Теория прибавочной ценности
Теория прибавочной ценности является сакральным центром всего возведенного Марксом здания: именно здесь Маркс вторгается в святая святых капиталистического общества, излагая схему создания прибавочной ценности и эксплуатации труда капиталистом. Прибавочная ценность – это ценность продукта, произведенного работником и удержанного капиталистом в свою пользу, т.е. прибавочная ценность является неоплаченным продуктом труда, которая используется для личного потребления капиталистов и для накопления капитала.
Капитал – это квинтэссенция капитализма, предмет всеобщего вожделения и почитания, он является предметом культа, великие потрясения и раскол католической церкви произошли ради сакрализации капитала и процесса его накопления. Капитал является высшей ценностью капиталистического общества, и его накопление оправдывает все. Капитал приводит в действие наиболее важные взаимоотношения капиталистического общества. Таким образом, по Марксу капитал – это в первую очередь отношения между группами людей, или классами, возникающие в ходе производства прибавочной ценности, и поскольку накоплению прибавочной ценности придается столь большое значение, капитал как производственное отношение пронизывает насквозь все капиталистическое общество.
Помимо производственного отношения капитал для Маркса является и самовозрастающей ценностью. Процесс роста капитала и появления прибавочной ценности Маркс анализирует с использованием так называемых формул кругооборота капитала, которые принимают разный вид в зависимости от социально-экономических особенностей данной эпохи. Маркс начинает с простого товарного обращения, которое осуществляется по формуле "товар – деньги – товар", или Т – Д – Т: ремесленник производит товар, продает его, получая взамен деньги, покупая затем на вырученные деньги необходимые товары. Простое товарное обращение ведется не ради создания капитала, а ради производства и потребления потребительной ценности. Однако если поведение ремесленника описывается вышеназванной формулой, то деятельность купца или ростовщика – этих представителей "допотопного", по выражению Маркса, капитала – выражается формулой Д – Т – Д', где Д' = Д + ΔД. Формула меняется, так как меняется смысл процесса: купец или ростовщик приобретают товары, чтобы продать их по цене, превышающей ценность, а возникающий неэквивалентный обмен способствует накоплению капитала.
Приращение ΔД Маркс называет прибавочной ценностью, а деньги (Д) становятся капиталом, или самовозрастающей ценностью, которая получает возможность возрастать именно потому, что она является ценностью, т.е. отношением между членами общества. Формулировки Маркса как всегда очень изящны и глубоки с философской точки зрения, однако суть вещей им иногда приносится в жертву красоте: движение капитала, позволяющее получить прибыль, создается усилиями людей, которые требуют вознаграждения; в качестве такового и выступает прибавочная ценность или по крайней мере ее часть. Однако у Маркса прибавочная ценность - незаработанный доход, присваиваемый капиталистом.
На более высоком этапе развития общества в формуле кругооборота капитала появляется дополнительный элемент – производство, которое открывает новые возможности для накопления капитала и создания прибавочной ценности. В этом случае формула кругооборота принимает следующий вид: Д – Т ... П ... Т – Д', где Т = Т + АТ. Производство П предполагает покупку капиталистом рабочей силы и средств производства и создание с их помощью товара Т'. В данном случае прирост капитала ΔД возникает благодаря появлению в формуле элемента ΔТ, а не вследствие неэквивалентного обмена. Но каким образом капиталист получает этот избыток? Маркс говорит, что избыток может возникнуть только при одном условии: капиталист должен открыть такой товар, который бы позволял получить ΔТ и вследствие этого – ΔД. Этим товаром является рабочая сила – способность к труду, или совокупность физических и духовных способностей человека, необходимых для производства потребительных ценностей. Особенностью рабочей силы является то, что ценность ее покупки не равна ценности товаров, которые она способна создать.
С точки зрения работника, ситуация в высшей степени несправедлива: работник производит больше, чем получает взамен. Для Маркса ничего странного в этом нет, поскольку работник на рынке труда продает не труд, а рабочую силу, и заработная плата является не платой за труд, а платой за рабочую силу. За предоставление капиталисту своей рабочей силы работник получает ценность рабочей силы, которая определяется ценностью жизненных средств, необходимых для поддержания жизни работника и содержания его семьи, т.е. ценностью воспроизводства рабочей силы.
Таким образом, при капитализме продается не труд, а рабочая сила, которая превращается в товар. Для того чтобы это произошло, необходимо выполнение двух условий. Во-первых, рабочий должен быть лично свободен: он не может быть рабом или крепостным. Во-вторых, рабочий не должен обладать никакой собственностью, кроме собственности на рабочую силу, которой его никто не может лишить, поскольку рабочая сила является неотъемлемым свойством здорового организма. Рабочий вынужден продавать свою рабочую силу, так как он лишен собственности на средства производства (капитала). Последнее условие является принципиальным: эксплуатация как неэквивалентный обмен, рассматриваемая Марксом, становится возможной только при наличии неравенства в доступе к капиталу. Рабочие предоставляют капиталисту свой труд по ценности рабочей силы только потому, что они не могут быть капиталистами.
Итак, работник – владелец рабочей силы продает ее на рынке вместе с правом собственности на товары, произведенные с ее помощью. В процессе труда рабочая сила создает новую ценность , которая достается капиталисту. Чтобы рассмотреть процесс создания прибавочной ценности, Маркс вводит следующие понятия.
Пусть с – это затраты капиталиста в течение периода на средства производства и материалы. Эти затраты переносятся на ценность продукции, они не создают избытка для капиталиста (прибавочной ценности). Маркс называет такие затраты постоянным капиталом.
Затраты в течение периода на рабочую силу v Маркс называет переменным капиталом. Главное свойство переменного капитала – способность создания прибавочной ценности, которую Маркс обозначает как т. В этом случае ценность продукции, создаваемой капиталистом в течение периода г, определяется выражением
а степень эксплуатации показывает переменная , которую Маркс называет нормой прибавочной ценности.
Постоянный и переменный капитал, а также прибавочную ценность, как мы только что их определили, можно измерить в неизменных денежных единицах либо в трудовых единицах. Если использовать трудовые единицы, то постоянный капитал олицетворяет собой овеществленный труд, затраченный в процессе создания средств производства, материалов и т.д. Этот труд по мере затраты средств производства и материалов переносится на создаваемый товар. Переменный капитал и прибавочная ценность представляют "живой" труд, использованный при создании товара. Таким образом, ценность товара соответствует совокупному количеству труда как овеществленного, так и живого, затраченного при создании товара.
Прибавочная ценность т у Маркса создается исключительно трудом работника. Все рабочее время делится на необходимое время и прибавочное время. Необходимое время (необходимый труд) – время, которое требуется для поддержания воспроизводства рабочей силы. Необходимое время зависит от ценности рабочей силы, т.е. от той реальной заработной платы, которая необходима для того, чтобы создавать рабочую силу требуемого качества в необходимом для общества количестве. Прибавочное время (прибавочный труд) – время, затрачиваемое на производство прибавочной ценности и по определению представляющее собой разницу между общей величиной затраченного рабочего времени и необходимым временем. Увеличить прибавочное время можно двумя путями: а) удлинить рабочее время (рабочий день) при неизменной ценности рабочей силы или б) снизить ценность рабочей силы при неизменной продолжительности рабочего времени. Первый метод позволяет получить абсолютную прибавочную ценность, второй метод приводит к возникновению относительной прибавочной ценности.
Итак, прибавочная ценность создается "живым" трудом рабочих, задействованных в производстве товара, однако достается прибавочная ценность не рабочему, а другим лицам, имеющим косвенное отношение к производству товара: промышленному капиталисту в виде прибыли, финансовому капиталисту в виде процента за использованный денежный капитал, владельцу земли в виде ренты. Доходы перечисленных лиц имеют нетрудовой характер. Данное утверждение является важнейшим в теории прибавочной ценности Маркса, поэтому следует остановиться на нем подробнее.
Значительная доля критики, обрушившейся на "Капитал" за более чем столетний период его существования, была связана с проблемой справедливости (обоснованности) присвоения прибавочной ценности капиталистом, финансистом и собственником земли. Из классической теории издержек и неоклассической теории распределения на основе теории предельной производительности следовало, что вознаграждение каждого фактора производства объясняется его производительным вкладом. Например, капиталист предоставляет свой капитал, без которого организация современного производства немыслима, и получаемая им прибыль является эквивалентом увеличения выпуска, который произошел благодаря использованию капитала. То же самое можно сказать в отношении ренты: из дифференциальной ренты Рикардо вытекает, что рента равна разнице в выпуске продукции, происходящему благодаря различиям в плодородии почвы, таким образом, рента возникает благодаря особому плодородию почвы и работник не может претендовать на ее получение. Другими словами, все то, что у Маркса фигурирует в качестве прибавочной ценности, возникает не благодаря труду рабочего, а вследствие вкладов капитала и земли в производство продукции.
По сути, многие критики Маркса обвиняли его в том, что он не понимал (или не принимал) зависимости между капиталовооруженностью и величиной выпуска, – обвинение абсурдное, если учесть, что Маркс постоянно подчеркивал взаимосвязь между величиной капитала и производительностью труда, а его теория ренты, изложенная в третьем томе, мало отличается от рикардианской. Маркс безусловно понимал, что результаты труда работников, находящихся в различных условиях (обрабатывающих разную землю или обладающих разным количеством капитала) будут различными: именно поэтому в теории ценности он различает индивидуальные и общественно необходимые затраты труда. Маркс не принимал (или не понимал) другое, а именно: почему результаты производства должны доставаться лицам, не имеющим к производству никакого отношения. Например, почему рента достается собственникам земли, а не распределяется среди производительных работников страны, которые имеют прямое отношение к выпуску продукции, поскольку именно их труд, а не труд собственников прилагался к земле этой страны?
Экономисты-классики справедливо отмечали, что объем выпуска продукции зависит не только от тех природных сил, которые сконцентрированы в плодородной почве, но и от множества других: свет, воздух, сила тяжести и бесчисленное множество других природных процессов играют решающую роль в производстве, однако в капиталистическом обществе оплачиваются только "услуги" земли. Очевидно, что платность "услуг" земли объясняется легкостью установления прав собственности па землю и обеспечения их выполнения, то же можно сказать и в отношении капитала. Другими словами, платность земли и капитала обуславливается наличием собственников, присвоивших капитал и землю, а экспроприация земли и капитала покончит с нетрудовым присвоением доходов.
"Капитал" пропитан идеей экспроприации, однако Маркс не вдавался ни в подробности ее проведения, ни в анализ экономических законов, которые будут действовать после ее осуществления, указывая на то, что новую экономическую реальность можно будет оценить лишь после того, как она появится. Возьмемся предположить, что экспроприация земли и капитала не должна вести к отмене их платности. Плата за землю и капитал будет необходима, ибо только выплата ренты и процента в той или иной форме позволит уравнять результаты работников, использующих различную землю и работающих в условиях различной капиталовооруженности труда. Экспроприация приведет к смене субъекта получения ренты и процента, в качестве этого нового субъекта, видимо, выступит государство, которое примет на себя заботы о равномерном перераспределении доходов.
Таким образом, проблема эксплуатации сформулирована Марксом в плоскости производственных отношений: Маркса не столько интересует вопрос о том, кто произвел прибавочную ценность (так как ясно, что любая единица продукта произведена за счет совместного использования не только всех факторов производства, но и прочих природных и общественных сил, которые вовсе не учитываются при распределении вознаграждения), сколько вопрос: почему прибавочная ценность поступает в распоряжение людей, назвавших себя собственниками земли и капитала и нс участвующих в производстве. Для выяснения вопроса о происхождении собственности Маркс рассматривает процесс первоначального накопления капитала.
Одним из достоинств "Капитала" является широкое использование исторического материала, который в сочетании с редкой эмоциональностью, остроумием и сарказмом Маркса производит большое впечатление на читателя. Любой, кто стремится понять причины появления "Капитала", должен ознакомиться с его историческими главами, и, испытав нравственное потрясение от созерцания исторических фактов, он если и не примет точку зрения автора, то по крайней мере проникнется сочувствием к негодованию Маркса. Не является исключением и глава о первоначальном накоплении капитала: по словам Маркса, методы первоначального накопления – это все что угодно, но только не идиллия. Основу этого процесса составляла экспроприация средств производства у непосредственных производителей продукта: захват крестьянских, общинных, церковных, государственных земель, превративший крестьян в наемных рабочих, не имеющих даже собственного жилья. Политика обезземеливания поддерживалась рядом мероприятий, способствующих ускоренному накоплению капитала, – это уголовное преследование, вплоть до смертной казни, за бродяжничество, ограничение максимальной заработной платы, запрещение создания коалиций рабочих, использование детского труда на фабриках, экономия на условиях проживания рабочих, колониальный разбой ради получения в колониях необходимых ресурсов и рынков сбыта, работорговля и применение труда рабов не только в колониях, но и в метрополии. Действительно, история первоначального накопления капитала заставляет сильно усомниться в трудовом происхождении собственности на землю и капитал, подлинными источниками которой были захват и насилие, и в этой связи призыв Маркса к экспроприации экспроприаторов не выглядит таким уж кощунственным.