Теория трансакционных издержек

Исторический экскурс

Термин "трансакция"[1] (transaction) был введен в экономическую науку еще представителем классического институционализма Джоном Коммонсом (John Rogers Commons, 1862–1945). По его мнению, "трансакции являются не “обменом товарами", а отчуждением и присвоением между индивидами прав собственности и свобод, создаваемых обществом, которые должны, следовательно, быть предметом переговоров между вовлеченными сторонами до того, как труд сможет что-то создать, потребители – потребить, а товары – быть обменены физически"[2].

Трансакции, как следует из изучения экономических теорий и судебных решений, могут быть сведены к трем типам экономической деятельности и подразделяются в соответствии с этим на трансакции торга, трансакции управления и трансакции нормирования[3].

Трансакции торга выводятся из отношений, складывающихся между покупателем и продавцом на рынке.

Предпосылка, стоящая за трансакциями управления, связана с существованием руководителя и подчиненного. Глава или управляющий, или начальник, или иное руководящее лицо отдает приказы – служащий или рабочий, или другое подчиненное лицо обязаны подчиниться.

Наконец, трансакции нормирования подразумевают коллективного руководителя и подчиненных – индивидуумов. Популярными примерами служит практика логроллинга (обмена голосами) среди законодателей в вопросах налогообложения и взимания пошлин; указы в тоталитарных обществах; составление бюджета корпорации советом директоров; даже решения суда или третейского судьи. Все они состоят в нормировании, будь то доходы подчиненных или их покупательная способность, при отсутствии торга (хотя переговоры иногда ошибочно принимаются за торг) и управления, которое поручается руководителям более низкого уровня.

В рамках неоклассического анализа используется только категория торговых трансакций, которые, как было отмечено выше, совершаются без издержек, т.е. учитываются только издержки производства (трансформационные издержки).

Напротив, неоинституциональная теория вводит понятие трансакционных издержек, которые Р. Коуз определил как "издержки использования механизма цен", "издержки осуществления трансакций обмена па открытом рынке", "рыночные издержки", "издержки рыночных трансакций". Они обусловлены тем, что для осуществления рыночной трансакции необходимо определить, с кем желательно заключить сделку, оповестить тех, с кем желают заключить сделку, о ее условиях, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том, что условия контракта выполняются, и т.д.[4]

Размер трансакционных издержек определяется институтами, обслуживающими трансакции в экономике. Одни институты понижают трансакционные издержки в экономике, а другие способствуют их повышению. Так, Дж. Уоллис (J. Wallis) и Д. Норт (D. North) предприняли попытку оценить функционирования рыночных институтов в целом. С этой целью они ввели понятие "трансакционный сектор", включающий оптовую и розничную торговлю, страхование, банковский сектор, операции с недвижимостью, затраты па аппарат управления в других отраслях, затраты государства на правоохранительную деятельность. По их оценкам, доля трансакционного сектора в экономике США выросла с 26 до 55% ВНП в 1870-1970 гг.[5]

Введение в экономический анализ категории трансакционных издержек оказалось весьма плодотворным, поскольку с их помощью оказалось возможным уточнить научные представления о многих экономических и неэкономических явлениях, скорректировать теоретические представления о логике поведения хозяйствующих субъектов, объяснить существующие институциональные проблемы как в развитых и развивающихся экономиках, так и переживающих период системной трансформации.