Терминология концепции антикризисного управления

А

Авторитет – мера того, насколько подчиненные считаются с мнением руководителя, его советами, указаниями, распоряжениями, признание подчиненными опыта, профессионализма руководителя, уважение и понимание его человеческих качеств.

Автаркия – экономическая политика обособления страны с целью создания замкнутой экономики.

Адаптация – процесс приспособления человека или организации к существующим или изменяющимся условиям.

Автократический стиль управления – стиль, в котором в качестве средств воздействия используются потребности и интересы низкого уровня, сконцентрировано внимание к личности менеджера, в руках которого сосредоточены широкие полномочия при формальном отношении к человеку.

Административные методы управления – методы прямого, преимущественно организационного, воздействия на управляемый объект и однозначного решения проблем, имеющего обязательную силу для исполнения.

Административный менеджмент – тип управления, в котором приоритет отдается организационно-административным средствам и методам управления.

Административный труд – вид умственного труда, выраженный в действиях по управлению процессами трудовой деятельности людей.

Администрация – совокупность должностных лиц, наделенных правами и обязанностями по руководству объектом управления в целях осуществления возложенных на них функций.

Аксикреация – система мер по сотворению, выращиванию, возникновению у человека и организации новых ценностей или восстановление, регенерация, переосмысление прежних.

Активность деловая – одна из характеристик деятельности человека или организации, проявляющаяся в инициативности, изобретательности, эффективности, результативности и полезности.

Активность социальная – одна из характеристик поведения личности или группы людей относительно защиты их интересов, ценностей, идеалов.

Активизация – функция управления, связанная с интенсификацией трудовой и общественной деятельности, повышением творческой активности личности и коллектива.

Акция – ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая ее владельцем в капитал акционерного общества и дающая право на долю прибыли в форме дивиденда.

Альтернатива – необходимость единственного выбора между взаимоисключающими возможностями.

Анализ – мысленное и реальное расчленение объекта на элементы, метод изучения обстановки, проблем, ситуаций путем выявления свойств и характеристик, сопоставления их по установленным определенным критериям, определения состояния, тенденций изменения и особенностей.

Антикризисное управление – тип управления, в котором определенным образом поставлены предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, разработка мер по предотвращению или снижению отрицательных последствий кризиса, а также использованию его отдельных факторов для последующего развития.

Апелляция – обращение в вышестоящую инстанцию с целью обжалования решения или постановления.

Аппарат управления – совокупность работников организации, выполняющих работу по управлению.

Арбитраж – рассмотрение спорных дел посредником (судом), назначаемым по соглашению сторон.

Арбитражный управляющий (временный, внешний, конкурсный) – лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства или осуществления иных полномочий, установленных законом.

Аттестация – комплексная оценка деятельности организации на предмет ее соответствия установленным нормативам и требованиям.

Аукцион – способ продажи с публичных торгов, при котором покупателем становятся человек или организация, предложившие за товар наивысшую цену.

Б

Базовые параметры – система критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов (показателей, характеристик, шкал и пр.).

Банкротство (несостоятельность) – признанный арбитражным судом или объявленный должником факт неспособности последнего удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после констатации арбитражным судом признаков неплатежеспособности должника.

Безработица – многоаспектное социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест и лишается вследствие этого заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни.

Бизнес – экономическая деятельность по ведению выгодного дела, являющегося источником получения прибыли.

Бизнес-инкубатор – малое предприятие, создаваемое местными органами или крупными компаниями с целью "выращивания" новых предприятий для реализации инновационных проектов.

Биржа – учреждение для заключения товарных, финансовых сделок, продажи по образцам, рынок ценных бумаг.

Бюджет – предположительное исчисление доходов и расходов организации или государства на определенный срок; распределение и структурирование расходов и доходов; распределение затрат, имеющихся ресурсов.

Бюджет времени – система показателей, характеризующая распределение затрат времени по видам его использования отдельным работником или группой.

В

Венчурные предприятия – предприятия малого бизнеса, занятые научными исследованиями, инженерными разработками, созданием и внедрением нововведений, связанных со значительным риском.

Внесудебные процедуры – возможность без обращения в арбитражный суд решать путем переговоров должника с кредиторами вопрос либо продолжения деятельности предприятия- должника, либо его добровольной ликвидации.

Внешнее управление (судебная санация) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, передача полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Внешний управляющий – лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления других полномочий, предусмотренных законом.

Вертикальное разделение труда – дифференциация трудовой деятельности при наличии нескольких уровней управления.

Взаимодействие работников – межличностные взаимоотношения, возникающие в сфере социально-трудовых отношений.

Виды контроля – по времени осуществления: предварительный, текущий, заключительный; по степени охвата наблюдаемых объектов: общий, выборочный; по срокам: систематический, периодический, разовый; по форме осуществления: административный, финансовый, общественный и т.д.

Власть – право и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств (авторитета, воли, насилия, права).

Влияние – действие или воздействие субъекта на объект управления.

Внешняя среда – окружающий мир и место в нем организации (предмета).

Внутренняя среда – строение организации: ее структура, характеристики элементов и связей между ними.

Воздействие – сознательное влияние на человека или группу людей; бывает прямым и косвенным.

Вспомогательно-технический персонал – лица, занимающиеся обслуживанием служебных помещений и выполняющие вспомогательные технические работы.

Г

Гарантия – факторы и условия, обеспечивающие успех дела, поручительство за результаты деятельности, принятие ответственности в случае неудачи.

Гиперинфляция – непрерывно возрастающие уровень товарных цен и объем денежной массы в обращении, ведущие к обесценению денежной единицы, расстройству финансов, денежного оборота, нарушению хозяйственных связей, усилению социальной напряженности в обществе. Принятый количественный показатель гиперинфляции – более 50% инфляции в месяц.

Группировка – метод дифференциации и интеграции для изучения социально-экономических процессов и явлений.

Групповое принятие решений – управленческое решение, принятое коллегией, т.е. официальной группой лиц, образующих административный, совещательный или распорядительный орган, предназначенный для совместного решения вопросов, относящихся к его компетенции, или коллективом организации, ее структурным подразделением.

Д

Девальвация – понижение официального курса денежной единицы страны по отношению к золоту либо иностранной валюте; показатель кризисного состояния финансов, экономики страны, закрепляет в условиях инфляции обесценение денег.

Деноминация – укрупнение денежной единицы страны в целях упорядочения денежного обращения.

Депрессия – состояние экономики в послекризисный период. Прекращается падение производства, хотя уровень его остается низким. Товарные запасы превышают наличную денежную массу, снижается жизненный уровень, растет социальная напряженность, расстроены механизмы управления.

Дефицит – нехватка, недостаток чего-либо; в экономике нехватка товаров, средств производства, денежных средств, рабочей силы и пр.

Дефляция – изъятие из обращения избыточных денежных знаков. Проводится правительством для снижения темпов инфляции. Методы дефляции – увеличение налогов, продажа государственных ценных бумаг и имущества, внешнеторговое и валютное регулирование, сокращение бюджетных расходов, замораживание заработной платы. Последствия: обострение напряженности, социальные конфликты, снижение темпов экономического развития.

Двухфакторная модель Ф. Герцберга – вариант содержательной концепции мотивации, построенный на мотивирующих и гигиенических группах факторов.

Действие – реакция на проявление потребности, работа, элемент деятельности.

Делегирование полномочий – передача прав на принятие решений другому лицу или звену системы управления.

Деловое совещание – вид управленческой деятельности, обеспечивающий совместный поиск решения сложных проблем, получения необходимой информации и повышения компетентности.

Дерево целей – иерархическое расположение целей в системе, когда ОГЛАВЛЕНИЕ целей более низкого ранга раскрывает ОГЛАВЛЕНИЕ целей более высокого ранга.

Деструктивный конфликт – конфликт, в котором разногласия приводят к негативным, часто разрушительным, действиям, проявляющимся в клевете, склоках и других негативных явлениях, что приводит к резкому снижению эффективности работы коллектива.

Деятельность – способ существования человека, проявление его социальной активности; совокупность действий человека, ведущих к достижению цели.

Диагностика – деятельность по оценке состояния организации с целью определения проблем ее развития и вероятности наступления кризиса.

Диверсификация – разностороннее развитие предприятия, организации, бизнеса.

Диверсификация управления – совмещение разнообразия форм, подходов, целей, объектов управления, функций; возникновение различных типов построения и осуществления управления и совмещение их в общей системе управления.

Дивизиональная структура управления – организация управления, в соответствии с которой деление организации на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг, группам получателей или географическим регионам.

Динамизм – характеристика изменений, происходящих в организации.

Дисциплина – форма отношений между людьми, служащая средством поддержания и соблюдения определенного типа организации совместной деятельности.

Дифференциация – разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени.

Документ – материальный носитель, содержащий зафиксированную информацию и имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.

Документационное обеспечение процесса управления – составление документации, отражающей и обеспечивающей деятельность организации по функциям управления. Исследования свидетельствуют, что в общем объеме документооборота около 45% составляют входящие документы, 35 – исходящие и около 20% – внутренние.

Должность – первичный элемент в организационной структуре управления, определяемый задачами, правами и обязанностями и обусловленный формами разделения труда в системе управления.

Дотация – денежные средства, выдаваемые из государственного бюджета в безвозвратном порядке для покрытия дефицита финансовых ресурсов предприятий, организаций или местного бюджета.

Достоверность информации – одна из характеристик информации, отражающая ее соответствие реальности. В управлении недопустимо использование недостоверной и неточной информации. Однако абсолютно достоверной и точной информации не существует, а приближающаяся к таковой информация быстро устаревает. Недостоверность информации обусловливается не только источниками ее получения, неправильной или неэффективной методикой обработки, но и целевыми установками ее преобразования, интерпретацией применения.

З

Забастовка – организованное массовое или коллективное прекращение работы или изменение ее порядка с целью реализации выдвигаемых требований.

Завершение конфликта – процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и обеспечивающая им, как правило, заработок или трудовой доход.

Затраты времени – количество времени, которое необходимо для выполнения тех или иных работ.

Звено управления – элемент системы, в качестве которого может выступать структурное подразделение или отдельный специалист.

Здравый смысл – совокупность общепринятых, часто неосознанных, способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира.

Защита социальная – экономические, социальные и правовые гарантии, обеспечивающие людям соблюдение и реализацию их прав и свобод, достойный уровень и необходимое качество жизни.

И

Иерархичность – характеристика системы, в которой все связи последовательно сходятся к одному звену – вершине системы.

Изменение – перемена, возникновение нового состояния социально-экономической системы в целом или отдельных ее элементов или частей. Может проявляться в темпах развития, структуре, механизме функционирования и т.п.

Инвестиции – долгосрочное вложение частного или государственного капитала в различные отрасли национальной или зарубежной экономики с целью получения прибыли.

Индекс – цифровой статистический показатель, выражающий состояние и тенденции изменения того или иного явления.

Индивидуальное решение – управленческое решение, принятое тем или иным должностным лицом. Качество и эффективность такого решения во многом зависят от мировоззрения лица, принимающего решение. Факторами, влияющими на миропонимание, являются: исходные предпосылки (предметные и ценностные); предположения относительно элементов проблемы; познавательные стили; система познания.

Инновация – создание, распространение и применение какого-либо новшества, ведущее к улучшению работы, повышению эффективности деятельности.

Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Инновационный потенциал – совокупность ресурсов, способных привести к созданию нового качества функционирования и развития социально-экономических систем, удовлетворяющих более высокие общественные потребности.

Интеграция – процесс объединения частей или элементов различных систем в целое для выполнения общих задач.

Интеллектуальный потенциал – уровень образования и культуры, потенциал интеллектуальной динамики, способность к обучению, саморазвитию, объем и структура фундаментальных специальных знаний и осознание практического опыта.

Интерес – стремление к удовлетворению потребности, обусловленное осознанием потребности и условий ее реализации.

Интуиция – специфическая способность, обусловленная природой творчества, момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения людей в процессе поиска решения задачи.

Инфляция – переполнение сферы обращения денежными знаками сверх потребностей экономики, процесс обесценения денег.

Информатика – научная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием и использованием в различных сферах деятельности. Этим термином также обозначают информационную технологию, т.е. совокупность процессов сбора, хранения, поиска, переработки данных для получения информации, ее преобразования и использования.

Информационный аспект коммуникаций – характеризует процессы движения информации с целью уменьшения существующей неопределенности.

Информация – отражение в сознании человека окружающей его действительности. Совокупность сведений о состоянии управляемой системы и внешней среды ее функционирования.

Инцидент – действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречий и начало борьбы между ними.

Искусство менеджмента – высокая степень умения и мастерства рационального управления в условиях экономической неопределенности.

Исследование – вид деятельности менеджера в процессе управления, функция управления, характеризующая творческую деятельность в процессе разработки управленческих решений.

К

Кадровая политика – стратегия, объединяющая различные формы, методы и модели кадровой работы в целях обеспечения миссии организации.

Качества лидера – образование, культура, профессиональная квалификация, жизненный опыт, отношение к людям, жизненная позиция, самоорганизация и др.

Качества личности – комплекс характеристик, определяющих поведение индивида в соответствии с его социально-психологическими особенностями.

Качество персонала – обобщенная характеристика степени профессиональной подготовленности, общей культуры и социальной ответственности, которая обеспечивает эффективное выполнение задач и достижение целей.

Качество управления – комплекс характеристик управленческой деятельности, оцениваемой по критериям ее успеха в достижении цели.

Квалификация – степень профессиональной готовности для выполнения каких-либо видов деятельности.

Классификация – упорядоченное распределение элементов некоторого множества по каким-либо существенным признакам и отнесение их к тому или иному классу, подклассу, группе.

Классификация информации – упорядоченное распределение информации по тем или иным признакам. Например, по содержанию информацию делят на экономическую, социальную, технико-технологическую, правовую, политическую и т.п.

Классификация решений – упорядоченное распределение решений по наиболее существенным признакам, применяемое для совершенствования их разработки.

Классификация стилей управления – упорядоченное разнообразие стилей управления. Выделяют: автократический стиль, который предпочтителен при управлении простыми видами деятельности, не требующими творчества; демократический стиль, подразделяющийся в свою очередь на консультативный и партисипативный, предпочтительный для управления деятельностью, требующей творчества, и либеральный стиль, в котором два типа: попустительский и бюрократический.

Классификация целей – распределение целей социально- экономической системы в зависимости от избранных для этого признаков.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками предприятия с работодателем.

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Количество информации – характеристика информации, поступающей к субъекту в виде сообщений, снижающих неопределенность в отношении ожидаемых событий.

Компромисс – соглашение, достигнутое посредством взаимных уступок, метод разрешения конфликтов путем переговоров и поиска возможного согласия.

Конкуренция – противоборство на рынке товаров и услуг, привлечение покупателя для более выгодной продажи, возможность выбора продавцов, борьба между производителями за потребителя своей продукции, работы, услуги.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей в процессе их взаимодействия. Наиболее опасное последствие конфликта в организации – возникновение кризисной ситуации. В то же время кризисная ситуация, по каким бы причинам она ни возникала, сама является почвой для конфликтов.

Концепция "социального рыночного хозяйства" – выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование со стороны государства определенных сфер и направлений деятельности в интересах большинства населения.

Коммуникабельность – способность человека быстро, легко и непринужденно устанавливать контакт с другими людьми и удерживать их внимание. Это важное качество для каждого менеджера, работа которого постоянно связана с людьми. Проявляется оно в умении вызывать встречное стремление к общению, устранять возможные психологические барьеры, располагать к себе людей.

Коммуникации – процесс взаимодействия людей посредством информации с участием тех человеческих качеств, которые определяют деятельное восприятие информации.

Компетентность – обладание комплексом знаний, навыков и информации для решения какой-либо проблемы.

Конверсия – перевод ресурсов и отраслей промышленности с производства военной на выпуск гражданской продукции.

Конкурент – физическое или юридическое лицо (группа лиц), имеющее собственные специфические интересы в определенной сфере деятельности и осуществляющее свою деятельность в соответствии с этими интересами.

Конструктивный конфликт – конфликт, в котором разногласия затрагивают принципиальные стороны и проблемы жизнедеятельности коллектива и его членов, разрешение которых выводит коллектив на новый, более высокий и эффективный уровень функционирования и развития.

Контроль – функция управления, предполагающая наблюдение за управляемыми процессами, проверку качества, установление отклонений, сбор необходимой информации для оценки ситуации.

Конфликтная ситуация – ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких лиц, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из них.

Концепция – совокупность основных положений, определяющих характер деятельности, система взглядов на те или иные явления.

Кооперация труда – форма труда, при которой осуществляется взаимный обмен промежуточными и конечными результатами деятельности между работниками персонала управления, подразделениями, службами.

Координация – обеспечение и поддержание определенного вида взаимодействия организации и внешней среды, одна из основных функций управления.

Корпоративное управление – тип управления, построенный на приоритетных интересах акционеров, стратегии развития корпорации в целом и корпоративной культуре.

Корпорация – объединение или сообщество, созданное для реализации специфических интересов, которые отражены в нормах и принципах совместной деятельности.

Корректируемый тип процесса управления – тип управления, в котором осуществление каждого очередного этапа требует дополнительной корректировки предыдущего.

Кредит – предоставление денежных средств на определенных условиях (срок, процент, использование, величина и пр.).

Кризис – крайнее обострение противоречий развития; нарастающая опасность банкротства, ликвидации организации, переломный момент в процессах изменений, рассогласование экономической, финансовой и других систем.

Кризис в отношениях – возникает тогда, когда конфликтная ситуация, обостренная инцидентом, перерастает в конфликт.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов и явлений.

Л

Либеральный стиль управления – стиль, в котором участие менеджера в принятии управленческих решений сведено к минимуму.

Лидерство – способность индивида убеждать и вести за собой людей с учетом их наклонностей и желаний.

Лизинг – сдача в аренду предметов длительного пользования – зданий, машин, компьютерной техники и др. Реализуется договором об аренде, который определяет сроки и размер арендной платы, обязательства по поддержанию имущества в исправном состоянии, порядок возвращения и другие права и обязанности сторон.

Ликвидация – прекращение деятельности фирмы или предприятия в результате решения собрания акционеров, арбитражного суда, банкротства, реорганизации.

Линейная структура управления – организация управления с прямым воздействием на производство и сосредоточением в одних руках всех функций руководства.

Линейно-функциональная структура управления – организация управления, при которой линейный руководитель принимает решения, опираясь на разработки функциональных служб и подразделений.

Линейный тип процесса управления – тип управления, в котором осуществление этапов происходит в строгой последовательности и есть достаточная определенность относительно цели воздействия, ситуации, проблем и их решений, уверенность в их осуществлении.

Личностное своеобразие – свойство индивида, которое находит выражение в стиле и манере поведения, чувствах и эмоциональности, восприятии жизненных ценностей и установок.

Личность – системное проявление специфических качеств человека, отражающих его индивидуальность в деятельности и общении.

Лицензия – специальное разрешение, которое дается государственными органами юридическому лицу на осуществление конкретных, оговоренных законом хозяйственных операций.

Μ

Манипулирование сознанием – неоправданное использование лучших человеческих качеств (патриотизма, творчества, самопожертвования и пр.) для достижения скрытых, порочных целей.

Маркетинг – тип управления, ориентированный на формирование спроса потребителей и удовлетворение их потребностей.

Матричная структура управления – организация управления, сочетающая вертикальные линейные и функциональные связи управления с горизонтальными. Позволяет быстро реагировать и адаптироваться к изменениям как во внешней, так и во внутренней среде; ликвидировать промежуточные структурные звенья при оперативном управлении программами; усилить личную ответственность руководителей; организовать четкое взаимодействие в системе управления и применять его современные методы. Недостатки – сложная структура соподчинения; возможность появления нездорового соперничества между руководителями программ; необходимость контроля за распределением ресурсов между звеньями управления по различным целям; трудность овладения навыками работы по новой программе.

Менеджер – специалист в области управления, имеющий профессиональную подготовку в этой области деятельности и опыт эффективного управления; должность в системе управления.

Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики, опирающееся на социально-экономические интересы; научная концепция, одно из направлений науки.

Менталитет – образ мышления, господствующий в обществе; особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями, образованием и пр.

Метод разработки управленческого решения – способ практического и теоретического действия человека, направленного на достижение цели. Существуют разнообразные методы, в том числе: аналогии, инверсии, мозговой атаки, морфологического анализа, фантазии.

Метод управления – способ воздействия на человека и группу, который определяется выбором и использованием действующих рычагов и учетом их роли в деятельности человека.

Методология управления – логическая схема действий, которая определяется пониманием путей, средств и возможностей достижения целей; умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, которые раскрывают ОГЛАВЛЕНИЕ проблем, подсказывают пути их решения.

Методы управления конфликтами – способы управления конфликтами; на практике менеджеры применяют организационно-структурные, административные и межличностные методы. Организационно-структурные методы управления конфликтами связаны с проведением изменений в структуре организации; административные предполагают активное вмешательство администрации или ее представителей в процесс; межличностные методы основаны на уклонении от конфликта, противоборстве, компромиссе, приспособлении, сотрудничестве и т.д.

Механизм антикризисного управления – совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей, способствующих развитию инициативы, улучшению ориентации и сохранению оптимизма в критических ситуациях, интеграции по ценностям профессионализма, коллективизма.

Механизм управления – совокупность рычагов воздействия, позволяющих согласовывать деятельность людей. Рычагами воздействия выступают качества человека, которые определяют возможность и эффективность деятельности (интересы, мотивы, стимулы, ценности, установки и пр.).

Механизм управления инновациями – комплекс средств воздействия, позволяющих осуществить необходимые изменения и достичь поставленных целей развития.

Мировое соглашение – возможность урегулирования противоречий путем взаимных уступок и достижения согласия.

Миссия организации – совокупность концептуальных положений, раскрывающих в обобщенной форме предназначение организации.

Модель мотивации – мысленный или описанный менеджером образец процесса мотивирования деятельности человека. Поскольку деятельность является предметом мотивирования, важно уметь выделять те факторы, которые могут рассматриваться как приоритетные в мотивировании.

Модель Полтера – Лоулера – процессуальная концепция мотивации, включающая элементы теорий ожиданий и справедливости, объясняет достижение результатов как зависимость их от усилий и способностей работника, осознания им своей роли.

Мозговая атака – методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений.

Мониторинг кризисных ситуаций – процесс отслеживания вероятности и реальности наступления кризиса, своевременного обнаружения и распознавания его причин.

Морфологический анализ – экспертный метод изучения всех возможных комбинаций развития отдельных элементов исследуемой системы.

Мотив – побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъектов.

Мотивационный менеджмент – тип управления, в котором приоритеты отданы мотивированию творческой, созидательной и профессиональной деятельности человека.

Мотивация – побуждение человека или группы людей к активной и эффективной деятельности, использование мотивов поведения человека в управлении его деятельностью.

Н

Наблюдение – элемент процедуры банкротства, применяемый к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового положения.

Налог – обязательный платеж, взимаемый государством в различных формах с физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты.

Научная организация управления – форма организации целенаправленного воздействия, согласующего совместный труд людей на базе преобразования научных знаний в инновации.

Неопределенность – ситуация, когда полностью или частично отсутствует информация о возможных состояниях системы и внешней среды и возможны те или иные непредсказуемые события.

Неформальный лидер – работник, авторитет и влияние которого в коллективе обусловлены отношением к нему его членов, неформальным положением в структуре управления организацией.

Нигилизм – особый тип восприятия действительности, система идей и форма социального поведения, характеризующаяся категоричностью и всеобщностью отрицания, экстремизмом действий, слабостью или отсутствием позитивной программы.

Нововведение – процесс создания, распространения и использования новшества, удовлетворяющего те или иные общественные потребности.

Номинальная заработная плата – сумма наличных денег, которую работник наемного труда получает за свой труд.

Нормирование времени – процесс разработки и установления норм времени.

О

Образование – формирование профессионала в категориях культуры.

Объект управления – социально-экономическая система, воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности в соответствии с целями существования, функционирования и развития.

Обязанности – совокупность функций и полномочий, обязательных для выполнения.

Опасение – психическое состояние человека, характеризующееся предчувствием возникновения какого-либо отрицательного явления или воздействия.

Операторный труд – вид трудовой деятельности, связанный с техническим исполнением определенных стереотипных операций в производственном процессе.

Оптимальное управление – выбор управляющих параметров, которые обеспечивают наилучшее с точки зрения заданного критерия протекание процесса (поведение системы).

Организатор – руководитель, организующий работу коллектива, производства.

Организационная структура управления – упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Организационно-правовые документы – комплекс документов, содержащих правила, нормы, положении, устанавливающие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности.

Организационные методы управления – приемы и способы воздействия субъекта управления на объект посредством силы и авторитета власти – законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений и т.д.

Организационные способы мотивации – способы воздействия на людей, в основе которых лежат принципы организованности, порядка и ответственности. К ним относятся: прямое административное указание; дисциплина; административная ответственность; взыскание; поощрение.

Организация – объединение людей, совместно реализующих некую программу и действующих на основе определенных принципов и правил; одна из функций менеджмента, заключающаяся в упорядочении деятельности людей путем установления регламентов, нормативов, дисциплинарных требований и ответственности.

Организация управления – распределение обязанностей и ответственности по функциям и полномочиям деятельности посредством регламентов и нормативов, инструкций и рекомендаций.

Органический подход – рассмотрение явлений и процессов на основе четких представлений о функциях организации по отношению к своим частям и системе, частью которой она сама является, а также собственных целей.

Особенности управленческого труда – его предмет и продукт, интеллектуальность, информационная обусловленность, профессионализм, социальная значимость и др.

Ответственность – элемент организации в условиях разделения деятельности, определяющий меру порицания при невыполнении или недостаточном выполнении функций и обязательств, полномочий и ожиданий.

Отдел – наименование структурного подразделения в организациях.

Открытый конфликт – конфликт, в котором отсутствует явно выраженное противостояние сторон.

Оценка – отношение к человеческой деятельности (явлению, поведению), установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам.

Оценка эффективности управления – соизмерение усилий или затрат на управление с полученным результатом управленческих действий.

Парадигма – совокупность теоретических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и признанных научной общественностью на данном этапе.

Параметр – показатель, характеризующий систему.

Персонал – группа работников, выделенная по принадлежности к определенным видам профессиональной деятельности.

Персонализация управления – максимально возможный учет индивидуальных способностей, интересов и профессиональных возможностей персонала, опора на персону.

Персонификация управления – отождествление стратегии, стиля и ответственности с персоной менеджера.

Планирование – функция управления, связанная с разработкой показателей трудовой деятельности, формированием разнообразных планов.

Поисковый тип процесса управления – тип управления, в котором цель ясна, но трудно оценить существующую ситуацию относительно цели и выявить проблемы и решения. Разработка управленческого решения осуществляется для выработанной цели и последовательного уточнения ситуации и проблемы.

Показатель – характеристика какого-либо свойства, аспекта, стороны оцениваемого объекта.

Полномочия – совокупность прав на принятие тех или иных решений.

Поощрение – позитивное воздействие на личность, воспринимаемое как положительный стимул, способствующее возникновению чувства удовлетворенности, самоуважения, гордости.

Потенциал – совокупность находящихся в распоряжении организации ресурсов и возможностей для их эффективной реализации.

Потребитель – физическое или юридическое лицо, использующее товары и услуги для удовлетворения своих нужд.

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью человека, условиями проявления нужды.

Потребность в диверсификации управления – ответная реакция системы управления на изменения в структуре интересов потребителей.

Практика – специфически человеческий способ отношения к миру, основа познавательной деятельности.

Предмет конфликта – противоречие между конфликтующими сторонами по поводу цели, способу ее достижения и т.п.

Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Престиж – признание способностей, превосходства в знаниях и опыте, успехов менеджера в управленческой деятельности, а также уровень влияния этих факторов на исполнительность персонала.

Приватизация – выкуп предприятий у государства и превращение их в индивидуальную или коллективную собственность.

Принципы антикризисного управления – основные правила успешного осуществления антикризисного управления: мониторинг кризисных ситуаций, конкурентные преимущества, управление изменениями, инновационность, управление рисками и др.

Предупреждение конфликтов – создание производственных условий и психологической атмосферы в коллективе, снижающих вероятность конфликтов.

Преобразование – действия субъекта управления, позволяющие переводить объект из одного состояния в другое, результат проектирования чего-либо.

Признаки корпорации – факторы объединения деятельности, внешняя среда, ресурсный потенциал, качество персонала, развитость корпоративных свойств и коммуникаций и т.д.

Признаки менеджмента – признаки, вытекающие из области и условий деятельности, организационных форм управления, требований к менеджеру и персоналу управления, организационных приоритетов, стиля управления, личностного фактора и внешней среды.

Признаки формального управления – организационные положения и официальная структура взаимоотношений, средства администрирования (приказ, распоряжение, требования и т.п.), жесткий контроль и строгая дисциплина.

Принуждение – создание условий деятельности человека, при которых он вынужден делать что-то вопреки своей воле, интересам и целям.

Принципы менеджмента – правила осуществления управления: научность и искусство, функциональная специализация и универсализация, единство прав и ответственности, целена правленность, последовательность управленческих действий, максимальное вовлечение исполнителей в принятие решений, состязательность.

Принципы общения – основные правила, обусловленные сложностью и многоплановостью процесса установления и развития контактов между людьми, порождаемого потребностями совместной деятельности и включающего в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Принципы ранжирования целей – принципы, использующиеся при анализе, разработке и выборе целей; главные из них – важность для организации, последовательность достижения, сроки достижения, выгода, ожидаемая в процессе реализации.

Принципы стратегического менеджмента – научно-аналитическое предвидение и разработка стратегии, учет и согласование внешних и внутренних факторов развития организации, соответствие тактики и стратегии управления организацией, приоритетность человеческого фактора в стратегии и тактике развития организации, определенность стратегии и организации стратегического контроля.

Принятие решения – мыслительный процесс, который охватывает всю деятельность по решению той или иной проблемы (задачи); итеративная процедура, каждый цикл которой включает несколько последовательных этапов.

Приоритет – первенство по времени в осуществлении какого-либо действия; предоставление преимуществ некоторым решениям по отношению к другим.

Проблема – противоречие, требующее своего разрешения.

Проект – комплекс работ, ориентированных на достижение конечного результата, который можно представить в завершенном виде относительно цели управления.

Прогнозирование – научное предвидение результатов будущего, определение тенденций развития.

Программа антикризисная – система мер, позволяющих избежать, предупредить кризис, смягчить, отодвинуть, снять его последствия.

Противоречие – наличие двух явлений, которые отрицают друг друга.

Профессиограмма – документальное отражение основных профессиональных требований и особенностей профессии.

Профессионализация управления – объективная потребность и необходимость, обусловленная сложностью и масштабами жизнедеятельности организаций в условиях экономической неопределенности, тенденция развития управления, фактор повышения эффективности управления.

Профессионализм – характеристика деятельности человека, отражающая его способность успешно решать проблемы, опираясь на приобретенные знания, навыки, опыт, освоенную методологию.

Профсоюзы – массовые организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуры.

Процесс управления – последовательность действий, из которых формируется воздействие.

Процесс конфликта – последовательная смена протекающих и взаимосвязанных во времени и пространстве взаимоотношений между конфликтующими сторонами.

Процессуальная концепция мотивации – теоретические воззрения, построенные на учете того, как человек распределяет свои усилия в процессе деятельности и как выбирает конкретный вид поведения.

Психологические особенности взаимоотношений – качества, обусловленные различиями в характерах, мотивах, потребностях, ценностях людей. В определенных условиях эти различия могут вызывать ухудшение психологической атмосферы в коллективе, усиливать проявление симпатий и антипатий, нарушать коммуникации.

Психологическая совместимость – соответствие психологических качеств, определяемое по критерию успешного сотрудничества.

Р

Работник – физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта).

Работодатель – организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), или физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях.

Развитие – совокупность изменений, ведущих к появлению нового качества и укрепляющих жизнестойкость системы, ее способность сопротивляться разрушающим воздействиям внешней среды.

Развитие менеджмента – динамичный процесс, характеризующийся совершенствованием всех основных его характеристик и отражающий рост его эффективности.

Развитие фирмы – процесс становления и достижения определенного качества на пути к поставленной цели.

Разделение труда – дифференциация трудовой деятельности в процессе общественного развития.

Разработка управленческого решения – последовательные действия, состоящие в выявлении того, что необходимо сделать, чтобы устранить препятствия развития организации, предотвратить возникновение отрицательных ситуаций и дополнительных проблем, изменить в лучшую сторону положение организации и разработать конкретные меры для достижения поставленной цели.

Разработка цели – определение основных характеристик желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы в будущем, выбор действий, связанных с приближением идеалов, к которым стремится организация.

Разрешение конфликтов – прекращение противоборства конфликтующих сторон в результате поиска приемлемого решения проблемы.

Рациональная организация управленческой деятельности – разумный выбор типа организации управления или их интеграции в целях максимизации прибыли, богатства и благосостояния.

Регламентация – часть организации процесса управления, связанная с разработкой и установлением правил по регулированию порядка проведения какой-либо работы или деятельности.

Регулирование – функция управления, обеспечивающая поддержание внутренней стабильности, устранение отклонений в тех процессах, которые определяют само существование системы, ее целостность и строение.

Результат управления – согласованность деятельности людей по реализации управленческих решений, приближающих к цели.

Реконструкция – коренное переустройство чего-либо с целью его совершенствования; комплекс мер по изменению функционирования и развития организации.

Реорганизация – изменение структуры и статуса предприятия путем слияния, выделения, поглощения, преобразования.

Реструктуризация – изменение структуры чего-либо по определенным параметрам (сроку, назначению, величине, льготам, выплатам и пр.) в связи с изменившимися условиями и в целях позитивного решения проблемы. Один из методов антикризисного управления (реструктуризация долгов, технологии, персонала, финансов, управления и пр.).

Ресурсы – средства, ценности, запасы, используемые в достижении результата.

Решение – формула действий, социально-психологический акт выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.

Риск – возможность наступления событий с отрицательными последствиями в результате определенных решений или действий.

Роль менеджера – позиция менеджера, которая определяет способ поведения и эффективность его деятельности. Зависит от личности менеджера, его образования, опыта, авторитета, стиля, должности (полномочий), типа организации и пр.

Руководитель – лицо, осуществляющее руководство организацией.

Рынок – сфера товарного обращения, где формируются спрос, предложение, цена на товары.

С

Санация – реорганизационная процедура передачи собственности предприятия-должника лицам или организациям, оказывающим финансовую помощь для его оздоровления.

Санкция – реакция полномочного органа на нарушение порядка или невыполнение обязательств, акт наказания, предусмотренного системой ответственности.

Свойство информации – категория, выражающая специфику информации, ее отличие от других понятий. Основными свойствами информации являются: материальность носителя, накопление, количественная и качественная определенность, превращение в знания, содержательность, обрабатываемость, средство коммуникации, неизменность объема при использовании, превращение в товар.

Связи с общественностью – вид деятельности, направленный на формирование и развитие общественного мнения по отношению к организации, ее продукции, главным менеджерам, стилю и культуре. Доведение до общественности интересов и миссии организации, создание позитивного имиджа организации и положительной реакции от коммуникаций с ней.

Сетевой график – графическая модель, отображающая технологическую последовательность и взаимосвязь работ, выполнение которых необходимо для достижения поставленной цели.

Система – множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование.

Система методов управления – совокупность способов организационных, экономических и социально-психологических способов воздействия на человека.

Система работы с кадрами – совокупность логически и организационно взаимосвязанных действий, обеспечивающих реализацию целей кадровой политики.

Система управления – совокупность действий, определяющих реальность управленческой деятельности.

Система целей – упорядоченная совокупность взаимосвязанных целей (общих и специфических) социально-экономической системы.

Ситуация – состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели.

Скрытый конфликт – конфликт, в котором отсутствует явное противостояние.

Сложность – совокупность факторов системы, определяющих трудности и риски управления.

Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями.

Согласование – выбор необходимых действий, их комбинирование, определение последовательности, корректировка.

Согласование методологии и организации управления – обеспечение слаженности и организованности в управлении за счет понимания путей, средств и возможностей достижения целей.

Содержательная концепция мотивации – теоретические воззрения, построенные на анализе потребностей и выявлении их роли в деятельности человека.

Соотношение интеграции и дифференциации – показатель, характеризующий искусство менеджера в построении организационных структур управления и распределении полномочий.

Социальная ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия, связанные с репутацией организации.

Социально-психологическая компетентность – способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.

Социально-психологические методы управления – способы воздействия на объект управления, основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в коллективе, для достижения поставленных перед организацией задач.

Социальное партнерство – согласование интересов работодателя и работников на основе коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.

Специализация труда – закрепленное за работниками, подразделениями, службами определенных видов деятельности (работ, функций) или объектов управления.

Специалист – индивид, обладающий специальными знаниями и навыками в какой-либо отрасли производства или сфере деятельности.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.

Способы моральной мотивации – способы воздействия на людей, имеющие в своей основе нормы, принципы, правила поведения и само человеческое поведение, а также чувства и суждения, относящиеся к области отношений друг с другом и с общественными целями.

Спрос – стоимостное выражение общественной потребности в товарах и услугах; общественная или личная потребность в материальных благах и услугах, в средствах производства и предметах потребления.

Средства воздействия – совокупность рычагов влияния на деятельность человека, согласующих его труд с деятельностью других людей и ведущих к достижению общей цели или общего результата. Средства воздействия подразделяют на организационные, социально-психологические и экономические.

Средства мотивации – совокупность организационных, экономических и социально-психологических особенностей человека, побуждающих его к активной творческой деятельности.

Стагнация – состояние экономики, социального развития общества, когда застойные явления, падение производства сочетаются с растущей безработицей, ростом цен (инфляцией), снижением жизненного уровня народа, социальной напряженностью.

Стиль управления – комплексная характеристика управления, отражающая распределение приоритетов в принятии решений, а также способы воздействия с целью получения необходимых результатов.

Стимул – заинтересованность человека в выполнении какой-либо работы, достижении цели или результата.

Стимулирование – функция управления, проявляющаяся в поощрении повышения трудовой активности работников и коллективов.

Стратегическая программа – совокупность взаимосогласованных, рассчитанных на перспективу решений по основным направлениям деятельности и развития организации, определяющих ее внутреннее и внешнее поведение.

Стратегический менеджмент – тип управления, в котором приоритет отдается стратегии, оказывающей определяющее влияние на характеристики управления (структуру, функции, информационные технологии и т.п.).

Стратегия менеджмента – направление развития организации в соответствии с ее миссией, поставленной целью и программой ее достижения.

Субсидия – пособие, преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством из средств государственного бюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам, другим государствам.

Субъект управления – источник воздействия, звено системы управления, персонифицирующее воздействие; часть социально-экономической системы, осуществляющая воздействие на систему в целом.

Сущность – характеристики, выражающие объективные, необходимые и относительно устойчивые внутренние связи, присущие данному предмету и объединяющие воедино его различные стороны.

Т

Тактика менеджмента – совокупность управленческих решений, отражающих лучший результат осуществления стратегических целей; конкретные пути и этапы реализации стратегии управления.

Тенденция – направление и траектория развития социально-экономической системы и ее компонентов во времени и пространстве.

Теория – форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Теория ERG Альдерфера – вариант содержательной концепции мотивации, построенной на базе трех групп потребностей: существования, связи и роста, – расположение которых носит иерархический характер. В отличие от теории А. Маслоу в данной концепции движение удовлетворения потребностей признается в обе стороны.

Теория А. Маслоу – вариант содержательной концепции мотивации, построенной на базе иерархии потребностей: первичных и вторичных, – достижение которых возможно благодаря определенным способам. Обосновывая свою теорию, А. Маслоу не учитывал действие ситуационных факторов и настаивал на том, что потребности выступают в качестве мотивов строго последовательно снизу вверх.

Теория ожиданий В. Врума –- процессуальная концепция мотивации, построенная не только на осознанных потребностях, но и на надежде в справедливом вознаграждении усилий работника.

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда – вариант содержательной концепции мотивации, в которой выделяются три вида потребностей (достижения, соучастия и властвования) в деятельности человека, приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Теория справедливости – процессуальная концепция мотивации, согласно которой люди определяют соотношение вознаграждения и затраченных знаний, а потом сравнивают лучший результат с вознаграждением других, выполнявших аналогичную работу.

Территориальное управление – процесс управления, осуществляемый по отношению к объектам, расположенным на определенной территории.

Технология управления – комплекс последовательно осуществляемых операций, приемов, методов формирования и осуществления воздействия на управляемый объект.

Тип управления – единица в типологии менеджмента; управление, обладающее существенными качественными признаками, например управление проектом, управление по результатам и т.д.

Типологические характеристики менеджмента – наиболее важные, отличительные свойства и качества управления, дающие основание отнести его к тому или иному типу менеджмента.

Типология менеджмента – упорядоченное разнообразие управления; выделение различных вариантов его построения по определенным образцам.

Типы организации управления – линейный, функциональный, линейно-функциональный (штабной), матричный, программно-целевой.

Топ-менеджер – руководитель высшего звена управления, занятый творческим, креативным трудом, отвечающий за постановку целей организации, разработку ее стратегии, принятие глобальных решений.

Трансферт инноваций – законодательно разрешенное право на передачу нововведений другим субъектам инновационной деятельности.

Трансфертные платежи – передача денежных средств или права их использования из центральных органов управления региональным; перевод денежных средств из одной страны в другую.

Трудоемкость – экономический показатель, характеризующий затраты рабочего времени на выполнение определенной работы.

У

Управление – целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.

Управление проектом – тип управления, требующий определенной комбинации всех его параметров: структуры системы управления, распределения функций, механизма управления.

Управление развитием – воздействие на процессы изменений, приобретения нового качества и увеличения потенциала, определяющих устойчивость в жизнедеятельности социально- экономической системы.

Управление функционированием – поддержание жизнедеятельности, сохранение режима; реализация всех производственных функций, определяющих деятельность организации в рамках достигнутого качества.

Управленческий труд – вид профессиональной деятельности, связанный с обеспечением согласованности деятельности людей, функционированием и развитием социально-экономической системы.

Управленческое решение – процесс и акт решения проблемы (разрешения противоречия) в совместной деятельности людей, ведущие к достижению цели.

Уровень жизни – социально-экономическая категория, характеризующая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей людей.

Уровень конфликта – степень напряженности, выражающаяся количеством неудовлетворенных работников в коллективе.

Уровень управления – ступень в иерархии системы управления.

Уровень управляемости – показатель реакции объекта управления на управляющие воздействия субъекта управления.

Условия инновационного развития – совокупность факторов, способствующих творчеству и реализации прогрессивных интеллектуальных решений.

Ф

Фактор – причина, источник воздействия на систему, определяющий ее состояние.

Факторы изменения стиля управления – личность менеджера; интересы и потребности подчиненных; цели работы, ее сложность и ограничения во времени; пространственная ситуация.

Факторы интеграции – цели, интересы, ресурсы, коммуникации, разделение и специализация деятельности.

Факторы, обусловливающие цели в управлении – место и роль организации в общественной системе, характер производственного потенциала, интересы собственников, интересы потребителей, интересы персонала, интересы местных властей.

Факторы, определяющие выбор сочетания формального и неформального управления – качество персонала, личность менеджера, тип управления, интересы, ценности и мотивы людей, социально-психологический климат.

Факторы профессионализации менеджмента – профессиональная подготовка менеджера, профессионализм персонала управления, организационные и социально-экономические условия.

Факторы формирования личности менеджера – индивидуальные качества, образование и культура, освоенный опыт, среда деятельности.

Факторы формирования человеческого капитала – централизация и децентрализация управления, интеграция и дифференциация, коллективизм и индивидуализм, экономия и экология персонала, политика и экономика, образовательный уровень, культура.

Факторы эффективного контроля – способность отражать и поддерживать цели и намерения, измерение и оценивание действий, этапов, процессов, своевременность, объективность и гибкость, доступность проведения и экономичность и др.

Факторы эффективности решения – научные подходы, информация, методы анализа, прогнозирования, моделирования и обоснования, структуризация проблемы и построение дерева целей, обеспечение сравнимости вариантов решений и правовой обоснованности принимаемого решения, ответственность и мотивация, механизм реализации решения.

Факторы эффективности управления – использование ресурсов (структура, качество ресурсов, их экономия в процессах управления, возможность пополнения и накопления); время (своевременность решений, экономия времени, использование новых технологий и потенциала персонала, способность решать задачи профессионально и оперативно); целенаправленность управления (реальность и значительность цели, в соответствии с которой рассматривается результат деятельности менеджера, его стратегия, учет рыночных процессов экономического развития).

Финансовое регулирование – управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении организации или государства.

Форма – относительно устойчивая внутренняя структура предмета, обнаруживающаяся и в его внешней организации.

Формальная власть – власть должности, обусловленная официальным статусом лица в структуре управления организации.

Формальный лидер – должностное лицо, авторитет и влияние которого обусловлены служебным положением в организации.

Франдрайзинг – поиск и реализация источников финансирования какого-либо проекта и предоставление льгот в участии по его реализации.

Франчайзинг – вид экономических отношений крупных и малых предприятий. Головная компания делегирует малому предприятию права на производство и сбыт продукции под ее торговой маркой. Плата за эти права невысокая. Но обязательное условие – обеспечение качества продукции, сохранение престижа марки.

Функции менеджмента – определенный вид управленческой деятельности, объективно необходимой для обеспечения целенаправленного воздействия на объект управления.

Функциональная структура управления – организация управления, при которой каждый орган управления или исполнитель специализируются на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций).

Функционирование – поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих целостность, качественную определенность, сущностные характеристики системы.

X

Характеристика – форма и степень проявления наиболее важных, отличительных свойств и качеств системы, организации, личности или коллектива.

Ц

Целеполагание – этап процесса управления, включающий операции по разработке, формулированию и постановке цели управления и цели деятельности людей.

Цель – мысленное, идеальное предвосхищение отдаленного результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.

Цель менеджмента – желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы, которое должно быть достигнуто.

Ценность – понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности.

Ценность информации – показатель оценки значимости информации, полученной субъектом информации.

Ч

Человеческий капитал – экономическая категория, выражающая отношения людей по поводу вложений в формирование способностей к труду и их фактического использования.

Ш

Шум информационный – информация, которая не имеет прямого отношения к разрешаемой проблеме или процессам управления вообще.

Э

Эксперт – специалист, обладающий знаниями и богатым опытом в определенной области деятельности, на основе которых он дает аргументированное заключение по той или иной проблеме.

Экономические методы управления – совокупность способов воздействия посредством создания экономических условий, побуждающих работников действовать в направлении цели и добиваться решения задач, поставленных перед ними.

Экстремизм – приверженность к крайним мерам и методам решения проблем (насилие, шоковая терапия и пр.).

Элемент – часть системы, которая рассматривается без дальнейшего членения, как единое целое.

Элементы структуры управления организацией – отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления.

Эмиссия – выпуск в обращение денег, банковских и казначейских билетов и ценных бумаг.

Этап процесса управления – отрезок времени, характеризующий качественные изменения в процессе управления, который состоит из четырех этапов: целеполагания, определения ситуации, распознавания проблемы, принятия и осуществления управленческого решения.

Этап разработки решения – завершающая часть процесса управления, в которой происходит определение вариантов действия, выбор лучшего варианта, формулировка задания, организационно-практическая работа по реализации этого задания.

Этатизм – активное вмешательство государства во все сферы жизни общества, концепция государственной политики, в которой государство рассматривается как высший результат и цель общественного развития.

Эффект – соответствие результатов общественно полезной деятельности поставленным задачам.

Эффективность антикризисного управления – степень достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами.