Теория правового государства
Основные положения теории правового государства, как и некоторых других концепций, были развиты в период буржуазных революций, преобразования традиционных государств в государства конституционные. Как известно из предыдущих глав, в основе деления государств на традиционные и конституционные лежит взаимоотношение государства и личности, соблюдение в государственной деятельности прав человека. Традиционные государства имели неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали естественные права человека (прежде всего – личные и политические). Это, к примеру, рабовладельческие и средневековые монархии. В конституционных государствах (республиках и парламентарных монархиях XIX–XX вв.) народ является источником государственной власти, формирует законодательные органы, государство подчинено обществу, сфера его деятельности ограничена, признаны и гарантированы права человека.
Суть концепции правового государства, исходный пункт для последующих рассуждений и обоснования конкретных требований заключается в анализе соотношения не столько государства и права, что предполагается исходя из названия, сколько государства и личности. Основное положение теории правовой государственности гласит: в любых ситуациях интересы личности имеют приоритет перед интересами государства. Человек, личность есть всегда и во всем только цель, но никогда не является средством, даже ради достижения великой и благородной цели. Это исходный принцип правовой государственности, принцип гуманизма. Одним из первых в новое время данному утверждению придал значение фундаментальной философской и политической идеи (т.е. на ее основе начал строить последующие рассуждения) немецкий философ И. Кант (XVIII в.).
Впрочем, идеи гуманизма известны с давних пор, можно вспомнить хотя бы древнегреческого философа Протагора, который говорил: "Человек – мера всех вещей". Кант рассуждал примерно так: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага. Человек – субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, – должен руководствоваться в своем поведении велениями нравственного закона. Этот закон, который Кант называет "категорическим императивом", гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства". Или иными словами: поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели, и никогда только как к средству (см.: История политических и правовых учений: учебник / под ред. В. С. Нерсесянца. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1988. С. 324).
Чтобы более четко представлять ОГЛАВЛЕНИЕ основного принципа правового государства, следует рассмотреть обратное положение вещей: человек становится средством для достижения каких-либо целей, стоящих перед государством, например, для достижения всеобщего счастья, построения нового общества, наведения порядка и т.д. Такая ситуация возможна, когда государство довлеет над обществом, стремится установить над ним всеобщий контроль, преследуя свои цели. Интересно встречающееся в научной и учебной литературе противопоставление теорий правового и полицейского государства (см., например: Общая теория права и государства: учебник / иод ред. В. В. Лазарева. С. 409–435).
Отличительной чертой полицейского государства является многопредметность административной деятельности, регламентация мельчайших особенностей жизни общества, назойливая опека над подданными. Цель государства состоит в осуществлении народного благоденствия, народного счастья. Счастья можно достичь благодаря регламентации всего и вся, поскольку бесполезно надеяться на то, что индивид может сам понимать, что для него и для государства хорошо, а что плохо. Известны слова Фридриха Великого: "Народу, как больному ребенку, следует указывать, что ему есть и пить". Все, что важно для государства, входит в орбиту административной деятельности и не может быть предоставлено свободному усмотрению и самостоятельности индивида. Полицейское государство охраняет граждан даже от их собственных действий. Власть в паутину своих инструкций вовлекала все: брак, воспитание, религию, одежду, образование, ремесла, строительство, науку, качество продуктов, потребление нищи, чистоту воды и воздуха, здравоохранение, а кое-где и выражение лица. Формально-казуистические правила и регламенты стирали границу между сферой индивидуальной свободы и компетенцией власти (см. там же. С. 409–410).
Кстати говоря, в Пруссии времен И. Канта (XVIII в.) существовал такой политический режим, особенности которого позволяли назвать это государство полицейским. "Более, чем где бы то ни было в Европе, в Пруссии установилась всеобъемлющая опека полиции и чиновничества над всеми явлениями общественной и частной жизни. Закон вторгался во все: предписывал способы изготовления товаров, время работы и торговли, указывал, где должна стоять зажженная лампа в гумне и доме, сколько бутылок вина разрешается выставить на крестьянской пирушке, какое приданое должно быть дано новобрачной и пр. Политическая юстиция отправляла на смерть или на каторгу тысячи людей без сколько-нибудь законной процедуры. И так как этим целям недостаточно хорошо служили суды, были изобретены специальные комиссии. Шпионство и доносы приняли массовый характер. Все значительное было оттеснено или ушло от общественной жизни. Галеры и каторжные тюрьмы поглотили лучших. Проникнутые кастовым духом, бесконтрольные в своем отношении к народу, чиновничество и офицерство были главной опорой этого режима" (Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М., 1983. С. 151).
Из указанного выше фундаментального требования правового государства – приоритета интересов личности в деятельности государства, принципа гуманизма – следует ряд других. В настоящее время юридическая наука выделяет следующие требования.
1. Наличие развитого гражданского общества. Дать определение такому явлению, как гражданское общество, достаточно непросто, в литературе существует множество точек зрения на этот счет. В самом общем виде гражданское общество – это та сфера общественных отношений, в которую государство нс имеет право вмешиваться административными методами. Без наличия развитого гражданского общества вообще невозможно говорить о противопоставлении государства и личности, о более или менее равных взаимных правах и обязанностях, поскольку здесь государство целиком поглощает личность. Такие государства в XX в. получили название тоталитарных, а ранее – полицейских (см. рассмотренные выше характерные особенности последних).
2. Признание суверенитета народа, формирование обществом законодательных органов государства. Изначально верховной властью обладает только народ, который делегирует эту верховную власть на выборах парламенту – высшему представительному органу государства. Лишь парламенту предоставлено право издания законов – обладающих высшей юридической силой нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие наиболее важные общественные отношения. Это – принцип демократизма.
3. Разделение властей, необходимое для предотвращения узурпации власти одним лицом либо группой лиц (подробнее об этом см. параграф 3.3). Особо следует подчеркнуть независимость судебной власти, поскольку судебная власть призвана разрешать возникающие в обществе споры, защищать нарушенные права граждан. В более широком плане в литературе иногда говорится о независимости всех правоохранительных органов, о подчинении их только закону.
Три указанных положения представляют собой общие начала организации государственной власти, ее соотношения с обществом. Теперь рассмотрим основные принципы, на которых должна основываться деятельность государства, называющего себя правовым:
• подчинение государства праву. Данное положение нередко провозглашается как основной или даже единственный признак правового государства. Это теория правового государства в узком смысле, так она рассматривается в отдельных работах, посвященных в основном историческому аспекту настоящей проблемы. В подчинении государства праву состоит практический смысл концепции правового государства: в деятельности государственных органов не должен господствовать произвол, эта деятельность должна быть чем-то (правом) ограничена.
В науке сложилось два основных варианта понимания данного принципа, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки:
• ограничение деятельности государства им же издаваемым писаным, положительным правом, правом, содержащимся в нормативных актах. Это так называемое государство законности. Однако только таким положением не исчерпывается понимание правового государства;
• ограничение деятельности государства идеальным, справедливым правом, в качестве которого могут выступать, например, естественные права человека.
В последнее время этот принцип стал дополняться следующим положением: праву должны подчиняться не только органы государства, но и граждане и их организации. Должно быть единство прав и обязанностей граждан, взаимная ответственность государства и личности. Необходимы организация и функционирование на правовых началах не только государственной власти, но и всей общественной жизни:
• признание приоритета естественных прав человека в деятельности государства. Поскольку естественные права человека в современном мире нашли свое выражение в международном праве и в конституциях демократических государств, из данного принципа следуют еще два:
• соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
• верховенство и прямое действие конституции.
В качестве обязательных характеристик правовой государственности указывают и на следующие положения:
• соответствие законов праву, верховенство законов как актов высшего представительного органа государства над другими нормативными актами;
• наличие специального органа конституционного надзора (конституционный суд, конституционный совет и т.д.) или же предоставление функции контроля за соответствием конституции иных нормативных актов высшей судебной инстанции (верховному суду). Это положение логически следует из предыдущих четырех;
• ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; ответственность каждого за собственное благополучие. Осуществление данного принципа направлено на создание и обеспечение сохранения гражданского общества; государственные органы должны четко представлять пределы своей деятельности. Однако в последнее время этот принцип стал все чаще заменяться принципами социального государства, в первую очередь в связи с необходимостью социальной защищенности личности, социальной справедливости, что требует уже противоположного – вмешательства государства в социально-экономическую сферу жизни общества.
Для более подробного знакомства с данной концепцией можно обратиться к специальным работам (см. в обзоре литературы к гл. 5) по конституционному праву, в которых разъясняется конституционная характеристика Российского государства как социального (см., например: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 1996. С. 131–142).
На основе рассмотрения основных положений теории правового государства, а также изучения специальной литературы можно предложить следующий вывод. В отечественной и зарубежной юридической, политологической, философской науке не существует единого понимания концепции правового государства. Разные авторы, рассуждая, по существу, в одном направлении, дают различный перечень принципов правового государства, акцентируют внимание на тех или иных проблемах данной концепции.
В настоящем издании правовое государство предлагается рассматривать в широком смысле: как требование справедливого государственного устройства. С такой точки зрения теория правового государства является интегративной: она впитала в себя положения концепций гуманизма, гражданского общества, народного суверенитета, демократии, разделения властей, естественного права и некоторых других. Представляется возможным утверждать, что именно в этом аспекте теория правового государства понимается в большинстве научных работ.
В узком, инструментальном смысле правовое государство означает требование подчинения государства в своей организации и деятельности праву. Деятельность всех государственных органов должна быть основана на правовых началах; произвол, который ведет к нарушению прав граждан, должен быть исключен.
Ниже предложены некоторые современные варианты понимания правовой государственности.
В одной из первых теоретических работ советского периода, посвященных уже не критике, а обоснованию теории правового государства, внимание обращалось на следующие принципы: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом самого государства, его органов; незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность; взаимная ответственность государства и личности; эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативных правовых актов (см.: Кудрявцев В. Н., Лукашева Е. А. Социалистическое правовое государство // Коммунист. 1988. № 11. С. 44–55).
"Правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. К числу отличительных признаков правового государства, как минимум, относятся: верховенство правового закона, реальность прав и свобод индивидов, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей, правовая форма взаимоотношений между государством и личностью" (Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993. С. 15).
"Правовое государство – это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений" (Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. С. 160).
К признакам правового государства относятся: идея народного суверенитета (по сути, это главный признак правового государства); господство закона (права); разделение властей: реальное обеспечение прав и свобод личности, наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности; соответствие законов нраву и правовая организация системы государственной власти и др. (см.: Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. С. 424–428).
Некоторая неопределенность и расплывчатость концепции правового государства отмечается и зарубежными юристами (см., например: государственное право Германии: пер. с нем. Т. 1. М., 1994. С. 53–63).
Вот один из вариантов правового государства, принятый в политологии. "Немецкий политолог А. Альбрехт выделяет следующие основные положения теории правового государства: 1) конституционализм, требующий, чтобы деятельность государства регулировалась правовыми нормами, зафиксированными в конституции; 2) плюрализм структуры политического сообщества, обеспечивающий положение, при котором участие в политике множества конфликтующих и взаимодействующих друг с другом сил оказывает сдерживающее влияние на государство; 3) государственная монополия на верховную власть в политическом сообществе, исключающая вмешательство каких-либо особых интересов в формирование государственной воли; 4) институционализированная обратная связь государства с общественным мнением, обеспечивающая контроль общества над государственным аппаратом; 5) процессуальная, формальная и материальная рационализация государства, призванная гарантировать соблюдение государством права и закона; 6) защита интересов перед государственной властью и судебный контроль над деятельностью государства" (Гаджиев К. С. Политическая наука: учеб, пособие. 2-е изд. М., 1995. С. 196).