Лекция 14. ТЕОРИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

В результате изучения материала главы студент будет:

знать

• условия появления и ОГЛАВЛЕНИЕ основных положений в области теории рыночных структур;

• учения и концепции основных представителей теории рыночных структур;

• преимущества и недостатки концепций основных представителей теории рыночных структур;

уметь

• аргументировано оценивать важнейшие положения и выводы основных представителей теории рыночных структур;

владеть

• навыками практического применения важнейших положений и выводов теории рыночных структур.

Экономические воззрения Э. Чемберлина

Исторический экскурс

Американский экономист Эдвард Гастингс (Хейстингс) Чемберлин (англ. Edward Hastings Chamberlin, 1899–1967) родился в городе Ла Коннер (штат Вашингтон, США). Высшее образование получил в университете штага Айова, Мичиганском и Гарвардском университетах. Степень доктора философии получил в Гарвардском университете (1927), где работал до отставки в 1966 г. (профессор с 1937 г.). Более всего на становление Эдварда как экономиста повлиял Фрэнк Найт. Основная книга Э. Чемберлина "Теория монополистической конкуренции", вышедшая одновременно с книгой Дж. Робинсон "Теория несовершенной конкуренции" в 1933 г., ознаменовала начало новой эпохи в развитии микроэкономической теории рыночных структур.

Чемберлин выступил против традиционной дихотомии – противопоставления монополии и конкуренции, за синтез этих двух начал.

Для Чемберлина решающей категорией анализа является возможность дифференциации продукта. Исходя из предпосылки "чистой" конкуренции (исключающей монополию) и предполагая возможность дифференциации продукта, он делает вывод о том, что каждый производитель может действительно стать монопольным обладателем единственного в своем роде продукта. Благодаря только этому обстоятельству чистая конкуренция сменяется монополистической.

Важно запомнить!

Всякая фирма, товары которой обладают какими-либо индивидуальными особенностями, вплоть до марки, упаковки, рекламы, обретает таким образом монополию на свой товар и на этой основе способна повышать цены.

Чемберлин предложил теорию монополистической конкуренции (1933). Эта теория явилась вызовом традиционной экономической науке, согласно которой монополия и конкуренция существовали как взаимоисключающие понятия.

По этой теории абсолютно идентичных условий производства и сбыта продукции у разных хозяйствующих субъектов нет и быть не может, следовательно, каждый такой субъект в чем-то является монополистом. Согласно Чемберлину, так называемая свободная конкуренция, по существу, – конкуренция монополистов. В реально складывающейся конкурентной среде часть производственных мощностей недогружена, вследствие чего издержки выше, чем они были бы при чистой конкуренции.

Следует отметить, что при этом Чемберлин не считает монополистическую конкуренцию негативным явлением. Главным условием овладения рынка, или, иначе говоря, сутью монополий, является контроль над предложением, а значит, над ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. "дифференциацией продукта".

Мнение специалиста

Чемберлин утверждал, что чистой конкуренции на рынке не бывает, что в реальной жизни каждый продавец того или иного товара в чем-то монополист. Дифференциация продукта ведет к тому, что конкуренция за привлечение покупателя сохраняется, а существование товаров-субститутов ограничивает возможности монополиста по повышению цены. Следовательно, монополистическая конкуренция позволяет рыночной экономике наиболее эффективно развиваться без вмешательства государства.

Чемберлин указал два способа соединения монополии с конкуренцией: создание рынка одиноких товаров, на котором действуют два или незначительное количество продавцов и рынок дифференцированных товаров, т.е. контроль продавцов над товарами, имеющими отличительные признаки.

Он дал следующую характеристику монополистической конкуренции: число продавцов достаточно велико; каждая фирма действует на рынке, не учитывая своего влияния па поведение конкурентов; товар качественно разнороден; вход в производство близких групп продуктов не ограничен. Он считал вмешательство государства в рыночный процесс при несовершенной конкуренции излишним.

Чемберлин ввел термин "чистая конкуренция" – это конкуренция, лишенная примеси монополии, что предполагает отсутствие у продавцов контроля над ценой. Он считал, что чистая конкуренция является нежизненной, искусственной абстракцией и не может рассматриваться как исходная база для описания реальности. Даже при любом большом количестве производителей и продавцов данного вида товаров каждый из них предлагает покупателям но существу свой особый, дифференцированный продукт.

При этом дифференциация продукта вытекает из многих условий: особенности конструкции, форма и окраска, упаковка, оригинальная реклама, наконец, просто особая торговая марка; особый набор услуг, сопровождающий реализацию данного продукта, персональные свойства продавца; конкретное местоположение торгового предприятия.

В отличие от неоклассической модели, где объем спроса и его эластичность выступают как нечто изначально данное, в модели Чемберлина они выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование наших вкусов и предпочтений. Здесь находит подтверждение тезис, что практически все наши потребности социальны, т.е. порождены общественным мнением. В этой связи Чемберлин сделал вывод, что цены – не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцепт делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности спроса по качеству. А когда спрос неэластичен по цене, зато эластичен по качеству (причем потребители считают, что качество и цена находятся в прямой взаимосвязи), у производителей нет стимулов снижать цены на свою продукцию. Вместо снижения цен фирмы увеличивают расходы на рекламу и т.п.

В теории монополистической конкуренции важное место принадлежит категории монопольной прибыли. Обычную, или нормальную, прибыль Чемберлин включает в издержки в качестве платы услуг предпринимателя. Монопольная же прибыль имеет своим источником превышение цены над издержками, и оплачивает ее покупатель, причем монопольная прибыль делится между всеми производственными факторами данной фирмы (между прибылью, предпринимательским доходом и зарплатой). Чемберлин считает профсоюзы важнейшей монополистической силой так же, как и отдельного рабочего с его индивидуальными свойствами. Именно повышение цены труда со стороны "мопополистов-профсоюзов" является, по его мнению, главной причиной безработицы и снижения спроса па труд.

Согласно взглядам Чемберлина, рынок любого единичного единственного производителя в условиях монополистической конкуренции определяется и лимитируется тремя основными факторами: ценой продукта, особенностями своего продукта, расходами по сбыту. Отмечая, что дифференцированный продукт имеет бо́льшую цену (которая является следствием ограничения предложения), он считает ее неизбежной платой за дифференцированное потребление. В теории Чемберлина монополия и конкуренция суть взаимосвязанные явления, монополия присутствует во всей системе рыночного ценообразования.

Вместе с тем Чемберлин подверг критике теорию К. Маркса. Марксистская критика теории Чемберлина исходила из того, что решающими факторами монополизации рынков являются концентрация производства и финансовый контроль. При этом не учитывались противоположно направленные тенденции к деконцентрации, диверсификации, усилению конкуренции на финансовых рынках.

Чемберлин внес большой вклад в теорию несовершенной конкуренции. Он был первым, кто ввел в экономическую теорию понятие "монополистическая конкуренция". Это явилось вызовом традиционной экономической науке, согласно которой конкуренция и монополия – взаимоисключающие понятия и которая рыночные цены предлагала объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Согласно же Чемберлину, большинство экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию. Кроме того, Чемберлин разработал модель ценообразования при монополии, которая была необходима, чтобы понять, как работает монополистическая конкуренция.

Мнение специалиста

Заслуга Чемберлина и в том, что он убедительно показал, насколько неверно лаже теоретически рассматривать конкуренцию как бесструктурную абстракцию; реальная конкуренция – это всегда некое конкретное промежуточное состояние между "чистой" конкуренцией и "чистой" монополией, определяемое многими народнохозяйственными условиями: степенью дифференциации продукта, состоянием рекламы, размещением фирм и т.п., не говоря уже о концентрации производства.