Тестовые методы диагностики способностей и интеллекта
Исследование способностей производится при помощи ряда методик, нацеленных на оценку особенностей ментального предрасположения людей к деятельности. Поэтому наш разговор будет сводиться к изучению некоторых тестов интеллекта.
Из материала предыдущих параграфов мы усвоили, что измерение способностей исходит из целостного представления об общем и специфическом предрасположении людей к определенной деятельности, причем неважно, занимаются они ею или нет. Это некая ментальность, дающая возможность человеку ориентироваться и находить свое место в жизни.
Исследование общих способностей
Экспериментальная психология, основываясь на исследовании статистических закономерностей, в качестве многократно подтверждающегося аргумента прочно связывает проявление так называемых общих способностей с факторными структурами.
В этом пункте водораздел взглядов проходит между исследователями, которые предполагают существование некоего единого генерального фактора (G), теми, кто видит природу способностей в их полифакторной мпогоаспектности, и сторонниками общих креативных способностей.
Теория интеллекта как преимущественно единой сущности впервые была выдвинута в первом десятилетии XX столетия Ч. Спирменом (1904), который полагал, что все познавательные способности положительно коррелируют друг с другом, так что люди, которые хорошо справляются с одними проблемами, обычно успешно справляются и со всеми другими. Спирмен разработал статистический метод факторного анализа, чтобы показать, что выполнение всех когнитивных задач частично детерминировано общим фактором. Для данного фактора общего интеллекта он предложил обозначение "G". Чтобы объяснить его существование, Спирмен предположил, что должна наличествовать некая общая умственная энергия, определяющая выполнение всех познавательных задач и ответственная за их положительную интеркорреляцию.
Интеллект может быть измерен тестами и численно выражен как IQ (коэффициент интеллекта). Методика, используемая для измерения интеллекта, состоит в том, что IQ людей (европеоидов) со средним значением 100 баллов и стандартным отклонением в 15 баллов принята как эталон, в соответствии с которым могут быть вычислены величины IQ других людей.
Спирмен предположил также, что помимо фактора "G" существует ряд частных способностей, которые определяют успешность решения специфических задач сверхдействия. Эксперименты Спирмена и его теоретические наработки составили прочный базис концепций А. Бине, Л. Термена, Дж. Равена, Р. Кеттелла и др. Созданные ими методики диагностики общих способностей будут рассмотрены ниже.
Представление об общих ментальных способностях как о профиле оценок первичных факторов получило распространение в психологии способностей с легкой руки Л. Терстоуна (1938). Он подчеркивал, что интеллект основывается на ряде первичных факторов, детерминирующих проявление и развитие разных групп умственных операций. К ним он причислял понимание слов (вербальное понимание), беглость речи (способность за короткий промежуток времени назвать ряд слов, входящих в некоторое понятие), легкость оперирования игровым материалом, пространственную ориентацию (пространственные способности), ассоциативную память, скорость восприятия и индуктивное мышление (рассуждение). На этой идее основываются методы оценки особенностей интеллекта, к которым можно отнести методики Д. Векслера, Р. Гарднера, Р. Мейли и Р. Амтхауэра.
Во второй половине XX столетия модели Спирмена и Терстоуна трансформировались в некую иерархическую структуру – пирамиду, в основание которой были положены около 70 узких способностей (спирменовские частные факторы), над ними – групповые факторы, или факторы второго порядка (первичные способности по Терстоуну), а па вершине – единый общий фактор (фактор "G" Спирмена).
В современной психологии способностей доминируют конкретизации этой модели[1], включающие в свой состав от восьми до десяти факторов второго порядка: флюидную способность (рассуждение), кристаллизованную способность (вербальное понимание), долговременную память, кратковременную память, визуализацию (визуальная и пространственная способности), числовую способность (арифметика), математическую способность, культурные познания, скорость обработки и время реакции. Эта иерархическая модель интеллекта признана многими авторитетными учеными современности. Исчерпывающее описание фактора "G", его структуры, наследуемости, биологии, а также его коррелятов было представлено А. Дженсеном (1998) в книге "Фактор G". Фактор "G" он определяет как "гипотетическую переменную, которая лежит в основе наблюдаемой или измеряемой переменной"[2]. Невозможно измерить "G" непосредственно, и данные, выражаемые как IQ, являются приблизительными оценками "G".
Креативные способности стоят особняком в ряду диагностических проблем. Их оценочная проблематичность основывается на выявлении творческих способностей или путем поиска отклонений от нормативного решения задачи, или путем диагностики свойств дивергентного мышления. В этом ключе можно говорить о методах, предложенных Дж. Гилфордом, Э. Торренсом, М. Воллахом, II. Коганом, С. Медником, Р. Стернбергом, Д. Б. Богоявленской, А. И. Ворониным, В. Н. Дружининым и Н. В. Хазаровой.