Территория Европейского Союза
Территория Европейского Союза – собирательное понятие. В правовых актах ЕС и научной литературе оно используется для обозначения той части географического пространства, в пределах которого имеют обязательную силу учредительные документы и основанные на них другие источники нрава ЕС. В 2005 г., в результате широкомасштабного расширения ЕС на Восток (прием восточно-европейских государств, а также Кипра и Мальты), размеры территории ЕС достигли более 3,9 млн кв. км. После вступления в 2007 г. Болгарии и Румынии территория Союза возросла еще примерно на 350 тыс. кв. км. Крупнейшим по размерам территории государством – членом ЕС является Франция (544 тыс. кв. км), наименьшим по площади – Мальта (0,3 тыс. кв. км).
Юридически границы территории ЕС определяются в его учредительных документах – ст. 52 ДЕС, положения которой уточняет ст. 355 ДФЕС.
По общему правилу, территория ЕС представляет собой совокупную территорию государств-членов вместе взятых. В связи с этим ст. 52 ДЕС ограничивается простым перечислением названий 27 стран, входящих сегодня в состав Союза: "Договоры [учредительные документы ЕС][1] применяются к Королевству Бельгия, Республике Болгария ...".
В ДФЕС дополнительно указывается, что действие учредительных документов распространяется и на такие европейские территории, за международные отношения которых несет ответственность какое-либо государство-член (§ 3 ст. 355 ДФЕС)[2]. Последние формально могут и не входить в состав государственной территории соответствующей страны (в частности, Гибралтар – зависимая территория Великобритании).
Следует иметь в виду, что несмотря на свое название, Европейский Союз географически охватывает территорию не только Европы. Поскольку некоторые государства-члены по сей день имеют территориальные владения в других регионах Земного шара, на эти владения тоже распространяется действие учредительных документов и основанных на них других источников права ЕС.
В настоящее время к неевропейским частям территории Союза относятся (§ 1 ст. 355 ДФЕС): в Африке – Азорские острова и Мадейра (Португалия), Канарские острова (Испания), Реюньон (Франция); в Америке – Гвиана, Гваделупа, Мартиника, Сен- Мартен (Франция).
Некоторые территории и владения государств-членов (в том числе расположенные в Европе) в той или иной мере изъяты из-под действия права ЕС (§ 4 и 5 ст. 355 ДФЕС). Источники и нормы права ЕС на них распространяются либо частично (например, Аландские острова – Финляндия, Нормандские острова и остров Мэн – Великобритания), либо не распространяются вовсе (например, Фарерские острова – Дания).
Особым статусом наделены также некоторые расположенные за пределами Европы владения ряда государств-членов, которые получили название "заморские страны и территории" (§ 2 ст. 355 ДФЕС). Термин "заморские страны и территории" был изобретен во Франции в 1935 г. в качестве замены слова "колонии"[3] и в этом значении в 1950-е гг. был включен в учредительные документы Европейских сообществ, затем ЕС.
Таким образом, заморские страны и территории – это не суверенные государства, а именно административно-территориальные образования (колониальные владения), находящиеся под юрисдикцией отдельных государств-членов (бывших колониальных империй), но не входящие вместе с ними в территорию ЕС. В этом последнем аспекте "заморские страны и территории" отличаются от других приобретенных в колониальную эпоху владений, которые вместе со своими метрополиями стали частью ЕС (вышеуказанные Азорские острова, Гвиана, Реюньон и т.д.).
Перечень заморских стран и территорий зафиксирован в приложении II к учредительным документам ЕС. Сегодня он охватывает исключительно островные образования (всего 21 остров или групп островов). Самый крупный – остров Гренландия, до 1985 г. являвшийся частью ЕС (автономная территория Дании). Остальные – крайне незначительные по площади и числу жителей острова, принадлежащие Франции (например, Французская Полинезия, Новая Каледония), Нидерландам (Нидерландские Антильские острова) и Великобритании (например, Бермудские или Фолклендские острова).
Несмотря на то что заморские страны и территории не являются частью территории ЕС, они не полностью изъяты из-под действия права ЕС. Учредительные документы Союза предусмотрели для них специальный правовой режим ассоциации с ЕС, закрепленный в части четвертой ДФЕС под названием "Ассоциация с заморскими странами и территориями". Ассоциация предполагает распространение (с рядом ограничений) па заморские страны и территории принципов единого внутреннего рынка ЕС, а также оказание им финансовой помощи в целях подъема экономики и уровня жизни местного населения.
Правовой режим территории ЕС как пространственной сферы применения его юридических норм знает также ряд других исключений и изъятий. Например, директива – один из видов правовых актов ЕС – может издаваться в отношении как всех, так и отдельных государств-членов (см. 2.5). Соответственно во втором случае директива будет действовать в пределах лишь части территории Союза. На практике, однако, такая ситуация встречается довольно редко.
Более серьезные исключения имеют место в связи с нежеланием или неготовностью некоторых государств-членов участвовать в реализации ряда интеграционных проектов. Самое известное изъятие такого рода – "зона евро", т.е. территория, на которой была введена единая валюта ЕС. Как уже отмечалось выше, для перехода на евро необходимо выполнение государствами-членами дополнительных условий – "критериев сближения", которые к настоящему времени удалось выполнить не всем вступившим в ЕС в XXI в. восточноевропейским странам. Еще три западноевропейских государства – члена ЕС – Великобритания, Дания и Швеция – на основании специальных положений учредительных документов ЕС получили право сохранить национальную валюту в течение неограниченного периода времени.
По мере выполнения критериев сближения количество государств-членов, являющихся частью зоны евро, постепенно увеличивается; количество "государств-членов, подпадающих под изъятие" в этой сфере, соответственно, продолжает уменьшаться. Так, за последние пять лет в зону евро вошли пять восточноевропейских государств, вступивших в ЕС в XXI в. (Кипр, Мальта, Словакия, Словения, Эстония). В результате к 2011 г. "зона евро" охватывала 17 из 27 государств – членов ЕС, в то время как на момент введения евро в 1999 г. таких государств было всего 11.
Другое существенное исключение связано с нераспространением на отдельные государства-члены норм "шенгенского права" по вопросам отмены пограничного контроля на внутренних границах и единой (шенгенской) визы. Юридические нормы ЕС в этой области имеют обязательную силу в пределах "Шенгенского пространства" (неофициально: "Шенгенской зоны"), которое к началу 2011 г. охватывало 22 государства – члена ЕС. За его рамками находились Великобритания и Ирландия, а также Болгария, Румыния и Кипр, последние три государства-члена – временно, до завершения необходимых подготовительных мероприятий.
С учетом все большей неоднородности Европейского Союза, различий в политической и социально-экономической ситуации в разных его странах в 1997 г. в учредительные документы ЕС были включены специальные правила, посвященные так называемому "продвинутому сотрудничеству". На основании этих правил допускается принятие институтами ЕС законодательных актов и других мер по вопросам, которые представляют интерес для части государств-членов, решивших установить между собой продвинутое сотрудничество в соответствующей области. Изданные таким образом источники и нормы права будут распространять свое действие только на территорию государств-членов, участвующих в продвинутом сотрудничестве (подобных государств в любом случае должно быть не менее девяти). В других странах Союза они, соответственно, обязательной силы иметь не будут (подробнее см. 3.6).
Из принципа общеобязательности права ЕС в пределах совокупной территории всех его государств-членов существуют также исключения обратного характера. Речь идет о случаях, когда источники и нормы данной правовой системы получают обязательную юридическую силу на территориях государств, не входящих в состав Европейского Союза, обладают экстерриториальным действием.
Два важнейших примера такого действия – это нормы, закрепляющие правовой режим единого внутреннего рынка ЕС, и нормы шенгенского права. На основании специального договора (Соглашение о Европейском экономическом пространстве 1992 г.) принципы единого внутреннего рынка ЕС с 1994 г. распространяется также на Исландию, Норвегию и Лихтенштейн. На основании других соглашений с ЕС эти страны, а также Швейцария произвели рецепцию шенгенского права и стали частью Шенгенского пространства.