Теория и практика территориально-производственных комплексов
В процессе формирования теории территориально-производственных комплексов (ТПК) было несколько периодов повышения и спада, что объясняется общим состоянием экономики и науки, развитием территориального планирования. Фазы подъема в динамике развития теории ТПК совпадают с появлением необходимости решения крупных региональных проблем и изменением методологии территориального планирования.
Региональная экономика в большей степени связана с природно-климатическими факторами: наличием полезных ископаемых, других природных ресурсов, благоприятных условий географической среды. К региональным исследованиям, которые позволят оптимизировать экономические процессы в регионе, можно отнести формирование ТПК с целью создания индустриальных баз путем нового строительства или реконструкции существующего потенциала. Дефицит инвестиций в развитие ТПК – одна из причин их неэффективного развития. Это было связано с отсутствием целевого централизованного выделения ресурсов на ТПК, что в свою очередь объясняется отсутствием органа управления развитием межотраслевых народнохозяйственных комплексов.
Впервые аббревиатуру "ТПК" стали использовать в конце 1950-х гг. Первоначально она означала территориальнопромышленный комплекс, т.е. комплекс понимался в узком смысле, только как промышленный. Позднее се стали расшифровывать как территориально-производственный комплекс. Категория "производство" шире, чем категория "промышленность", т.е. подразумевается, что в ТПК могут включаться предприятия не только промышленных отраслей, но также строительства, сельского хозяйства, инфраструктурные объекты, способству ющие эффективной работе предприятий трех упомянутых секторов народного хозяйства.
В период 1957–1964 гг. благодаря усилиям СНХ и органов региональной власти некоторые региональные и хозяйственные комплексы достигли такого уровня развития, что к ним можно было бы применить определение ТПК. Обычно это наблюдалось там, где имелись относительно небольшие автономные образования, развитая производственная инфраструктура и по меньшей мере одна отрасль народного хозяйства.
Например, в 1957–1964 гг. существовал Коми экономический административный район. Экономико-административные границы совпадали с государственной границей этой республики. В связи с этим предоставлялась возможность относительно быстро находить компромисс в решении вопросов между двумя органами управления (Советом министров республики и СНХ). Функции управления были поделены следующим образом: СНХ руководил всей промышленностью Коми АССР и крупными строительными организациями; Совет министров – предприятиями местного республиканского значения, сельскохозяйственным производством и строительными организациями вспомогательного значения. Регион уже тогда имел две транспортные артерии: железнодорожную линию (Котлас – Воркута) и крупную водную артерию – Печору, впадающую в Печорскую губу Баренцева моря. Здесь имелись запасы полезных ископаемых: угли Печорского угольного бассейна (Воркута, Инта); нефть и газ Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (Ухта, Усинск, Вуктыл); запасы спелой древесины, преимущественно хвойных пород (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), а также значительные ресурсы лиственных пород деревьев. Запасы древесины стали основой для формирования соответствующих производств: фанерного, мебельного, целлюлозного, бумажного и т.д.
Запасы газа и нефти обусловили строительство газоконденсатного, сажевого и нефтеперерабатывающего заводов.
К концу 1964 г. можно было констатировать, что СНХ и Совет министров республики создали здесь но меньшей мере три ТПК: первый – на базе древесного сырья в районе Сыктывкара, второй – на базе месторождений нефти и газа в районе Ухты, третий – на базе углей в районе Воркуты.
В 1970-е гг. теория ТПК развивалась главным образом в Ленинградском и Новосибирском академических научных центрах. Ленинградские исследователи изучали аспекты формирования ТПК европейской части страны, а новосибирские – на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока.
В теории размещения производительных сил принято различать несколько типов ТПК:
– имеющие общегосударственное и региональное значение;
– отраслевые и межотраслевые;
– формируемые по целевым программам или стихийно.
В 1970-е гг. географами-экономистами была предложена концепция формирования ТПК по специальному плану, которая в 1980-е гг. разовьется в теорию программно-целевого ТПК. Начиная с 1981 г. в государственных планах экономического и социального развития страны программно-целевым ТПК отводится особое место; они получают целевое, адресное финансирование.
В середине 1980-х гг. специалистами по размещению производительных сил на территории РФ предлагалось выделять следующие программно-целевые ТПК:
– Тимано-Печорский (на территории Республики Коми и частично Ненецкого автономного округа Архангельской области);
– Курской магнитной аномалии (на территории областей Центрально-Черноземного экономического района);
– Западно-Сибирский (на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов Тюменской области);
– Восточно-Сибирский (на территории Читинской и Иркутской областей).
В словосочетании "программно-целевой ТПК" акцент должен быть следующим: цель – программа. Вначале ставится важная народнохозяйственная задача (например, обеспечить добычу газа в некотором регионе в определенных объемах и к конкретному году), т.е. формулируется главная цель социально-экономического развития конкретного региона, обладающего значительными запасами полезного ископаемого. Затем создается программа, т.е. для "дерева целей" расписываются мероприятия, которые условно можно разделить на три группы: организационные, технические и информационные.
По нашему мнению, основным недостатком теории и практики ТПК было нарушение принципа построения системы, т.е. отсутствие управляющей подсистемы. Понятие "территориально-производственный комплекс" интерпретируется по-разному, но ни в одном из определений не присутствует обозначение соответствующего органа управления.
В соответствии с нашими представлениями о сущности ТПК, определим его как региональный хозяйственный комплекс, производственные элементы которого технологически взаимосвязаны. Условия технологической взаимосвязи предприятий и наличия соответствующей структуры управления способствуют образованию на территории региона системы, устойчивой к колебаниям внешней среды.
Многими экономистами отмечалась связь теории ТПК и теории поляризованного развития (о нем уже было сказано выше). В этом случае наиболее характерными полюсами роста становятся промышленные узлы и ТПК, которые позволяют комплексно осваивать природные ресурсы, создавая технологическую цепочку производств вместе с объектами инфраструктуры. Основной экономический эффект достигается благодаря концентрации и агломерации.
Стратегия создания ТПК как формы пространственной организации производства может быть реализована в условиях рыночной экономики. Теория отечественного комплексообразования нашла применение в зарубежных странах. Активно реализуемые модели кластеров, свободных экономических зон и технополисов представляют собой модифицированное воплощение принципов и преимуществ формирования ТПК.
В современных условиях создание технополисов и технопарков является одним из главных направлений программ устойчивого развития экономики регионов, специализирующихся на развитии наукоемких отраслей хозяйства, находящихся в настоящее время в состоянии стагнации. Своеобразие технополисов и технопарков заключается также в том, что они одновременно включены в локальные региональные, страновые и мировые системы, а их развитие опирается как на уже сложившийся научный, образовательный, промышленный потенциал, так и на применение новых научных идей.
Создание технопарков и технополисов является наиболее эффективным в местах сосредоточения крупных научных центров и университетов, известных своими научными традициями и современной учебной базой, вблизи крупных промышленных предприятий и в местах концентрации высококвалифицированных специалистов, в районах с развитой транспортной сетью, высоким культурным уровнем населения и на территориях с благоприятными природно-климатическими условиями.
Основу технополисов составляют новые и новейшие наукоемкие отрасли, для развития которых государство создает благоприятные условия. В настоящее время в России они создаются на базе учебных и научно-исследовательских институтов, имеющих тесные связи с промышленными организациями, в виде совместных предприятий, акционерных обществ различного типа, ассоциаций и т.п.
Реальным и заинтересованным органом экономического управления в зоне ТПК могло бы стать специальное акционерное общество (корпорация развития территории) с учредителями в лице государственных органов власти, частных отечественных и иностранных компаний и банков. Создание благоприятных, приоритетных условий развития структурообразующих производств, которые обеспечивают и характеризуют вклад ТПК в развитие экономики, – важнейший критерий в системе планирования и управления комплексами.