Терроризм
Долгое время терроризм рассматривался как отдельное преступление. В настоящее время противодействие терроризму воспринимается некоторыми государствами как геополитическая технология контроля над пространством, что не соотносится с основополагающими принципами и нормами современного международного права. Современный терроризм оказался также силой, способной стать реальным противоядием от гедонистической расслабленности и мобилизовать нацию, без лишнего шума переведя управление страной на режим военного или, точнее, предвоенного времени.
Терроризм продолжает оставаться одной из наиболее серьезных угроз миру и безопасности, от которой не застраховано ни одно государство. Чуть ли не каждый день мир узнает о новых вылазках террористов, уносящих жизни невинных людей по всей планете. Искоренить это зло возможно только совместными усилиями всех членов мирового сообщества при координирующей роли ООН.
Стратегия противодействия терроризму при международном сотрудничестве базируется на массированном пропагандистском ударе с использованием всех видов СМИ при одновременной блокаде любой разоблачающей информации с места боевых действий.
Противодействие терроризму оказалось удобным информационным прикрытием для проведения геополитических операций. Результаты афганской операции на геополитической карте Центральной Азии выглядят более чем впечатляюще: США закрепились на военных базах в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и создали стратегические укрепления в самом Афганистане, им удалось также упрочить военный союз с Пакистаном. Данные операции также направлены на контроль воздушной зоны со стороны Китая в целях перехвата баллистических ракет.
Под предлогом противодействия терроризму США усилили свое военное присутствие на Южном Кавказе. Было объявлено о снятии ограничений в военной помощи Грузии, Азербайджану и Армении. В этих странах появились американские военные специалисты, США подписали двусторонние договоры о военном сотрудничестве со всеми тремя странами Южного Кавказа.
Со времени начала информационной операции Вашингтона по противодействию терроризму прошло 11 лет, но за это время американское военное присутствие во всех стратегически важных регионах постсоветского пространства усилилось в несколько раз — неплохие стратегические результаты, причем достигнуты они в большинстве случаев без единого выстрела. Однако особого внимания заслуживает анализ новой военной доктрины США "Среда для действий Объединенных сил" (TheJoint Operating Environment — JOE)[1]. Прежде всего она принципиально по-иному определяет противника в условиях актуализации "нетрадиционных" угроз. Международный терроризм вездесущ и официально не институционализирован, что позволяет бороться как с известными, так и неизвестными источниками угрозы, которые могут находиться в разных районах мира. Причем военная доктрина США оставляет за Пентагоном право определять эти районы.
В связи с чем терроризм остается самым актуальным преступлением в условиях ежедневно меняющейся политической обстановки в некоторых регионах мира.
На сегодняшний день, с учетом развития международных норм и национального законодательства, можно определить, что терроризм — это социальное негативное явление, характерное для современного общества; представляющее собой группу часто взаимосвязанных наиболее опасных преступлений, совершаемых общественно опасным способом с причинением существенного вреда в целях устрашения населения, а также достижения личных, как правило, преступных целей.
К данной группе преступлений относятся: террористический акт, захват заложников, захват воздушного, водного или железнодорожного транспорта, посягательство на жизнь государственного деятеля и т.п.
Международное сообщество до настоящего времени не выработало единого понятия данного термина. Однако если анализировать существующие международные соглашения, международный терроризм можно рассматривать как совокупность различных противоправных общественно опасных деяний, причиняющих вред нескольким государствам или всему мировому сообществу, которые выражаются в публичных действиях и жертвами которых может стать или становится большое количество людей.
Попытка дать понятие терроризма была предпринята в 1937 г. в Женевской конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него. В соответствии с данным соглашением терроризм — это преступные действия, которые направлены против какого-либо государства, цель и характер которых состоят в том, чтобы сеять среди отдельных лиц, групп лиц или населения разрушения и ужас. Конвенция так и не вступила в силу.
Международный терроризм последнее время относят к международным преступлениям, однако, поскольку в Римском статуте МУС не указан такой состав, пока следует рассматривать данную подгруппу преступлений как преступления международного характера.
К конвенциям, определяющим составы международного терроризма и устанавливающим механизмы взаимодействия государств по борьбе с данными преступлениями, относятся:
— Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, от 14 сентября 1963 г.;
— Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.;
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г.;
Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 24 февраля 1988 г.;
— Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 г.;
— Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г.;
— Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. и др.
Исходя из содержания этих международных документов, можно выделить следующие составы преступлений, относящиеся к международному терроризму:
1) захват воздушного судна в полете путем насилия или угрозы применения насилия;
2) акты насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна, в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна;
3) разрушение воздушного судна, находящегося в эксплуатации, или причинение этому воздушному судну повреждения;
4) разрушение или повреждение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию, если любой такой акт может угрожать безопасности воздушных судов в полете;
5) сообщение заведомо ложных сведений, которое создает угрозу безопасности воздушного судна в полете;
6) акт насилия, совершаемый с использованием любого устройства, вещества или оружия, в отношении лица в аэропорту, обслуживающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть;
7) захват или удержание другого лица с угрозой убийства, нанесением повреждения, для того чтобы заставить третью сторону (государство, международную организацию, физическое или юридическое лицо или группу лиц) совершить определенные действия;
8) незаконное получение, владение, использование, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала;
9) захват морского судна или осуществление контроля над ним силой или угрозой силы; другие акты на борту судна против лиц, безопасности судна;
10) захват станционной платформы или осуществление контроля над ней силой или угрозой силы; совершение акта насилия против лиц, акта против безопасности платформы;
11) преднамеренное доставление, помещение, приведение в действие или взрыв специального смертоносного устройства в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры;
12) незаконное предоставление финансовых средств любыми методами;
13) преступление, связанное с применением бомб, гранат, ракет, автоматического стрелкового оружия или взрывчатых устройств, вложенных в письма или посылки, если подобное применение создает опасность для людей.
Необходимо отличать международный терроризм от национального терроризма, поскольку именно первый относится к преступлениям международного характера. Такие отличия отражены в элементах составов террористических преступлений:
1) субъект преступления и потерпевший от преступления являются гражданами одного государства или разных стран, но преступление совершено за их пределами;
2) преступление направлено против лиц, пользующихся международной защитой (глав государств, дипломатических представителей, сотрудников международных организаций);
3) подготовка к преступлению ведется в одном государстве, а совершается преступление в другом государстве;
4) совершив террористическое преступление в одном государстве, преступник укрывается в другом, и встает вопрос о его выдаче.
Современный терроризм несет в себе признаки организованной преступности. Это преступление всегда умышленное. Сама жертва террористов особенно и не интересует, их цель — возбуждение общественного внимания, запугивание населения и представителей власти, пропаганда своих политических или иных воззрений. В связи с безразличием к жертвам часты проявления особой жестокости, пренебрежения к положению жертв и к тому обстоятельству, что при актах терроризма гибнут случайные люди.
Уголовный кодекс РФ содержит достаточно большой перечень преступлений террористической направленности: ст. 205—205.5, 206, 207, 211 и т.д. что подтверждает активную роль Российской Федерации в вопросах имплементации международных норм в сфере борьбы с терроризмом.