Теория и практика тарифов в логистике

Грузовые тарифы по своей экономической природе являются ценами за услуги по транспортированию грузов. Будучи ценой, грузовые тарифы способствуют рациональному размещению продукции и прапильному сочетанию интересов производства и потребления.

Грузовые тарифы, как и любая цена, обладают рядом функций: во-первых, цены выражают затраты труда; во-вторых, оказывают материальное стимулирование развития и совершенствования производства; в-третьих, формируют общественные потребности; в-четвертых, цена обладает распределительной функцией, поскольку через цену идет важный и сложный процесс распределения вновь созданной стоимости на нужды производства, потребления и накопления.

Грузовые тарифы также способствуют разрешению важнейших народнохозяйственных задач: рациональному размещению производительных сил в стране; приближению промышленности к источникам сырья, развитию новых районов; рациональному распределению грузооборота между различными видами транспорта; полному использованию подвижного состава, ликвидации излишне дальних перевозок, максимальной загрузке порожних пробегов; укреплению хозяйственного расчета на транспорте; развитию экономических связей между районами страны.

Установление тарифов (цен) – одна из самых важных областей принятия решений в любом бизнесе, в том числе и логистическом. Поведение цен на рынке представляет сложный процесс и, установив ту или иную цену, фирма может получить как большие прибыли, так и иметь значительные потери. Важно отметить, что процесс принятия решения о ценообразовании основан не на данных одной какой-то науки, а опирается на знания и достижения множества различных теоретических разработок, в частности в области бухгалтерского учета, экономики и маркетинга. С уверенностью можно утверждать, что установление цены нс имеет ничего общего (или имеет мало общего) с затратами, понесенными в ходе перевозок и реализации рассматриваемого продукта или услуги, но зато оно весьма прочно связано с рыночной конъюнктурой.

В основе построения тарифов (цен) лежат средние затраты, связанные с перевозками продукции, плюс прибыль (надбавки к издержкам). Уровень надбавки определяется целями, которые преследует фирма, и которые могут оказывать влияние на установленную в качестве цели норму прибыли на вложенный капитал. Специалисты утверждают, что процент надбавки имеет тенденции к росту в ситуациях, когда фирма считает, что прибыль получить проще (в период экономического бума), и к снижению – в ситуации, когда фирма полагает, что прибыль получить труднее, т.е. в период экономического спада. Тем не менее этот метод установления цены (тарифа) является неплохим средством достижения максимальной прибыли в ситуациях изменчивости и неопределенности.

Совокупные затраты, доходы и прибыль показаны на рис. 9.14. При этом тариф (цена) является постоянной величиной, а объем перевозок изменяется. Совокупные доходы и расходы растут по мере увеличения материалопотока (см. рис. 9.14). На уровне перевозок ниже точки Q1 фирма несет убытки в результате высоких постоянных расходов и низкого уровня материалопотока. После точки Q1 наблюдается рост прибыли (отрезок х–у) на графике. Максимизируется прибыль на уровне материалопотока Q2.

Рис. 9.14. График определения максимальной прибыли и доходов

Увеличение объема материалопотока после точки приводит к росту совокупного дохода, но снижается совокупная прибыль. В точке D выполнение материалопотока соответствует совокупным доходам к затратам. Этот пример дает возможность менеджеру логистики сделать вывод, что при установленной цене только определенный объем материалопотока может гарантировать максимальную прибыль.

Движение цен (тарифа) на рынке материалопотока определяется спросом и предложением. Впервые определение функции спроса еще в XIX в. дал французский экономист А. Курно. Его функция D показывает зависимость спроса от цены Р, т.е. D = f(Р). Закон спроса формулируется так: при прочих равных условиях на любом рынке (табл. 9.10) существует обратная зависимость между ценой (тарифом) в спросом на материалопоток, т.е. спрос растет при снижении тарифа, и наоборот.

Таблица 9.10

Характерные черты четырех основных моделей рынка[1]

Характерная черта

Модель рынка

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

Очень большое

Много

Несколько

Одна

Тип продукта

Стандартизированный

Дифференцированный

Стандартизированный или дифференцированный

Уникальный; нет близких заменителей

Контроль над ценой

Отсутствует

Некоторый, но в узких рамках

Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре

Значительный

Условия вступления в отрасль

Очень легкие, препятствия отсутствуют

Сравнительно легкие

Наличие

существенных

препятствий

Блокированы

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки И Т.д.

Очень типична, особенно при дифференциации продукта

Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями

Примеры

Сельское хозяйство

Розничная торговля, производство одежды, обуви

Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, бытовых электроприборов и т.п.

Местные предприятия общественного пользования

Аналогично спросу определяется и функция предложения . Закон предложения гласит, что с ростом цены (тарифа) растет и предложение. Общий для обеих функций фактор (тариф) Р оказывает на них противоположное влияние, и кривые предложения и спроса движутся в противоположных направлениях. Точка их пересечения А определяет значение и называется рыночной, или равновесной ценой. Обе функции изображены на рис. 9.15.

Рис. 9.19. Функции спроса Q, D и предложения S в зависимости от цены Р:

D – спрос; S – предложение; Q – объем материалопотока;

А – точка равновесия; Р – цена

Если рыночная цена (тариф) оказывается в какой-то момент выше равновесной, то она порождает избыток предложения над спросом, если ниже точки равновесия, то она порождает дефицит предложения по сравнению со спросом. Поэтому на рынке цена (тариф) стремится к равновесию.

Анализ графиков опроса и предложения позволяет оценить возможное поведение фирм логистической системы в конкретной политике цен (тарифов). В практической деятельности можно применять показатель эластичности.

Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменение другой величины, выраженная как отношение процентных изменений. Коэффициент эластичности спроса (предложения) показывает, на сколько процентов изменяется спрос данного товара (материалопотока) при изменении определяющего фактора, например цены:

или

(9.21)

где – первоначальное количество спрашиваемого материалопотока,ед.; – изменение спрашиваемого материалопотока, ед.; – первоначальная цена, ден. ед.; – изменение цены, ден. ед.

Принято считать, если , то спрос эластичный; если , то неэластичный; если , то это спрос с единичной эластичностью.

Пример 9.2

Первоначально цена услуг фирмы составила 4 ден. ед., в дальнейшем эта цена снизилась до 3 ден. ед., что позволило увеличить количество покупки продукции с 80 до 120 ед.

Каков коэффициент эластичности спроса? Как оценить данную ситуацию?

Решение.

Используем формулу

Знак "минус" при расчете коэффициента эластичности спроса экономисты игнорируют.

Выводы:

1. Спрос эластичный ().

2. Снижение цепы позволило увеличить доходы фирмы.

Такие же расчеты можно проводить и при определении коэффициента эластичности предложения и дохода.

Самый естественный и популярный подход к разработке ценовой стратегии – это анализ издержек. Это связано с тем, что логистическая фирма при доставке продукции несет расходы. Естественно, что она стремится определить диапазон дел (тарифов), обеспечивающих покрытие постоянных и переменных затрат, и получить прибыль.

Цены, рассчитанные на основе издержек без явного учета рыночных факторов, называют ценами, исходящими из издержек. Можно выделить три типа таких цен (тарифов), каждый из которых отвечает конкретным целям по покрытию издержек и рентабельности.

Предельный тариф Рп соответствует переменным издержкам, т.е. ведет к нулевой предельной прибыли:

Предельный тариф = Переменные издержки.

Переменные издержки – это абсолютная нижняя граница тарифа, ниже которой фирма не может опуститься.

Технический тариф (тариф безубыточности) соответствует постоянным и переменным издержкам. При принятой гипотезе материалопотока

или

(9.22)

где Q – материалопоток, соответствующий различным гипотезам; – переменные расходы; – постоянные расходы.

Обычно технический тариф обеспечивает полное покрытие расходов в расчете на конкретный объем материалопотока и неприменим к другим объемам.

Целевой тариф устанавливается введением некоторой надбавки к техническому тарифу , определяемой обычно относительно инвестированного капитала К. Целевой тариф также исходит из гипотез материалопотока

(9.23)

где р – уровень отдачи на капитал (ожидаемая рентабельность).