Теория Z Уильяма Оучи
Уильям Оучи и его коллеги из Стенфордского университета предложили компромиссную теорию, объединяющую обе идеи Мак-Грегора и рисующую "промежуточную" картину. Основанная на наблюдении за успехом японских компаний, вызывавшем естественное беспокойство американских предпринимателей, она получила название теории Z[1].
Согласно этой теории руководитель, который работает в условиях тотального господства теории X, видит возможности и выгоды применения элементов теории Y; однако осознавая, что не все подчиненные могут быть готовы к такой смене курса, он внедряет ее элементы поэтапно.
Согласно теории Z ключевая задача руководителей разного ранга состоит в создании такой среды, в которой сотрудники предприятия самостоятельно решали бы возникающие проблемы. Для этого руководители должны обеспечить возможность инициативы, движения информации снизу вверх, организовывать совместные обсуждения с сотрудниками возникших ситуаций и предложенных ими решений. Таким

Рис. 3.4. Теории X и Y Мак-Грегора и теория Z Оучи
образом, задача управляющих – непрерывно пробуждать инициативу подчиненных (даже если подчиненные сами не склонны ее проявлять) и направлять в нужную предприятию сторону. Одна из ключевых зон ответственности руководителей при этом – благополучие работников, так как их стабильность и защищенность позитивно отражаются на их производительности.
Критика данной модели сводится в основном к тому, что "японизация" производства невозможна в отрыве от социальных и политических аспектов, в частности от системы пожизненного найма, практикующегося в Японии, а также от общей культуры и обычаев этой страны.
Тем не менее центральная идея этой теории – концепция доверия и вовлеченности – фокусирует взгляд на долговременных отношениях как с сотрудниками, так и с партнерами компании, что, безусловно, является важнейшей составляющей успеха любого предприятия.
Для самостоятельного анализа
Отметьте, какие из примеров поведения руководителя в большей степени соответствуют теории X и теории Y.
|
Пример поведения |
Теория |
|
1. Руководитель отдает точные приказания, определяющие, что, как, к какому сроку нужно сделать |
|
|
2. Руководитель обозначает подчиненному задачу, предлагая самостоятельно решить, каким образом ее лучше выполнить |
|
|
3. Руководитель много проверяет, контролирует, держит в поле внимания всю работу сотрудников |
|
|
4. Руководитель оказывает доверие сотрудникам на большинстве стадий выполнения ими задания |
|
|
5. Руководитель вводит штрафные санкции за невыполнение (или ненадлежащее выполнение) заданий; успешное выполнение заданий не отмечается |
|
|
6. Руководитель поощряет за успешное выполнение работы; при наличии ошибок вместе с сотрудником ищет возможности их устранения в будущем |
|
|
7. Руководитель советуется с сотрудниками по ряду решений; учитывает их мнение; ряд решений предлагает принять сотрудникам самостоятельно |
|
|
8. Руководитель единолично принимает решения по абсолютному большинству рабочих вопросов |
|
|
9. Руководитель формирует атмосферу подчинения, в которой подчиненным отводится ограниченная роль исполнителя чужих поручений |
|
|
10. Руководитель создает среду творческого поиска, где сотрудникам предоставляется возможность проявить себя |
Методы управления Рэнсиса Лайкерта
В развитие идей Мак-Грегора Р. Лайкертом и его коллегами по Мичиганскому университету были изначально выделены два диаметрально противоположных стиля руководства – сосредоточенный на человеческих отношениях, наиболее близкий к теории Y, и сосредоточенный на содержании деятельности, соответствующий теории X (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Стили управления по Р. Лайкерту
1. Руководитель, ориентированный на задачу, ключевым фактором эффективности работы считает максимальную технологизации) производства и разработку системы вознаграждений и наказаний, соответствующих трудовым результатам.
2. Руководитель, ориентированный на человеческие отношения, видит путь к повышению производительности в создании атмосферы взаимопомощи, привлечении работников к принятию решений, высоком уровне доверия – все это при высокой планке достижений, которые должны быть продемонстрированы.
Исследования Р. Лайкерта и его коллег показали, что большую эффективность демонстрировали подразделения, руководители которых уделяли много внимания человеческим взаимоотношениям.
Задание
1. Опишите в приведенной ниже таблице, в чем состоят выгоды и риски стиля управления данных руководителей.
Руководитель 1: Иван Власов. Оказывает поддержку, консультирует, поддерживает инициативу сотрудников, предоставляет возможность самостоятельно принимать решения. Считает сотрудников способными, талантливыми, заинтересованными в хороших результатах своей работы.
Руководитель 2: Вячеслав Свиридов. Самостоятельно распределяет между подчиненными задачи, подробно описывает процесс выполнения работы, детально контролирует, ограничивает инициативу. Считает, что сотрудники безответственны, ленивы, ходят на работу только ради денег.
|
Иван Власов |
Вячеслав Свиридов |
|
|
Выгоды (возможности) применяемого стиля управления |
||
|
Риски (опасности) применяемого стиля управления |
||
2. В приведенной ниже таблице составьте психологический портрет подчиненных, которым будет комфортно работать в системе управления, соответствующей стилям управления, описанным в кейсах.
Руководитель 1: Иван Власов. Оказывает поддержку, консультирует, поддерживает инициативу сотрудников, предоставляет возможность самостоятельно принимать решения. Считает сотрудников способными, талантливыми, заинтересованными в хороших результатах своей работы.
Руководитель 2: Вячеслав Свиридов. Самостоятельно распределяет между подчиненными задачи, подробно описывает процесс выполнения работы, детально контролирует, ограничивает инициативу. Считает, что сотрудники безответственны, ленивы, ходят на работу только ради денег.
|
Качества сотрудника, которому, скорее всего, будет комфортно работать... |
||
|
Качества сотрудника, которому, скорее всего, будет некомфортно работать... |
||
|
...под руководством Ивана Власова |
...под руководством Вячеслава Свиридова |
Континуум методов управления Рэнсиса Лайкерта.
Первоначальная модель стилей Р. Лайкерта (см. гл. 2) была бинарной, что, безусловно, не отражало многообразия возможных эффективных стилей управления.
В развитие своей идеи Лайкерт определил континуум стилей, от эксплуататорско-авторитарного, наиболее близкого к теории X Мак-Грегора, до основанного на участии, соответствующего теории Y. Между ними Лайкерт предложил два промежуточных стиля – благосклонно-авторитарный и консультативно-демократический (рис. 3.6). При этом направленность векторов на задачу и на человека по-прежнему остается противоположной.

Рис. 3.6. Континуум стилей управления по Р. Лайкерту