Территориальное общественное самоуправление
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) является самой распространенной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления. Право граждан на ТОС закреплено в ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
ТОС нельзя считать публичной властью, несмотря на то что оно является составной частью системы местного самоуправления. Местное самоуправление и ТОС отличают следующие моменты.
1. Законодательство устанавливает, что ТОС – это не публично-властный институт, а форма самоорганизации граждан. ТОС создается по желанию жителей.
2. Участники ТОС не решают вопросы местного значения, а осуществляют собственные инициативы по этим вопросам. Тем самым решения ТОС не носят обязательного характера для органов местной власти.
3. ТОС осуществляется на отдельных территориях муниципального образования.
Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Для создания ТОС на определенной территории логично в качестве обязательных определить следующие условия: 1) границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории поселения; 2) на определенной территории не может быть более одного ТОС; 3) территория, на которой осуществляется ТОС, должна составлять единую территорию; не допускается осуществление ТОС на территориях, не граничащих между собой.
Федеральное законодательство устанавливает общие требования к организации и деятельности ТОС. Непосредственно же порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Обязательными вопросами, которые должны найти отражение в уставе ТОС, являются: территория, на которой осуществляется ТОС; цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС; порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС; порядок принятия решений; порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами; порядок прекращения осуществления ТОС.
Дополнительные требования к уставу ТОС органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
Законодательство выделяет два порядка регистрации ТОС: регистрация устава ТОС и государственная регистрация ТОС в качестве юридического лица. ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Регистрация Устава ТОС представляет собой действие уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляемое посредством внесения в реестр ТОС сведений об учреждении ТОС.
'ГОС может являться юридическим лицом, если это предусматривает его устав. В этом случае ТОС подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ не устанавливает конкретной организационно-правовой формы некоммерческой организации для ТОС.
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" выделяет следующие формы некоммерческих организаций: общественные или религиозные организации (объединения), некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы. Естественно, что в форме фондов или религиозных организаций ТОС создавать бессмысленно. Орган местного самоуправления, принимая муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок создания ТОС, не вправе обязывать ТОС устанавливать конкретную организационно-правовую форму. Однако оптимальной организационно-правовой формой для ТОС представляется автономная некоммерческая организация. Конечно, ТОС имеет полное право не регистрироваться в качестве юридического лица. Однако в таком случае ТОС не сможет в полной мере распоряжаться денежными и материальными средствами, что будет свидетельствовать о неполноценности ТОС.
Деятельность ТОС осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся: установление структуры органов ТОС; принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений; избрание органов ТОС; определение основных направлений деятельности ТОС; утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении; рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.
Органы ТОС осуществляют следующие полномочия: представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета; вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Например, в муниципальном образовании "город Екатеринбург" официально зарегистрировано 42 ТОСа. Из них: в Верх-Исетском районе – 4; в Железнодорожном районе – 7; в Кировском районе – 6; в Ленинском районе – 8; в Октябрьском районе – 4; в Орджоникидзевском районе – 7; в Чкаловском районе – 6.
В целях развития ТОС в Екатеринбурге принято Положение о порядке проведения конкурса на муниципальный грант для территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании "город Екатеринбург", утвержденное решением Екатеринбургской городской Думы от 12.12.2006 № 97/33. Положение предусматривает, что одним из условий для получения муниципального гранта является следующее: ТОС создано и зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, положениями, утвержденными городской Думой. Еще одним условием получения гранта является наличие у ТОС прав юридического лица.
Таким образом, ТОС является действенной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления. Развитию ТОС способствуют и органы местного самоуправления, поскольку совместное сотрудничество органов власти и ТОС как раз и направлено на развитие местного самоуправления.