Лекция 4. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ

В результате изучения главы 4 студент должен:

знать

• значения ключевых понятий, относящихся к социальной структуре;

• подходы к изучению теории социальной структуры;

• классификацию социальных групп и общностей, виды социальной мобильности;

• особенности социальной структуры и социальной стратификации современного российского общества;

• классификацию социальных институтов и виды социальных организаций;

уметь

• применять понятийный и категориальный аппарат социологии при анализе различных социальных субъектов;

• различать существующие подходы к определению основных социологических понятий;

• выделять характерные особенности социальных групп, общностей, институтов и организаций;

• анализировать понятие социального неравенства, демонстрировать его связь с проблемой социальной стратификации и мобильности;

• использовать социологические знания, полученные в области теории социальной структуры, в практической деятельности;

владеть

• навыками аналитической работы с текстом;

• навыками социологического мышления в рассмотрении реалий общественной жизни;

• навыками критического мышления при анализе состояния российского общества.

Теория социальной структуры общества

Социальная структура: подходы, понятие, элементы

Социальная структура представляет собой устойчивую связь различных элементов социальной системы. Основными элементами социальной структуры являются люди, которым принадлежат определенные позиции в обществе (социальный статус) и которые выполняют определенные социальные функции (социальные роли), а также объединения этих людей на основе их статусных характеристик в группы, территориальные, национальные и другие общности и т.д. Социальная структура отражает существующее деление общества на группы, классы, слои, общности, отмечая различия в положении людей по отношению друг к другу. В свою очередь, каждый элемент социальной структуры представляет собой сложную социальную систему со своими внутренними подсистемами и связями.

Понятие социальной структуры обычно используется в следующих основных аспектах. В широком смысле, социальная структура – это структура общества в целом, система отношений между всеми его основными элементами. При таком подходе, социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношений между ними. В узком смысле термин "социальная структура" чаще всего применяется к общностям классового или группового характера. В этом смысле социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих классов, социальных слоев и групп.

В социологии существует множество подходов к социальной структуре. Исторически сложилось так, что одной из первых является марксистская концепция. В марксистской социологии ведущую роль играет социальноклассовый подход к структуре общества. Социально-классовая структура общества, в соответствии с этим учением, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, социальных прослоек и социальных групп.

Ключевыми элементами социальной структуры являются классы. Классовое деление общества – это результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Процесс возникновения классов происходит двумя путями: путем образования в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой же знати, и обращение в рабство военнопленных чужеземцев и обедневших соплеменников, попавших в долговую зависимость.

Ключевой признак класса – отношение к средствам производства. Имущественные отношения, отношения к средствам производства (владение или не владение) определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные), их благосостояние (богатые и бедные). Именно борьба между классами является движущей силой социального развития.

Марксизм делит класс на главные и второстепенные, т.е. основные и неосновные. Основные классы – это те, чье существование непосредственно вытекает из конкретных экономических отношений в рамках определенной социально-экономической формации, в первую очередь из отношений собственности: рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, пролетариат и буржуазия. Второстепенные – это остатки прежних классов в новой социально-экономической формации или вновь возникшие классы, которые заменят основные и составят основу классового деления в новой формации. В дополнение к основным и неосновным классам структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки).

Социальные слои – переходные или промежуточные социальные группы, которые не имеют четко определенного конкретного отношения к средствам производства и, следовательно, не обладают всеми атрибутами класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) и межклассовыми. К первым можно было отнести большую, среднюю, мелкую городскую и сельскую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию, и т.д.

Исторический пример межклассовых слоев это так называемое "третье сословие" во время созревания первых буржуазных революций в Европе – городской средний класс, представленный мещанством и ремесленниками. В современном обществе это интеллигенция.

В свою очередь, межклассовые элементы марксистской структуры могут иметь свое внутреннее разделение. Так, интеллигенция делится на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную.

Таким образом, социально-слоевая структура не полностью совпадает с классовой. Использование понятия социального строя, в соответствии с марксистской социологией, позволяет уточнить характер социальной структуры общества, указывая на ее многообразие и динамичность, несмотря на то, что в условиях идеологического диктата и процветания догматической марксистской социологии в отечественной науке долгое время абсолютное доминирование имело ленинское определение классов, основанное на чисто экономическом подходе.

Определение В. И. Лениным социальных классов звучит так: "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают".

При этом часть социологов-марксистов понимали, что класс – это более широкое образование. Поэтому теория социально-классовой структуры общества должна включать в себя политические, духовные и другие связи и отношения. С более широкого угла зрения на интерпретацию социальной структуры общества в ней начинает играть важную роль понятие "социальные интересы". Интересы – настоящие жизненные стремления людей, групп и других общностей, которыми они сознательно или бессознательно руководствуются в своих действиях и которые определяют их объективную позицию в социальной системе. Социальные интересы представляют собой наиболее обобщенное выражение насущных потребностей представителей определенных социальных общностей. Осознание интересов осуществляется в непрерывном процессе происходящего в обществе социального сравнения, т.е. сравнения жизненной позиции различных социальных групп. Чтобы лучше понять понятие "класс" существует термин "коренные социальные интересы", который отражает наличие у больших социальных объединений жизненно важных интересов, которые определяют их существование и социальное положение. Исходя из вышесказанного, мы можем предложить такое определение класса: классыэто большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизни общества, которые формируются и функционируют на основе фундаментальных социальных интересов. Классы имеют общие социально-психологические характеристики, ценности, свой определенный "кодекс" поведения.

При таком подходе социальные слои являются социальными общностями, объединяющими людей па основе определенных частных интересов.

Марксистской теории классов как основы социальной структуры в немарксистской западной социологии противоположностью выступает теория социальной стратификации. Сторонники теории стратификации считают, что понятие класса может подходить, но не всегда, для анализа социальной структуры обществ в прошлом, в том числе промышленного капиталистического общества, но в современном постиндустриальном обществе классовый подход не работает, потому что в этом обществе, основанном на широком акционировании производства, при условии исключения акционеров из сферы управления производством и замены их наемными менеджерами, отношения собственности стали размыты, потеряли свою определенность. К какому классу отнести генерального директора крупной корпорации, если он, при этом, не более чем наемный работник?

Таким образом, понятие "класс" должно быть заменено термином "страта" (от лат. stratum – слой, пласт) или понятием "социальная группа", а на смену теории социально-классовой структуры общества должны прийти теории социальной стратификации.

Теории социальной стратификации основываются на убеждении, что социальная страта (группа) является реальной, эмпирически наблюдаемой общностью. Эта общность объединяет людей на некоторых общих позициях, или они могут иметь схожий вид деятельности, которая приводит к встраиванию этого сообщества в социальную структуру общества и отличает ее от других социальных общностей. Теория стратификации основывается на объединении людей в группы и их противостоянии с другими группами по статусному признаку: власть, собственность, профессия, уровень образования и т.д. При этом исследователи предлагают различные критерии стратификации. Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие "авторитет", который, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На этой основе он делит все современное общество на правителей и управляемых, а управляющих, в свою очередь, на две группы: собственников управляющих и нанятых управляющих (менеджеров-чиновников). Управляемая группа также неоднородна. В ней можно выделить, но крайней мере, две подгруппы: высшую – "рабочая аристократия" и низшую – низкоквалифицированные работники. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный "новый средний класс" – продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом – классом управляющих.

Американский социолог Б. Барбер провел стратификацию общества по шести показателям:

1) престиж, профессия, власть и авторитет;

2) доход или богатство;

3) образование или знания;

4) религиозная или ритуальная чистота;

5) родственные связи;

6) национальная принадлежность.

Французский социолог А. Турен считает, что в современном обществе нет социальной дифференциации на основании отношения к собственности, престижу, власти, этнической принадлежности, а она основывается на доступе к информации. Доминирующее положение занимают люди, которые имеют доступ к большему количеству информации.