Территориальные сочетания производственных ресурсов
Каждый процесс происходит под воздействием определенной силы либо совокупности сил, которые направлены на его совершенствование; обычно эти силы называют факторами или ресурсами.
Экономические ресурсы – все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. Их также называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста.
К экономическим ресурсам относятся:
• природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно – земля;
• трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно – труд;
• капитал (в форме денег (денежный капитал) или средства производства (реальный капитал);
• предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно – предпринимательство;
• знания, необходимые для организации общественного производства.
Экономические ресурсы взаимосвязаны, мобильны и взаимозаменяемы. В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет собой ресурсный рынок – рынок труда, рынок капитала и т.д., состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретного ресурса.
Универсальная особенность современного общественного развития заключается в возрастающей роли пространства, территории, естественных ресурсов, географической среды в целом.
Территориальный фактор играет важную роль в жизни человечества. Специфика пространства, обширность территории, ее географическое положение, территориальное многообразие оказывают влияние на результаты развития общества.
Россия – страна, которая решала задачи своего экономического и социального развития в основном экстенсивным путем. Обширность пространства обеспечивала устойчивое развитие государства: противостояние агрессии со стороны других стран, масштабы используемых ресурсов, обеспечение бытия многих народов и т.д.
Наряду с положительными качествами у обширности пространства есть и отрицательные:
– отдаленность от первоначальных очагов культуры и моря, континентальная громоздкость, что в сочетании с примитивным транспортом мешало развитию географического разделения труда с другими странами;
– окраинное положение горных богатств по отношению к исторически сложившимся центрам, затруднявшее их эксплуатацию.
Конкуренция за пространственные ресурсы является одним из наиболее фундаментальных факторов, определяющих поведение людей, социальных групп, сообществ, фирм и государств, в связи с этим возникли такие направления в науке как геополитика и геоэкономика.
Геополитика изучает пространственное поведение стран или причины, способы, процессы и последствия конкуренции между народами (государствами) за ограниченный пространственный ресурс, геоэкономика – конкурентную борьбу между экономическими системами за овладение и использование пространственных ресурсов (георесурсов).
Георесурсы – это нечто неизмеримо большее, чем совокупность отдельных полезных ископаемых:
1) многообразие окружающего мира, от простейших минералов до сложных биологических систем;
2) мировоззрение, включающее в механический процесс добычи и потребления сложнейшую гамму аспектов взаимоотношений человека с окружающим миром;
3) сами люди, представляющие собой главный ресурс, т.е. ресурс единой человеческой цивилизации на планете Земля (ресурс интеллекта).
Экономическая география изучает природные условия и ресурсы не столько по отдельным видам, сколько по их территориальным сочетанием. Территориальное сочетание природных ресурсов и условий (ТСПРиУ) – совокупность оцениваемых природных ресурсов и условий территории региона или страны (максимально полная для данного уровня знаний).
Экономические районы России по структуре и значимости сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно разделить на пять групп:
1) с наибольшим разнообразием природных ресурсов в основном межрайонного значения (Западная и Восточная Сибирь);
2) разнообразием природных ресурсов межрайонного и внутрирайонного значения (Дальний Восток, Северный экономический район, Уральский экономический район);
3) межрайонным значением одних природных ресурсов и отсутствием или незначительностью других (Поволжье и Северный Кавказ);
4) межрайонным значением единичных природных ресурсов (Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы);
5) относительно бедными природными ресурсами, имеющими лишь в отдельных случаях внутрирайонное значение (Центральный и Северо-Западный экономические районы).
Оценка ресурсного потенциала является одним из важнейших этапов определения путей экономического развития территории. За время переходного периода российской экономики сложилось ошибочное представление, что ресурсный потенциал территории измеряется исключительно (или преимущественно) величиной природных ресурсов. Вместе с тем ресурсный потенциал – это комплексное понятие, включающее в себя развитие не только экономики и ее природной базы, но и социальной сферы и общественной жизни как фактора стабильности развития любой территории.
Существуют различные методики оценки ресурсного потенциала. Все их можно разделить на три крупные группы, в которых для оценки используются либо интегральные, либо относительные, либо абсолютные показатели. На основе соответствующих расчетов составляются картографические материалы, которые позволяют отслеживать диспропорции, существующие в производственном, земельном, инвестиционном, инновационном, человеческом и других ресурсных потенциалах территорий.
В оценку ресурсного потенциала включают земельный (природно-ресурсный), демографический и трудовой, экономический и инфраструктурный, инвестиционно-инновационный потенциалы.
Таблица 4.3
Законы, составляющие научную базу экологической политики
Наименование |
Основное ОГЛАВЛЕНИЕ закона |
Закон достаточности Либиха |
Жизненные возможности лимитируются экологическими факторами, количество и качество которых близки к необходимому экосистеме минимуму; снижение их ведет к гибели организма или деструкции экосистемы |
Законы Коммонера |
Все связано со всем (всеобщая связь процессов и явлений в природе). Все должно куда-то деваться (любая система может развиваться только за счет использования возможностей окружающей се природной среды). Ничто не дастся даром (глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничто не может быть объектом всеобщего улучшения; все извлеченное в процессе человеческого труда должно быть возмещено). В ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить пределы, позволяющие этим системам сохранять свойства самоподдержания. "Жесткое" управление природными процессами чревато цепными реакциями, значительная часть которых оказывается экологически, социально и экономически неприемлемой |
Закон целостности (Горшкова) |
Экосистема, потерявшая часть своих элементов, не может вернуться в первозданное состояние |
Экологическая модель Римского ютуба |
Пять основных тенденций мирового развития: – ускоряющаяся индустриализация; – быстрый рост населения; – нарастающая необеспеченность продуктами питания; – истощение невозобновимых ресурсов Земли; – ухудшение состояния окружающей среды. Две модели выживания: – локальная плановая борьба с негативными процессами; – сочетание в обществе демократии со строгой иерархией и дисциплиной |
Оценка экологических ресурсов развития обусловила необходимость формирования эффективной экологической политики, под которой будем понимать систему специфических политических, экономических, юридических и иных мер, предпринимаемых для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории региона (табл. 4.3).
В условиях усиления и расширения воздействия хозяйственной деятельности на состояние окружающей природной среды принципы экологической политики должны полнее отражаться не только в собственно природоохранной деятельности, но и в ходе принятия социально-экономических и управленческих решений в целом. Тем самым они превращаются и в базисные императивы охраны окружающей среды, и в принципы социально-экономического управления.
В настоящее время экологическая политика базируется на следующих основных принципах:
• устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;
• справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним;
• приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
• упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учет отдаленных экологических последствий;
• предосторожность, заключающаяся в отказе от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если его последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;
• платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде, включая принцип "загрязнитель платит";
• демократическое управление реализацией экологической политики, включающее участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений.