Тесты организаторских способностей
Организаторские способности — это практические умения человека, связанные с организацией какого-либо дела или взаимодействия людей при его выполнении.
Отсутствие или недостаток развития у клиента организаторских способностей можно установить различными путями: во-первых, по собственному рассказу клиента о том, что у него в данном деле получается или не получается, во-вторых — через анализ его ответов на специальные тесты-вопросники, часть из которых далее будет названа.
Прежде всего, следует выяснить, насколько у клиента развиты специальные мотивы — социальные потребности, которые обязательно должны быть у хорошего организатора. Это, например, такие побуждения к деятельности, как потребность достижения успеха, установка на повышенную социальную активность, оптимизм, объективность в оценке людей, независимость, умение находить выход из трудных жизненных ситуаций, низкая тревожность. Для психодиагностики всех этих качеств подходят следующие методики:
• для диагностики тревожности — вопросник Спилбергера;
• для оценки мотивации достижения успехов — специальный проективный тест;
• для определения статуса — социометрическая методика;
• самочувствие, активность и настроение диагностируются при помощи методики САН;
• сила воли оценивается посредством специального теста;
• объективность в отношении к людям — с помощью теста на объективность;
• независимость — с помощью теста на независимость;
• умение находить выход из трудных жизненных ситуаций — с помощью соответствующего вопросника;
• качества лидера и эффективность лидерства соответственно диагностируются при помощи методики "Лидер" и методики "Эффективность лидерства".
Тесты специальных способностей
Специальные способности — это, во-первых, такие способности, которые имеются не у всех без исключения людей, во-вторых, — такие способности, от которых зависит в основном успешность выполнения человеком отдельных, достаточно сложных и специфических видов деятельности, например, художественно-творческой, технической, организаторской, математической и т.п.
Факт недостаточно высокого развития, к примеру, математических способностей можно подтвердить или опровергнуть при помощи следующих психологических тестов, которые подходят также и для того, чтобы следить за процессом развития этих способностей у детей школьного возраста, практически оценивая наличный уровень их развития.
Для оценки развитости внутреннего плана выполнения арифметических действий, выступающего как начальное, базисное условие совершенствования всех других математических способностей, подходит методика "Умение считать в уме"6. Эта методика хороша тем, что может с успехом применяться к людям в самом широком диапазоне возрастов, от старшего дошкольного возраста до взрослого человека. С ее помощью можно, в частности, установить, насколько быстро и хорошо человек умеет выполнять в уме основные арифметические действия с разными числами: сложение, вычитание, умножение и деление в пределах сотни.
Косвенно о наличии задатков к развитию математических способностей, представленных в виде умения точно определять понятия и производить в уме сложные действия сравнения, анализа и синтеза информации, можно судить на основе результатов тестирования, проводимого при помощи методики "Формирование понятий". Для этой же цели вполне подходит методика "Матрицы Ранена".
При пользовании этими методиками, правда, необходимо иметь в виду следующее обстоятельство: те умения, которые оцениваются при помощи названных методик, не являются специальными математическими. Они, скорее, выступают как общие интеллектуальные способности, необходимые любому человеку для полноценного развития у него всех умственных способностей, в том числе и математических.
Вперед методика — "Логико-количественные отношения" — имеет более непосредственную связь с математическими способностями человека. При помощи этой методики практически оцениваются два важных умения, которые в деятельности профессионала-математика обычно сопутствуют друг другу. Это — умение считать в уме и рассуждать логически. Соответствующую методику рекомендуется применять, начиная с третьих-четвертых классов средней школы, так как детям более раннего возраста она может оказаться недоступной.
Замечание: проводя психодиагностику математических способностей детей старшего школьного возраста, можно задание к данной методике сделать более сложным, а именно — попросить испытуемого не просто отвечать на вопросы типа: "А больше или меньше В?", а точно указывать, во сколько раз в каждой из двадцати предлагаемых задач, включенных в обсуждаемый тест, величина А действительно больше или, соответственно, меньше, чем величина В.
Если основная задача психологического тестирования заключается в том, чтобы определить уровень развития у человека тех компонентов математических способностей, которые имеют прямое отношение к усвоению высшей математики, в частности высшей алгебры, то рекомендуется воспользоваться числовым субтестом известного теста Айзенка. Данный тест желательно применять в старших классах средней школы в тех случаях, когда в психологическую консультацию за практическим советом обращаются старшеклассники или их родители по поводу выбора будущей профессии по окончании средней школы.
Уровень развития физико-технического мышления и соответствующих способностей у школьников можно определить при помощи теста Беннета. Он по содержанию включенных в него задач учитывает как знания, получаемые в школе на уроках физики, так и представления, связанные с практическим опытом пользования техникой.
Задатки к развитию лингвистических способностей у детей дошкольного возраста (трех — пяти лет) можно оценивать при помощи следующих частных методик: "Назови слова" и "Расскажи по картинке".
Первая из этих методик определяет запас слов, который хранится в так называемой активной памяти ребенка и может использоваться им в собственной речи, обращенной к другим людям. Кроме того, эта методика позволяет установить, насколько ребенок знаком с понятиями, обозначающими животных, растения, цвета и формы предметов, другие их признаки, а также действия человека, их качества и способы выполнения.
Вторая из упомянутых методик — "Расскажи по картинке" — позволяет практически оценивать богатство и разнообразие речи ребенка дошкольного возраста.
Если по результатам применения двух упомянутых выше методик ребенок получает не менее 8 баллов, то его можно считать обладающим достаточно развитыми лингвистическими задатками, т.е. предположить, что у этого ребенка могут успешно развиваться лингвистические способности.
При определении уровня развития лингвистических способностей детей, поступающих в школу и уже обучающихся в начальных классах, рекомендуется пользоваться следующими методиками: "Определение понятий", "Выяснение пассивного словарного запаса", "Определение активного словарного запаса".
Первые две из этих методик — "Определение понятий" и "Выявление пассивного словарного запаса" — позволяют установить, насколько хорошо ребенок, поступающий в школу, или младший школьник знает точный объем и ОГЛАВЛЕНИЕ слов-понятий и умеет дать им определение. Третья методика — "Определение активного словарного запаса" — позволяет оценивать лексическое, стилистическое и грамматическое разнообразие речи ребенка и, кроме того, может свидетельствовать об уровне развития его лингвистических способностей в целом. Этот уровень считается достаточно высоким, если ребенок по данной методике получил не менее 8 баллов.
Для оценки уровня развития лингвистических способностей в средних и старших классах школы можно применить словесный субтест теста Айзепка. Он позволяет определить, насколько хорошо у соответствующего школьника развито лингвистическое мышление, связанное со знанием лексики и с умением решать лексические задачи на поиск нужных слов.
Для оценивания уровня развития других составляющих лингвистических способностей в средних и старших классах школы нет необходимости применять специальные психологические тесты, так как на уроках языка и литературы учащиеся выполняют немалое количество специальных задач и упражнений, которые позволяют вполне определенно судить об уровне развития их лингвистических способностей.