделать".

Текст инструкций может быть изменен в соответствии с возрастом, развитостью, личностью и обстоятельствами испытуемого. Не нужно говорить, что данный тест на свободную ассоциацию, поскольку инструкция такого рода вызывает подозрение в том, что экзаменатор намерен интерпретировать ОГЛАВЛЕНИЕ рассказов (как в психоанализе). Это может серьезно воспрепятствовать спонтанности мысли испытуемого.

После того как первый рассказ будет закончен, следует похвалить испытуемого (если для этого есть основания), а затем напомнить об инструкциях, если он не следовал им полностью. Например: "Это интересный рассказ, но вы забыли сказать, как вел себя мальчик, когда мать упрекала его. В вашем рассказе нет логичного завершения. Рассказ слишком короткий, вы потратили на него всего три с половиной минуты. Остальные рассказы должны быть несколько длиннее. Посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием".

Замечания испытуемым необходимо делать в тех случаях, когда испытуемый: а) значительно отстает от других или опережает график – он должен закончить все десять рассказов, посвятив каждому из них примерно равное время; б) пропускает некоторые существенные детали, предшествующие события или результат. Возможна подсказка при помощи вопросов типа: "Что привело к этой ситуации?".

Время от времени следует одобрять ход мыслей испытуемого, поскольку похвала – лучший стимул для развития воображения. Нельзя вступать в дискуссию с испытуемым.

Психолог может прервать слишком длинный и бессвязный рассказ вопросом: "Чем это кончится?". Он также может заметить, что для рассказа прежде всего требуется сюжет. Испытуемым, увлекшимся слишком детальным, буквальным описанием картинок, следует тактично напомнить, что это – тест воображения.

Если испытуемый спрашивает о неясных деталях, то психолог может ответить: "Вы можете представить все, что вам угодно". Нельзя позволять испытуемому составлять несколько рассказов но одной картинке.

При проведении теста с крайне сдержанными детьми, иностранцами и психотиками допустимо предлагать им вознаграждение. Психолог может сказать: "Я сделаю тебе подарок, если ты сегодня придумаешь несколько хороших рассказов", или: "Если ты справишься с заданием, я расскажу тебе очень интересную историю, когда ты закончишь", или: "Тех, кто составит хороший рассказ, ждет приз".

Одним из критериев удовлетворительного выполнения теста является длина рассказа. Стандартная средняя длина рассказов для взрослых – 300 слов, 150 – для десятилетних детей.

Для ведения записей высказываний испытуемых можно приглашать стенографа или использовать диктофон.

2-й сеанс. Между первой и второй встречами должны пройти по крайней мере сутки Последняя процедура не отличается от первой, за исключением того, что психолог, инструктируя испытуемого, должен сделать акцент на полной свободе воображения.

Форма А. "Сегодняшняя процедура та же самая, что и прежде, только на этот раз вы должны дать полную свободу своему воображению. Ваши первые десять рассказов были прекрасны, но вы слишком ограничивали себя фактами обыденной жизни. Теперь я хотел бы, чтобы вы отвлеклись

от реальности и дали волю фантазии, как в мире сказки или аллегории. Вот первая картинка".

Форма Б. "Сегодня я покажу вам еще несколько картинок. На этот раз работать будет легче, потому что их ОГЛАВЛЕНИЕ более интересное. В прошлый раз вы сочинили несколько замечательных историй. Сегодня я хочу посмотреть, как вы справитесь с другими. Сделайте ваши рассказы еще более захватывающими, чем в прошлый раз, если сможете – подобными сну или сказке. Вот первая картинка".

Белая карта. Карта № 16 сопровождается специальной инструкцией: "Посмотрите на этот чистый лист бумаги, представьте, что на нем изображена какая-либо картинка, и опишите ее детально". Если испытуемый не в состоянии сделать это, то экспериментатор уточняет: "Закройте глаза, представьте себе картинку и нарисуйте то, что вы увидели".

После того как испытуемый выполнит задание, экспериментатор говорит: "Теперь придумайте об этом рассказ".

Послетестовое интервью. В процессе интерпретации материала очень важно выявить источники рассказов испытуемых, т.е. факторы, действующие в ходе составления литературного сюжета: заимствована ли тема из личного опыта, опыта друзей или родных или же из книг и кинофильмов. Психолог напоминает ОГЛАВЛЕНИЕ ряда рассказов и пытается создать атмосферу открытого и свободного обсуждения.

Для анализа и интерпретации рассказов необходимо следующее.

Подготовка интерпретатора. Интерпретация рисунков ТАТ – двусторонний процесс, с одной стороны, основанный на интуиции, а с другой – на опыте человека. Психолог, не обладающий достаточным опытом, но имея развитую интуицию, тоже может успешно интерпретировать ТАТ, однако интуиция – инструмент ненадежный. Психологу требуется тренировать ее, формируя так называемую критическую интуицию.

Интерпретатор ТАТ должен обладать чутьем и интуицией, но этого недостаточно. Ему следует накапливать психодиагностический опыт, вести наблюдение за испытуемыми, проводить с ними беседы. Если он стремится достаточно глубоко проникнуть в ОГЛАВЛЕНИЕ психологической проблемы, то ему необходимы знания психоаналитика и некоторая практика перевода продуктов воображения и обычной речи в элементарные психологические компоненты. Кроме того, он должен некоторое время тренироваться в применении ТАТ и в практике анализа рассказов, сопоставляя каждое свое заключение с известными фактами жизни испытуемых. Практикующий психолог должен иметь опыт изучения 50 рассказов.

Следует заметить, что при интерпретации опасна мнимая очевидность психологического феномена, которая часто создает иллюзию простоты диагностического вывода и подтверждает ошибочность скороспелой точки зрения интерпретатора. Это происходит ввиду того, что рассказы ТАТ дают психологу неограниченные возможности для проекции на диагностируемый материал собственных комплексов, своего воображения, созданных теорий, не исключено искажение реальных фактов. Подобные интерпретации могут повлечь за собой так называемую гипердиагностику, свойственную начинающим психологам. Поэтому ТАТ как психодиагностический метод в большей степени зависит от самосовершенствования интерпретатора, чем от совершенствования материала методики.

Необходимые данные. Прежде чем приступить к интерпретации, психолог должен знать: пол и возраст испытуемого, живы ли его родители, проживают ли они вместе с испытуемым или отдельно, возраст его братьев и сестер, профессию и семейное положение. Без учета этих факторов интерпретатору невозможно ориентироваться в чтении смысла ответов испытуемых.

Анализ содержания рассказов. При анализе каждого исследовательского материала рекомендуется выявлять и опираться: 1) на силы, исходящие от героя, и 2) силы, исходящие из среды (давление).

1. Герой. Первым шагом в анализе рассказа является определение характера личности, с которой субъект идентифицирует себя: а) человека, в котором испытуемый наиболее заинтересован, чья точка зрения принята, чьи чувства и мотивы изображаются наиболее близкими субъекту;

б) человека, который в наибольшей степени подобен испытуемому (индивид того же пола и возраста, статуса и роли, разделяющий некоторые чувства и цели испытуемого);

в) человека, играющего ведущую роль в изображенной драме или принимающего наиболее существенное участие в воображаемом действии.

Мотивационно-эмоциональная составляющая героя. Задача интерпретатора состоит в детальном рассмотрении того, что чувствует, думает или делает каждый из 20 героев, а также всего того, что является в рассказе необычным или уникальным.

В описании героев интерпретатор использует любую совокупность переменных. Он может анализировать рисунки при помощи концептуальной схемы, которая состоит из психологически значимой переменной либо нескольких переменных (черт), прослеживая определенные глубоко коренящиеся чувства вплоть до их источника.

Трудности интерпретации. Идентификация характера испытуемого с характером героя, во-первых, в течение рассказа иногда смещается ввиду наличия цепи героев, а во-вторых, может быть представлена двумя психологически противоречивыми направлениями, например асоциальным поступком преступника и представлением его как борца за справедливость. В этом случае налицо внутренняя драматическая ситуация, в которой проявляются два компонента героя. В-третьих, испытуемый может рассказать историю, которая сама содержит историю. Например, герой наблюдает или сообщает о событиях, в которых ведущее положение занимает другой герой, наиболее симпатичный испытуемому. В этом случае речь идет о первичном и вторичном герое. В-четвертых, испытуемый может идентифицировать себя с характером героя противоположного пола, таким образом выражая часть своей личности; в мужчине обычно присутствует женственный компонент, а в женщине – мужской. Наконец, в-пятых, в рассказе может не быть единого героя: он растворяется среди определенного количества одинаково значительных, идентично дифференцированных частичных героев (группа людей) либо главный характер (герой в литературном смысле) явно принадлежит объективной стороне ситуации субъект-объект и является не компонентом личности автора истории, а элементом среды. Субъект в таком случае ни в малейшей степени нс идентифицирует себя с основным характером и рассматривает его как чуждую или неприятную личность, с которой он вынужден иметь дело. Сам же испытуемый не представлен или представлен менее значительным характером.

Характер героя, как правило, включает шесть элементов (признаков): превосходство (сила, способность), неполноценность, преступность, умственная ненормальность, одиночество, принадлежность (лидерство, склонность к ссорам, степень вовлечения в межличностные конфликты).

Регистрация данных. В практике применяется список из 28 потребностей, или личностных импульсов, классифицированных в соответствии с направленностью, личностной целью, мотивом деятельности. Потребность может выражаться субъективно – как желание или намерение или объективно – как тенденция внешнего поведения. Потребности могут сливаться так, что одно действие может быть одновременно направлено па удовлетворение более двух потребностей. Потребность также может функционировать как инструментальная сила, содействующая удовлетворению другой, доминирующей потребности. Помимо потребностей список включает несколько внутренних состояний и эмоций.

Сила вариации каждой потребности или эмоции измеряется по пятибалльной системе, 5 баллов – высшая оценка любой переменной в каждом рассказе.

Критериями силы являются: интенсивность, длительность, частота и значение сюжета. Несущественное проявление переменной (например, вспышки раздражительности) оцениваются одним баллом. Интенсивная форма (гнев), длительное или повторяющееся проявление в более мягкой форме (например, постоянные ссоры) оцениваются пятью баллами. Баллы 2, 3, 4 характеризуют промежуточные по интенсивности проявления.

Сумма по каждой переменной сравнивается со стандартом (если таковой имеется) для испытуемых данного возраста и пола.

Интерпретация объема рассказа. Если средняя длина рассказов значительно отличается от стандарта (300 слов на рассказ), то должна быть произведена коррекция, потому что совокупность коротких рассказов дает относительно низкий балл почти по всем переменным, а совокупность длинных – относительно высокий.

Коррекция вариаций длины рассказов. После оценки средней длины рассказов применяется умножение общего балла для каждой переменной на множитель, корректирующий данную вариацию длины (табл. 5.2).

Рассказы, включающие меньше 140 слов, обычно свидетельствуют об отсутствии понимания и стремления к сотрудничеству, отсутствии включенности испытуемого в решение диагностической задачи.

Ниже представлена интерпретация преобладающих состояний, эмоций и мотивов испытуемых.

Таблица 5.2

Таблица множителей для рассказов различной длины

Средняя длина, слов

Множитель

Средняя длина

Множитель

менее 140

1,9

196-213

1,3

140-146

1,8

216-242

1,2

147-155

1,7

243-276

1,1

156-166

1,6

277-325

1,0

167-179

1,5

330-400

0,9

180-193

1,4

Более 400 слов

0,8

Подавленность (ср. 16, р. 6–27[7]). Подчиняться насилию или подавлению, чтобы избежать упреков, наказания, боли или смерти. Страдать, находясь под неприятным давлением (оскорбление, рана, поражение) без сопротивления. Раскаиваться, оправдываться, обещать сделать что-то лучше, исправиться. Пассивно принимать почти невыносимые условия. Мазохизм.

Успех (ср. 26, р. 11–51). Работать над чем-то очень важным с энергией и постоянством. Стремиться совершить что-то значительное. Быть первым в деле, убеждать или вести группу, заниматься творчеством. Проявлять в деятельности уверенность.

Агрессия (ср. 36, р. 8–32). А. Эмоциональная и вербальная (ср. 14, р. 2–29). Выраженно ненавидеть это вербализованное или невербализованное чувство. Раздражаться. Вступать в споры: оскорблять, критиковать, унижать, упрекать, высмеивать. Возбуждать посредством публичной критики агрессию к людям. Б. Физическая социальная (ср. 8, р. 0–16). Драться или убивать при самозащите, убивать при защите любимого объекта или самозащите. Мстить за неспровоцированное оскорбление. Бороться за свою страну или за доброе дело. Наказывать за любое нарушение. В. Физическая асоциальная (ср. 9, р. 0–17). Задерживать, нападать, ранить или убивать человека незаконно. Ввязываться в борьбу без причин. Мстить за оскорбление с чрезмерной жестокостью. Бороться против законных властей. Бороться против своей страны. Садизм. Г. Деструкция (ср. 4, р. 0–15). Нападать на животное или убивать его. Ломать, портить, сжигать или разрушать физические объекты.

Доминирование (ср. 10, р. 2–23). Упрекать, критиковать, унижать себя за неправильные поступки, тупость и неудачи. Страдать чувством неполноценности, вины, раскаяния, физически наказывать себя. Совершать самоубийство.

Забота (ср. 14, р. 4–34). Выражать симпатию в действии. Быть добрым, считаться с чувствами других, воодушевлять, жалеть, утешать. Помогать, покровительствовать, охранять, защищать или спасать.

Пассивность (ср. 18, р. 2–52). Пребывать в состоянии покоя, релаксации, расслабления, сна. Ощущать усталость или лень после небольшого усилия. Наслаждаться пассивным созерцанием или восприятием чувственных впечатлений. Отстраняться от других людей из-за апатии или инертности.

Секс (ср. 12, р. 0–24). Стремиться к общению с людьми противоположного пола и получать удовлетворение от этого. Мысли о сексуальных отношениях. Влюбляться, жениться.

Беспомощность (ср. 10, р. 2–20). Искать помощи для утешения. Зависеть от другого, просить одобрения, поощрения, поддержки, протекции, заботы. Испытывать удовольствие от проявления симпатии, от угощения или значимых подарков. Чувствовать дискомфорт, пребывая в одиночестве, стремиться домой из чужого места; беспомощность в критических обстоятельствах. Самозащита: беспокойство о себе, жалость к себе. Получение наслаждения от собственного горя. Поиск утешения в спиртных напитках (наркотиках).

Другими потребностями являются приобретение, присоединение, автономия, стремление избежать упреков, познание, творчество, уважение, экзальтация, выдвижение, стремление избегать неприятностей и т.д.

Конфликт (ср. 14, р. 4–23). Состояние неопределенности, нерешительность, смущение. Мимолетная или продолжительная противоположность потребностей, желаний, целей. Моральный конфликт. Парализующие запрещения.

Эмоциональные сдвиги (ср. 18, р. 0–31). Выраженное изменение чувств по отношению к кому-либо. Порывистость, непоследовательность, нестабильность чувств. Проявление флюктуаций настроения. Появление признаков экзальтации и депрессии в рассказе. Нетерпимость по отношению к однообразию и постоянству. Поиск новых знакомств, новых интересов, новых мест.

Подавленное настроение, уныние (ср. 25, р. 0–42). Переживать разочарование, ощущение утраты иллюзий, депрессию, печаль, горе, несчастье, меланхолию, отчаяние.

Другими внутренними состояниями являются тревога, экзальтация, недоверие, ревность. Кроме этих потребностей и эмоций по шкале от -3 до +3 оцениваются следующие очень важные переменные: суперэго, гордость, структурация эго. Здесь оценка в каждом случае производится на основе нескольких операционных критериев.

Интересы и чувства рассматриваются отдельно, потому что испытуемый проявляет свои интересы и чувства, не только приписывая их придуманным героям, но и выбором тем и способом рассмотрения. Особое значение имеют позитивное и негативное отношение (оценка, обращение) пожилых женщин (фигура матери), пожилых мужчин (фигура отца), женщин того же пола или мужчин того же пола (некоторые из которых могут быть фигурами братьев или сестер).

2. Среда, окружающая героя (давление). Интерпретатор должен следить как за деталями, так и за общей природой ситуаций, в особенности там, где изображены люди, с которыми сталкиваются герои. Оценивается уникальность, интенсивность и частота проявления определенных элементов, а также их отсутствие. Особое внимание должно быть обращено на физические объекты и людей, которых на картинке нет, но они придуманы испытуемым. Также отмечаются черты, характеризующие людей, с которыми имеет дело герой. Дружелюбны они или нет? Какие черты свойственны пожилым женщинам (фигуры матери) или старым мужчинам (фигуры отца)?

На практике используется обширный список давлений или ситуаций среды, классифицируемых в соответствии с действиями, которые они предпринимают или могут предпринять в отношении героя. Давления, направленные на героев, являются тенденциями активности, проистекающими от других людей. Они являются потребностями людей, с которыми имеют дело герои. Понятие "давление среды", или "пресс", также включает отсутствие необходимого пресса, а также телесные повреждения, приносящие страдания личности (физическая боль, рана, членовредительство, болезнь). Сила каждого давления, имеющего место в рассказе, оценивается по пятибалльной системе. Обычно критериями силы являются интенсивность, продолжительность, частота проявления признаков давления и общее значение в сюжете. После оценки 20 рассказов общая оценка каждого пресса сравнивается со стандартной оценкой для лиц данного пола и возраста, а пресс, который необычно высок или низок, отмечается и исследуется в сравнении с другими.

Интерпретация преобладающих давлений среды на испытуемых состоит в следующем.

Оценка окружения. А. Ассоциативное (ср. 14, р. 4–24[8]). У героя имеется один или более приятелей, которые являются членом родственной ему по духу группы. Б. Эмоциональное (ср. 15, р. 9–22). Кто-то (один из родителей, родственников, возлюбленная) предан герою или любит его. Герой любит (взаимно) его или вступает с ним в брак.

Агрессия (общая: ср. 35, р. 6–62). А. Эмоциональная и вербальная (ср. 10, р. 0–21). Кто-то ненавидит героя или гневается па него, героя критикуют, упрекают, унижают, оскорбляют; ему угрожают. Люди злословят о нем за его спиной. Вербальная ссора. Б. Физическая социальная (ср. 12, р. 0–21). Герой является агрессором или преступником, и кто-то защищается, обороняется от него, преследует, арестовывает или убивает героя, какая-то законная власть (родители или полиция) наказывает его. В. Физическая асоциальная (ср. 12, р. 5–23). Преступник или банда нападает на героя и ранит его. Кто-то начинает борьбу, и герой защищает себя. Г. Разрушение собственности (ср. 2, р. 0–3). Кто-то разрушает или портит собственность героя.

Господство, преобладание (доминирование) (общая: ср. 37, р. 16–66). А. Подавление (ср. 10, р. 0-22). Кто-то пытается заставить героя сделать что-либо, он подчиняется командам, приказам или сильным аргументам. Б. Ограничение (ср. 18, р. 7–34). Кто-то пытается помешать герою сделать что-либо, так как он заперт (устранен, ограничен в свободе передвижения) или арестован. В. Увлечение или соблазнение (ср. 9, р. 4–20). Кто-то пытается воздействовать на героя, заставить его сделать или не сделать что-то с помощью мягкого убеждения, воодушевления, правильной стратегии.

Забота (ср. 15, р. 6–23). Кто-то заботится о герое, опекает, воодушевляет, утешает или прощает его, помогает ему.

Отрицание (ср. 15, р. 1–28). Кто-то отрицает, презирает героя, отказывается помогать ему, бросает его или проявляет равнодушие по отношению к нему, любимый человек изменяет ему. Герой непопулярен или неспособен занять определенную позицию. Его увольняют с работы.

Отсутствие, потеря (общее: ср. 25, ранг 9–48). А. Отсутствие (ср. 11, р. 2–27). Герой лишен того, в чем он нуждается для жизни, успеха или счастья. Он беден, отношения в семье нестабильны. У него нет положительного статуса, влияния, друзей. Отсутствует возможность для наслаждения или продвижения. Б. Потеря (ср. 14, р. 4–24). То же самое, что и в предыдущем пункте, но здесь герой что-то или кого-то теряет; смерть любимого человека в ходе рассказа. В. Физическая угроза (ср. О, р. 4–20). Герой подвергается физической угрозе со стороны диких животных, от молнии, шторма, в результате столкновения поездов, бомбардировки. Г. Случайная (пассивная) ненадежность (ср. 6, р. 0–16). Герой подвергается опасности нападения, падения или опасности утонуть, его автомобиль переворачивается, его корабль ломается, его самолет поврежден, он на грани жизни и смерти. Герой – на краю пропасти. Д. Физические повреждения (ср. 5, р. 0–12). Герой кем-то ранен (агрессия). Его тело изуродовано.

Следует учитывать, что сила среды, как правило, состоит из слияния двух или более различных давлений (прессов).

3. Результаты: сравнительная оценка сил, исходящих от героя, и сил, исходящих от среды. Чтобы дать такую оценку, интерпретатор должен ответить на следующие вопросы:

1) какую силу проявляет герой (энергию, решительность, упорство, компетентность)?

2) какова содействующая сила (благоприятность сил среды по сравнению с вредоносными силами)?

3) легким или трудным является путь героя?

4) влияет ли герой на обстоятельства или обстоятельства влияют на героя?

5) до какой степени герой справляется с вредоносными силами или преодолевает их? До какой степени они сокрушают его? Подавляют ли они его или же он подавляет их?

6) по большей части герой активен или пассивен?

7) при каких условиях он добивается успеха: когда ему помогают другие или когда борется он один?

8) в каких условиях он терпит поражение?

9) оскорбив кого-то или совершив преступление, подвергается ли герой действительному наказанию? Чувствует ли он вину, раскаивается, нравственно преображается? Или считает преступление делом, нс имеющим морального значения, позволяет себе забыть об этом;

10) какова величина энергии, которую герой направляет против самого себя?

Анализ взаимодействия среды и героя. Рассматривая каждое событие, каждое взаимодействие давлений (прессов) и потребностей с точки зрения героя, интерпретатор должен выявить величину напряжения и разочарования, переживаемых героем, относительную степень успеха и неудач, взаимодействие потребностей героя и давлений среды. На основании полученных результатов (успех или неудача героя) он составляет простую тему.

Комбинация простых тем, переплетающихся или образующих последовательность, обозначается как сложная тема.

Если употреблять этот термин в точном значении, то он означает абстрактную динамическую структуру темы, главные драматические черты рассказа.

Раздельное рассмотрение героя и среды, связанное с расчленением каждого конкретного события на два фундаментальных элемента, полезно, поскольку психологу важно знать, что: а) герои проявляют, например, необычную тревогу, пассивность или униженность или б) их среда состоит из большого количества угрожающих, зависящих и господствующих факторов. Интерпретатору необходимо объединить эти моменты анализируемой реальности. Поэтому нужно последовательно изучить каждую необычно выраженную потребность, отмечая давление (пресс), с которым она связана в рассказе. После этого следует отметить, с какими потребностями и эмоциями связаны сильные давления (прессы). Таким образом, интерпретатор получает перечень преобладающих тем (комбинаций потребностей давлений) и добавляет к нему некоторые другие темы, которые отличаются уникальностью и объяснительной ценностью.

Общий тематический анализ без оценки отдельных элементов осуществляется при целостном рассмотрении рассказа. В этом случае выбираются главные и второстепенные темы, сюжет и подсюжет, которые концентрируются вокруг проблемы достижения, соперничества, любви, подавления, ограничения, оскорбления, наказания, мотивационного конфликта, исследования и т.п.

4. Интерпретация оценок. При рассмотрении совокупности рассказов первоначально анализируется и оценивается их ОГЛАВЛЕНИЕ без личностного значения. Результатом является список необычно высоких и необычно низких переменных (потребностей, эмоций и прессов), превалирующих тем и результатов. Затем делаются два существенных предположения.

Первое предположение состоит в том, что атрибуты героев (потребности, эмоциональные состояния, чувства) представляют собой личностную тенденцию испытуемого. Эти тенденции, представляющие потенциальные силы, которые либо не проявляются, либо действуют, принадлежат либо его прошлому, либо предполагаемому будущему. Испытуемый может и осознавать, и не осознавать эти тенденции, поэтому они представлены большей частью символически. К таким тенденциям можно отнести:

1) действия, которые испытуемый совершил;

2) действия, которые он хотел или был склонен совершить;

3) элементарные внутренние силы, которые он никогда вполне не осознавал, хотя они порождали фантазии или сны;

4) чувства и желания, которые ощущает испытуемый в данный момент;

5) чувства и желания, которые предвосхищают будущее поведение испытуемого, т.е. то, что он не хочет делать, по чувствует, что может сделать.

Второе предположение состоит в том, что испытуемый подвергается давлению (прессу) силы воспринимаемой среды в прошлом, настоящем и будущем. Давление среды проявляется в рассказах буквально или символически:

а) в ситуациях, с которыми испытуемый реально сталкивался;

б) в ситуациях, с которыми он сталкивался в воображении или во сне под воздействием страха или некоего мотива;

в) во временных ситуациях (как он себя в них представляет); г) в ситуациях, которых он ожидает, с которыми хотел бы или боится столкнуться.

Таким образом, прессы могут интерпретироваться как точка зрения субъекта на мир, на существующие ситуации и предвосхищение ситуаций будущих.

Общие заключения, полученные на основе анализа рассказов ТАТ, рассматриваются как рабочие гипотезы и должны подтверждаться другими методами, а не восприниматься как доказанные факты.

Делая окончательный вывод по ТАТ, психолог, как указывает Г. Мюррей, должен принять во внимание следующие рекомендации.

1. Нарушения технологии ТАТ, снижение включенности испытуемого в работу, небольшая длина рассказов и их фрагментарность в большинстве случаев свидетельствуют о том, что ОГЛАВЛЕНИЕ интерпретируемого рассказа, состоящее главным образом из безличных элементов, не имеет психологического значения и не представляет доминирующей тенденции в личности испытуемого.

2. При выполнении испытуемым менее 30% заданий (6 рассказов из 20) они оказываются в категории безличных, хотя и из них можно выделить несколько значимых психологических признаков.

3. Не следует придавать слишком большое значение высказыванию испытуемого о том, что данный момент является личным или безличным, так как большая часть содержания, которое испытуемый относит к газетам, журналам, книгам, кинофильмам, является объективным эквивалентом бессознательного (бессознательных воспоминаний или комплексов) в структуре его личности. То есть в привлечении внимания регистрации и воспроизведения испытуемым данных и элементов опыта действует внутренний селективный фактор.

4. ТАТ регистрирует не структуру целостной личности, а только элементы менталитета испытуемого, по которым судить об определяющих детерминантах его характера можно лишь условно.

5. В процессе интерпретации необходимо выявлять два уровня функционирования испытуемых: первый – физическое и вербальное поведение (реальные поступки), второй – идеи, планы, фантазии, сны. Поведение испытуемого по отношению к экспериментатору и при выполнении конкретной тестовой задачи относится к первому уровню, а ОГЛАВЛЕНИЕ его рассказа – ко второму. Поэтому испытуемых следует оценивать по степени идеомоторной проводимости (степени объективирования идей и фантазий в действии), так как по этому показателю индивиды очень различаются. Психолог должен уметь выявлять испытуемых с низкой идеомоторной проводимостью, в чьих рассказах представлены преобладающие умственные интересы и иллюзии, но не реальное или потенциальное поведение.

6. Работая с нормально социализированными личностями, психолог должен уметь различать по крайней мерс три слоя. Внутренний слой личности состоит из подавленных бессознательных тенденций, которые в их собственной форме редко выражаются в форме мысли (второй уровень) и редко объективируются в действии (первый уровень). Средний слой включает тенденции, которые выражаются мыслью замаскированной формы и могут скрытно объективироваться в действии (первый уровень). Внешний слой состоит из тенденций, которые публично утверждаются или признаются (второй уровень) и открыто проявляются в поведении (первый уровень). Психолог должен решить, к которому из этих слоев принадлежат выделенные в ТАТ переменные.

7. Психологу нужно уметь выявить ОГЛАВЛЕНИЕ рассказов, представляющее второй уровень (внутренний, или средний, слой) личности и первый, публичный, уровень (внешний слой). Адекватное понимание целостной структуры личности достигается в том случае, если психолог рассматривает характеристики явного поведения в совокупности с результатами ТАТ, который является одним из достоверных методов распознавания скрытых тенденций.

8. Психологу необходимо сознавать, что он имеет дело с продуктами воображения, а не с действительным поведением человека. Некоторые исследователи склонны предполагать, что переменные ТАТ проявляются в реальном поведении личности, хотя и существует экспериментальное основание для такого ожидания, поскольку согласно статистическим исследованиям для большинства переменных имеется позитивная корреляция между силой воображения и силой выражения подобных тенденций в поведении испытуемых. Но на эту общую тенденцию нельзя слишком полагаться ввиду многочисленных индивидуальных исключений, а также наличия подавляемых импульсов и эмоций, которые проявляются как их прямая противоположность. То, что раскрывает ТАТ, часто выглядит прямой противоположностью тому, что испытуемый делает и говорит сознательно и добровольно в своей обыденной жизни. Поэтому "портрет" личности, создаваемый на основе текста рассказа, может не признаваться внешними наблюдателями и даже близкими и знакомыми испытуемого.

9. Дополняя декларируемые возможности ТАТ, психолог может раскрыть некоторые характерные черты первого уровня (внешнего слоя личности – общественного поведения), принимая во внимание следующие моменты:

а) рассказы первой серии (по первым десяти рисункам), как правило, более тесно связаны с внешним слоем личности, чем рассказы второй серии, многие из которых символически выражают тенденции и комплексы внутреннего слоя;

б) тенденции, не ограничиваемые культурными санкциями, по-видимому, одинаково сильны как во внешнем, так и во внутреннем проявлении. Например, у студентов имеется позитивная корреляция (более 0,4) между поведением испытуемых и проявлениями в ТАТ по переменным: униженность, творчество, доминирование, экспозиция, забота, секс, пассивность, отрицание, уныние;

в) владея некоторой информацией об испытуемом, вчувствовашись в атмосферу его рассказов, замечая повторения и подтверждающие элементы, интерпретатор может выделить часть из них (около 15%), созвучных личности испытуемого. Обычно на основании этого ядра впечатлений возникает представление о среднем и внешнем слоях личности.

10. Исследования показали, что при интерпретации оценок следует принимать во внимание и личность экспериментатора. На ОГЛАВЛЕНИЕ рассказа испытуемого может оказывать влияние иол, престиж и позиция психолога. Эмпирически доказано, что стандартные оценки не будут одинаковы для всех экспериментаторов, которые могут стимулировать большую степень присоединения или агрессии.

11. Еще более важными и доминантными являются жизненные ситуации и эмоциональное состояние испытуемого в данный момент. Например, средний студент колледжа, которому предстоит служба в армии, включает тему войны но крайней мере в 10% рассказов. Брачные конфликты будут занимать большое место в рассказах женщин, предвидящих развод. Молодой человек, получивший отказ от своей девушки, дает обычно высокий балл по переменной разочарования, уныния и т.д.

Глубинная интерпретация требует, чтобы психолог рассматривал каждый рассказ так, как будто: а) испытуемый является ребенком, пытающимся при помощи воображения объективировать свое тело (или органы тела) к определенным функциям (психосоматический синдром) либо представить таким же образом тело другого человека; б) рассказчик в замаскированной форме пытается "нарисовать" столкновение с кем-то из родных либо в) описать какое-то драматическое событие, пережитое в детстве. В данном случае психолог должен рассматривать признаки воображаемой реальности испытуемого через призму психоанализа, быть экспертом глубинной интерпретации, иметь способности и возможности для этого уровня интерпретации.

Формальный анализ включает анализ совокупности атрибутов, характеризующих тему, структуру, стиль, характер, степень реализма и силы замысла, а также язык рассказов. В рамках этих атрибутов осуществляется поиск свидетельств о темпераменте испытуемого, его эмоциональной зрелости, способности к наблюдению, об интеллектуальности, эстетическом воображении, о литературных способностях, легкости вербализации, психологической глубине, чувстве реальности, способности к интерпретации, о целостности (нормальности познаний) и т.д. Так же распознаются признаки умственной дезориентации: мании и депрессии, разорванности темы и языка, рассогласования чувства и действия, проявления странности в элементах структуры мышления.

Методика рисуночных фрустраций С. Розенцвейга[9]. Проективная методика исследования личности разработана С. Розенцвейгом в 1944 г. Классический вариант методики состоит из 24 рисунков-ситуаций, из которых 16 – ситуации-препятствия и 8 – ситуации-обвинения.

Любая жизненная ситуация по степени значимости для человека может вызвать фрустрацию (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание, расстройство), которая имеет, как правило, два направления, сопровождаемые физической или психологической компенсацией: агрессия и отступление. Однако необходимо учитывать, что некоторым людям в той или иной степени присуща фрустрационная толерантность.

По мнению С. Розенцвейга, возможны два вида поведенческой реакции человека в ситуации фрустрации. Во-первых, это "продолжение потребности", т.е. удовлетворение потребности любым способом, а во-вторых – "защита собственного Я", которая может быть представлена как экстрапунитивная[10], или внешнеобвиняющая, реакция, интропунитивное поведение в форме самообвинения и импунитивная реакция как примиряющая, т.е. уклонение от упреков к другим и к себе.

Таким образом, в ходе анализа эмпирических данных выявляются по крайней мере три типа реагирования субъекта в сложной ситуации: 1) препятственно-доминантный тип (OD), который характеризуется подчеркиванием наличия самого препятствия или фрустрационной ситуации. Интерпретация такого поведения сводится к рассмотрению существующих обстоятельств как благоприятных. Минусы ситуации не замечаются или сводятся к полному отрицанию; 2) самозащитный, или эгозащитный, тип (ED), предполагающий враждебность и порицание, направленные на фрустрирующий объект, субъект или на самого себя, причем ответственность кого-либо за эту ситуацию сведена к минимуму; 3) упорствующий тип (NР), выражающий требование и ожидание того, что кто-то должен разрешить сложную ситуацию.

К направлениям поведения человека во фрустрирующей ситуации Розенцвейг относит, во-первых, экстрапунитивное, или внешнее, обвиняющее реагирование субъекта, которое может быть выражено в формуле "виноваты другие" (F), во-вторых, интропунитивное поведение, или самообвинение, в котором воплощается иллюзия "виноват я" (I), и в-третьих, импунитивная реакция в форме примиряющего поведения, связанного с позицией уклонения от упреков других и себя: "никто не виноват" (М).

Инструкция. На рисунке изображены два человека или более. Один из них, являясь источником фрустрации, произносит какую-либо фразу. Испытуемый ставит себя на место отвечающего и должен немедленно отреагировать первой пришедшей в голову фразой, которая заносится в регистрационный бланк.

Обработка результатов осуществляется путем обсуждения вариантов ответов экспертами или путем обобщения оценок независимой экспертизы и результатов работы одного психолога.

Первым этапом обработки регистрационных бланков является оценка типа и направления реакции испытуемых, осуществляемая при помощи схемы описания смыслового значения факторов (табл. 5.3).

В ходе второго этапа при сравнении ответов испытуемого со стандартными статистическими величинами по 14 пунктам вычисляется коэффициент социальной адаптации (GCR). Каждому полному соответствию ответа субъекта со стандартной позицией присваивается 1 балл. Если в ключе имеется один определенный ответ, а в протоколе по данному пункту – два ответа, то за совпадение одного испытуемому присваивается 0,5 балла. После отработки всех ситуаций баллы суммируются, находится среднее значение и умножается на 100%. Чем выше показатель социальной адаптации, тем выше конформность субъекта, его направленность на общение или взаимодействие.

Таблица 5.3

Описание смыслового значения факторов

Направление реакции

Тин реакции

препятственно-доминантный (OD)

самозащитный (эгозащитный) (ED)

упорствующий (NР)

Экстрапунитивное (Е)

Ситуация определенно фрустрирует (E)

Враждебность, активное отрицание своей вины (Е)

Кто-то должен разрешить данную ситуацию (е)

Интропунитивное (I)

Благо, приносящее или удовлетворенность, или наказание (I')

Осуждение направлено на себя, чувство неполноценности (I)

Субъект сам берется разрешить ситуацию (i)

Импунитивное

(М)

Отрицание трудностей (М')

Ответственность сведена к минимуму (М)

Надежда на то, что все решится само собой (т)

В процессе третьего этапа осуществляется вычисление профилей, т.е. подсчитывается количество баллов по каждому типу и направлению реагирования субъекта во фрустрационных ситуациях.

Из комбинаций шести факторов получают девять счетных факторов (девять оценок) (См.: табл. 5.3). По OD направления реагирования отмечаются штрихом (E'; I'; М'), по EDЕ; I; М. Варианты I и М обозначают ситуации, когда обследуемый смягчает свою вину. Чем больше оценок I и М, тем большую социальную зависимость проявляет человек. NP направлений реакции обозначаются как е; i; т.

В результате суммирования оценок по вертикали оценивается тип реагирования субъекта (ОД ED; NP), а по горизонтали – направления реагирования субъекта (Е; Г, М) (приложение 17).

Следует заметить, что анализ итоговых данных проводится на номинальном, или ординальном, уровне, т.е. осуществляется непараметрическое измерение. Поэтому при анализе данных психолог должен применять соответствующие процедуры непараметрической статистики.

Интерпретация. Показатель GCR – это конфликтность – конформность. Он обычно интерпретируется как признак приспособления испытуемого к социальному окружению. По мнению экспертов, которые занимались адаптацией данной методики к условиям российской популяции, нормальный уровень конформности субъекта должен находиться в пределах 64%[11]. Если оценка GCR ниже этого критерия, то социальная адаптивность человека недостаточна; если выше, то наоборот.

Таким образом, направление поведения испытуемых может интерпретироваться как обращение поведенческой активности (возможно, агрессии) человека на других, на себя или на обстоятельства. Эта активность проявляется не только в сложных ситуациях, она носит глобальный, трансситуативный характер и представляется в виде устойчивой личностной черты.

Оценки типа реакции являются личностной, целостной характеристикой человека. При высоких показателях OD испытуемые фиксированы на идее препятствия. ED свидетельствует о силе или слабости личности. Высокие ED сигнализируют о непродуктивном подходе к разрешению ситуации. NP показывает адекватность или неадекватность реагирования. При низкой оценке NP предполагается, что субъект не справляется с проблемами, а высокий NP определяет конструктивный подход к ситуации.

Формализованный тест рисуночных фрустраций С. Розенцвейга (ФТФ-1)[12]. В отличие от классической методики

Розенцвейга в ходе выполнения теста испытуемые выбирают вариант суждений из перечня альтернативных ответов, помещенного рядом с картинкой ситуации. Если ни одна из альтернатив не подходит, то они имеют возможность записать свои варианты ответа в соответствующей графе регистрационного бланка (приложение 17).

Положительным моментом является то, что обработка результатов тестирования с использованием формализованного варианта занимает относительно короткий промежуток времени. Однако у теста есть недостаток: как подчеркивала Н. В. Тарабрииа (1998)[13], в данном случае теряется проективный характер метода.

Методика "Ориентировочная анкета"[14] предназначена для выявления ценностных ориентаций человека, направленных на себя, на взаимодействие и на выполнение задачи. В тесте имеются три шкалы. Высокие оценки по первой шкале указывают, что деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей, т.е. предполагается сформированность у человека мотива "на себя" (НС). Вторая шкала определяет, что деятельность субъекта направлена на удовлетворение коммуникативных потребностей - мотив "на взаимодействие" (НВ). Третья шкала выявляет направление деятельности на достижение результата, т.е. мотив "па задачу" (НЗ).

Инструкция. Тест представляет собой вопросник, состоящий из 27 утверждений (приложение 18). Испытуемым предлагается по каждому из них выбрать две альтернативы из трех (в соответствии со шкалой) и обозначить первый выбор как "+" (наиболее ценный) или "-" (наименее ценный). В итоге в каждой шкале будет набрано определенное количество положительных и отрицательных ответов.

Обработка результатов. В соответствии с "ключом" (См.: приложение 18) по каждой шкале из числа положительных ответов вычитается количество отрицательных. По численному преобладанию определяется доминирующая направленность личности. Оценки направленности личности переводятся в стандартный балл. При определении групп пригодности человека к организаторской деятельности выявляются: первая группа (Р – рекомендуется) при преобладании разности но шкале "НЗ"; вторая группа (УР – условно рекомендуется) при преобладании разности по шкале "НВ" или при равенстве "НВ" и "НЗ"; третья группа (HP – не рекомендуется), где доминирует разность по шкале "НС".

Методика семантического дифференциала (СД) разработана Ч. Осгудом в 1957 г.[15] Первоначально при помощи данного метода автор осуществлял измерение различий испытуемых в интерпретации одних и тех же понятий. Основным назначением СД является результат количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения индивидуума к объектам в ходе анализа социальных установок, ценностных ориентаций, субъективно-личностного смысла, различия аспектов самооценки и т.д.

Семантический дифференциал в количественном виде фиксирует уникальность значения определенного объекта или явления для испытуемого, которое он приобретает в результате своего индивидуального жизненного опыта. Речь идет о так называемом личностном смысле, который, по выражению А. Н. Леонтьева, занимает центральное место в категориальном аппарате общепсихологической теории деятельности[16]. Исследование смыслообразующих мотивов поведения индивида включает выявление причин того или иного поступка, определение степени желания заниматься гой или иной деятельностью, оценки потребностей, установок и т.д.

В основе любых мотивационных структур лежат проблемы значения и личностного смысла. Здесь психодиагностика сталкивается с глобальной задачей объяснительной психологии: оценкой степени усвоения и структурирования индивидуального семантического пространства человека.

Для индивида значение объекта деятельности, выраженное в понятиях, может определяться различными психосемантическими методами[17]. Методика семантического дифференциала обладает рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с другими психосемантическими методиками. При помощи данного метода исследуется коннотативное значение объекта (понятия, образа, символа и т.д.) деятельности. Однако коннотативное значение, связанное с личностным смыслом, социальными установками, стереотипами и другими эмоционально насыщенными, слабо структурированными и малоосознаваемыми формами обобщения, не есть значение "как знание об объекте". Здесь возникает необходимость разрешения проблемы соотношения и взаимосвязи аффекта и интеллекта[18]. Если эмоционально-смысловую сторону мотивации можно оценить посредством определения коннотативного значения при помощи семантического дифференциала по принципу, предложенному Ч. Осгудом, то для определения содержательной стороны мотивации должны применяться иные процедуры, ибо эмоция может быть и не связана с личностным смыслом и значением[19]. В связи с этим была осуществлена попытка[20] разрешения проблемы конструирования СД в национально окрашенном контексте в рамках положения о культурно-исторической обусловленности "категориальных структур сознания"[21].

Семантический дифференциал[22] среди психологических методов исследования отношений занимает особое место. Он получил широкое распространение в самых разных областях экспериментальной психологии – в исследованиях личности, малых групп, массовых коммуникаций и т.д. СД обычно оказывается полезен там, где требуется количественно описать субъективное, эмоциональное отношение испытуемого к каким-либо обстоятельствам его окружения или внутреннего мира. С помощью СД можно измерить определенные свойства представлений человека о разнообразных социальных ценностях, явлениях культуры, физических стимулах, о самом себе и других людях. Такого рода методы позволяют моделировать личность не как совокупность формальных измерений, а как систему личностных смыслов или отношений.

СД основан на использовании процедуры эмоционального шкалирования объектов. Испытуемому предъявляется набор биполярных шкал, каждая из которых образована парой прилагательных-антонимов: хороший – плохой, спокойный – возбужденный, острый – тупой и т.д. Требуется оценить степень соответствия стимула тому или иному полюсу каждой шкалы по определенной системе, чаще всего семибалльной.

Оцениваемым стимулом может быть все что угодно: люди, слова, картинки и т.д. (приложение 19). При этом для СД характерно существенное ограничение, состоящее из метафоричности используемых сочетаний шкал и стимулов. СД составляется так, чтобы не допустить буквального отражения испытуемыми объективных качеств стимулов (объектов), т.е. создать ситуацию проекции субъективного отношения к ним испытуемых. Как утверждает автор методики, система шкал, составленная только из личностных терминов, при условии сохранения классической факторной структуры является валидным инструментом исследования личности и межличностных отношений.

Инструкция. При помощи шкальной оценки понятий испытуемому предлагается оценить личное эмоциональное отношение к следующим понятиям:

1. Мое настоящее "Я" (Каким я сам себе являюсь в действительности?)

2.

3.

Бланки заполняются без пропусков шкал, т.е. отметка (+) ставится в каждой строке в соответствующих клетках. Работа должна вестись в быстром темпе. На оценку одного понятия-стимула дается 1–2 мин. Отдельные бланки нумеруются в соответствии с номером понятия (исследуемого объекта)[23].

В метрической основе метода СД лежит математическая процедура, позволяющая выявлять в совокупности данных небольшое число обобщенных, независимых, содержательно интерпретируемых параметров, к которым в определенном смысле сводится исследуемая совокупность. Многочисленные факторные исследования семантического дифференциала, проводившиеся на различных выборках, дали согласующиеся результаты. В большинстве случаев три фактора оказались сходны между собой. Они получили названия: Е (оценка), Р (сила) и А (активность)[24].

Структура ЕРА задает универсальное семантическое пространство, в котором также может быть размещен, упорядочен и описан мир субъективных отношений человека к его окружению, т.е. исследует межличностные отношения. При этом индивидуальные различия испытуемых при усреднении исчезают, а факторная структура отражает некий групповой портрет, характеризующий выборку в целом.

Направленность СД на измерение индивидуальных особенностей сознания предопределяет использование варианта статистического анализа, напоминающего процедуры факторизации личностных вопросников. В данном случае таблицы СД заполняются на одно и то же понятие, например "Я сам", а источником дисперсии являются его индивидуальные представления.

Шкалы семантического дифференциала характеризуют определенную грань личностно-смысловой сферы человека. При помощи шкалы "Е" (хороший – плохой...) измеряется непосредственно эмоциональная оценка исследуемого объекта, шкалы силы "Р" (сильный – слабый; большой – маленький; твердый – мягкий) – доминантность восприятия человеком какого-либо объекта или признака, а при помощи шкалы активности "А" (активный – пассивный...) оцениваются энергетические характеристики объекта.

Обработка результатов. Выявление корреляционной близости исследуемых понятий друг к другу осуществляется путем расчета евклидова расстояния между ними.

Расчет СД[25] производится по формуле

где – факторы исследуемого стимула-объекта; Е0, факторы базового понятия "Я" (настоящее "Я"; реальное "Я"; идеальное "Я"; лучшее "Я"; худшее "Я"; "Я-сам" и др.).

Вторым этапом исследования смысловой сферы является сравнение СД разных понятий.

В итоге вывод о значимости понятия для испытуемого определяется его близостью к личностному "Я" по наименьшему значению СД, т.е. чем меньше евклидово расстояние между исследуемым понятием и базовым понятием "Я", тем выше вероятность предположения о том, что оно имеет для человека большее значение.

Таким образом, семантический дифференциал рассчитывается при наличии как минимум двух бланков на исследуемое и базовое понятие (рис. 5.1), когда есть возможность сопоставить эти понятия между собой.

Рис. 5.1. Анализ "близости" понятий к базовому "Я" (направленность)