Лекция II. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате изучения данного раздела студент должен:

знать

• принципы и методы анализа инновационной деятельности;

• основные источники финансирования инновационной деятельности и их особенности;

• особенности оценки инновационной деятельности;

уметь

• проводить анализ инновационной деятельности;

• оценивать эффективность инновационной деятельности;

• рассчитывать эффективность инновационных проектов;

владеть

• методами экономического анализа инновационной деятельности;

• методами управления рисками инновационной деятельности;

• методами оценки стоимости и эффективности инновационной деятельности и инновационных проектов.

Лекция 4. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Базовые положения реализации системного подхода при анализе инновационной деятельности

Современная инновационная экономика – это экономика, развивающаяся на паритетном использовании новых знаний и инновационных продуктов, готовности к их практической реализации в разных сферах деятельности. Фактор глобализации усиливает процесс взаимодействия национальных экономик. Возрастающая роль синтеза знаний и интеллектуальных ресурсов в инновационном обществе создает предпосылки к усилению системных взаимодействий между природными, социальными и экономическими явлениями в обществе на основе углубления процессов интеграции. Данные факторы часто приводят к появлению тех или иных проблем, которые не могут быть решены в рамках только одной предметной области знаний, так как имеют причинно-следственные взаимосвязи и системный характер. В этом случае необходимо применять методологию системных исследований или системный подход.

Инновационная деятельность, как уже отмечалось, имеет сложную структуру, включающую целую цепочку взаимосвязанных процессов, которые образуют единую динамическую систему. Динамическая система – это, прежде всего, система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее элементов, а также связей между ними при сохранении функциональной направленности и целостности образования. По мнению ученых – специалистов в системном анализе (Л. фон Берталанфи, И. Н. Блауберг, Э. Г. Юдин), именно вид и тип связей между элементами в системе во многом определяют состояние и поведение как самих элементов, так и системы в целом.

Инновационная деятельность и как процесс, и как результат всегда обладает свойствами коммуникативности, т.е. без организации системных связей между этапами ее реализации она не может существовать и реализоваться. Поэтому анализ этого специфического вида деятельности в качестве системы должен производиться в рамках системного анализа или, как принято говорить, с позиций системного подхода.

Системный подход – это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение любых объектов в качестве систем в целостности выявленных в нем многообразных типов связей[1].

Понятие "системный подход" раскрывается в содержании понятия "системные исследования", т.е. рассматривает любой объект реального мира в качестве системы и исследует его на основе системных представлений и выявления всех многообразных типов связей между его частями (элементами) и сведения их в единую теоретическую картину.

В понятие "системные исследования" принято включать процесс познания об объекте исследования на основе фундаментальных или прикладных научных знаний, так и процесс проектирования или создания новой системы (новаций). Поэтому исследования объекта в качестве системы всегда имеют два взаимодополняющих элемента – объективный и субъективный взгляды. Объективный взгляд формируется на базе научной методологии системных исследований. Субъективный взгляд выражается в творческом подходе применения всего научного инструментария исследования, т.е. принципов и методов системного анализа.

Системная методология является фундаментальной основой для исследования систем любой природы как совокупности познавательных средств, методов и приемов, используемых в исследованиях на межпредметном уровне и формировании системного мировоззрения.

При исследовании социально-экономических явлений в качестве системы (в том числе инновационной деятельности) необходимо учитывать основные принципы системного подхода.

1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. Этот принцип реализуется в общесистемной закономерности взаимодействия части и целого[2]. Свойство целостности системы позволяет сохранять ей свою организационную форму и определять взаимосвязь между целью, средствами ее достижения (ресурсами) и результатами.

2. Дискретность, деление системы на функциональные элементы и определение характера связей между ними. Принцип дискретности лежит в основе исследования любого объекта в качестве целостной системы и определяет закономерность функционирования системы и ее элементов.

3. Иерархичность строения, т.е. наличие множества элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа осуществляется при организации системы управления и подчиняется закономерности иерархической упорядоченности систем. Любая организация может быть представлена как взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой.

4. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры и системы ее управления. Принцип структуризации проявляется в закономерности возрастания и убывания энтропии, которые раскрывают механизм функционирования системы в рамках определенной структуры (жесткой, гибкой).

Понятие "энтропия" (от греч. in – в и trope – поворот, превращение) играет важную роль в системном анализе и связано с определением обратимых и необратимых процессов системы в результате нелинейного развития ее элементов под воздействием случайных факторов.

5. Моделирование, позволяющее использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом. Моделирование является определяющим средством реализации принципа адекватности систем (теория систем), и универсальным средством описания систем их аналогом. Именно на моделях мы изучаем и исследуем все явления и процессы реального мира.

Определяющим фактором проведения системных исследований инновационной деятельности является формирование системного и инновационного мышления. Эти понятия имеют объективную логическую взаимосвязь. Такая связь объясняется тем, что поиск новаций (новых идей) требует достаточно широкой профессиональной эрудиции и умения синтезировать знания из разных областей наук, т.е. практически использовать методы системного анализа и синтеза знаний.

Под системным мышлением подразумевается способность человека к синтетическому восприятию объектов реального мира в качестве систем и осознанному пониманию многообразия информации, сводимой к целостной картине мира.

Под инновационным мышлением следует понимать способность человека (предпринимателя) к профессиональному творческому и креативному синтезу научных знаний, восприимчивость к новым идеям, умение создавать на их базе высокоэффективные технологии и конкурентоспособные продукты. Способность к творческому мышлению, по мнению многих исследователей, – это способность видеть явления, ситуации, предметы в новом свете, находить необычные решения проблем. Креативное мышление, в отличие от шаблонного мышления, предполагает отказ от привычного взгляда на явления и предметы, порождает оригинальные решения поставленных задач.

Инновационное мышление направлено на поиск новых методов решения возникающих проблем, связанных с инновациями. В современной экономике такие решения нужно искать не только в рамках одной науки, а, как правило, в рамках междисциплинарных (комплексных) исследований на основе системной методологии.

Системное и инновационное мышление сформировалось на основе теории систем. Системный подход – это реализация основных положений теории систем в качестве универсальных принципов, закономерностей и законов систем.

Реализация системного подхода основана на универсальном постулате теории систем, который гласит: "Любой объект есть объект-система и любой объект-система принадлежит хотя бы одной системе объектов одного и того же рода". Поскольку в этой теории под "объектом" понимается любой предмет или явление объективной или субъективной реальности, то данное положение позволяет устанавливать единство между объектами, внешне мало схожими друг с другом.

Рассмотрим фундаментальные положения системных теорий, в рамках которых сформировался системный анализ. Их изучение даст возможность современным специалистам:

• во-первых, сформировать системное мышление, которое необходимо для инновационной деятельности;

• во-вторых, изучить основные закономерности и законы систем, которые необходимы для эффективной реализации инновационной деятельности;

• в-третьих, получить практические навыки использования методов системного анализа инновационной деятельности.

Теоретический базис системных исследований создали такие ученые, как: А. А. Богданов, Н. Винер, Л. фон Берталанфи, И. В. Блауберг, М. Месаревич, А. И. Уемов, Ю. А. Урманцев, В. Н. Садовский, Ю. И Черняк, У. Эшби и др. Изучение их трудов дает обширное поле деятельности для новаторов и инноваторов, так как позволяет им расширить свой интеллектуальный горизонт в области создания инноваций, организации инновационной деятельности и получения инновационных продуктов. В данном разделе мы дадим лишь общее представление об их научном наследии, которое сыграло фундаментальную роль в формировании и развитии системного подхода.

В 1913–1928 гг. А. А. Богданов (Малиновский) опубликовал работу под названием "Тектология" – о всеобщей организационной науке, которая в настоящее время становится еще более актуальной для эффективной организации инновационной деятельности. Главная заслуга Богданова заключается в объединении всех человеческих, биологических и физических наук, рассмотрении их в качестве взаимосвязанной системы знаний и поиске организационных принципов, лежащих в основе всех типов систем. Ученый доказал существование единства строения и развития самых различных систем ("комплексов", по его терминологии), независимо от их природы и принадлежности.

Основная идея этой работы заключалась в том, что законы организации жизнедеятельности во всех природных и искусственно создаваемых системах (в том числе экономических) имеют универсальный характер. Важным и наиболее актуальным в его работе является то, что предприятие рассматривается им не как конечное, статичное состояние, а как процесс постоянных преобразований, связанных с непрерывной сменой состояний равновесия в зависимости от влияния разных факторов и их сочетания. Системный и процессный взгляд на организацию сложных систем считается основой инновационного развития.

Ученый Богданов утверждал, что "только активное использование внешней среды обеспечивает сохранность системы". Для обоснования своей системной идеи ученый использовал материал исследования в области естественных и общественных наук, т.е. на межпредметном уровне. "Всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей. Это значит: всякую человеческую деятельность – техническую, общественную, познавательную, художественную – можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения" – с этих слов начинается его фундаментальная работа[3].

Он опередил работы Н. Винера и Л. фон Берталанфи более чем на 30 лет и справедливо считается автором первого варианта общей теории систем и предшественником кибернетики.

В 1930–1940-е гг. Тадеуш Котарбинский при исследовании управленческих проблем стал применять системный подход, на основе развития отдельных аспектов праксиологии. Праксиология изучает человеческую деятельность, реализацию человеческих ценностей; оценивает, насколько действия являются эффективными. Сам термин был впервые введен в 1890 г. Альфредом Эспинасом.

Праксиология изначально представляла собой наиболее общую практическую науку и была направлена на улучшение практической деятельности человека с позиций эффективности и рациональности. Иногда ее отождествляют с тектологией, потому что концепция Богданова предполагает, что тектология руководит действиями, в то время как любое действие заключается в организационном акте.

В конце 1940-х гг. Людвиг фон Берталанфи впервые использовал термин "общая теория систем" (ОТС), обосновав универсальные законы систем и введя понятие "открытая система", т.е. та система, которая осуществляет обмен разными ресурсами с внешней средой. Его теория была основана на применении системного подхода к изучению биологических организмов как наиболее рационально организованных. ОТС у Л. фон Берталанфи выступает в двух смыслах. В широком смысле – как основополагающая, фундаментальная наука, охватывающая всю совокупность проблем, связанных с исследованием и проектированием новых систем. В узком смысле – ОТС позволяет из общего определения системы как комплекса взаимодействующих элементов выделить те понятия, которые относятся к организованным целым (взаимодействие, централизация и т.д.), и применить их к анализу конкретных явлений[4]. Прикладная область общей теории систем включает, согласно Л. фон Берталанфи, системотехнику и исследование операций.

В своих работах автор особое внимание уделял исследованию характера связей между элементами в системе. Важным положением в исследовании связей между элементами в целостной системе является то, что они обладают положительными, отрицательными и гармонизированными характеристиками. Такие связи могут оказывать на элементы системы или на всю систему в целом соответственно развивающие, разрушающие или нейтральные воздействия. Поэтому, как утверждал автор, исследование характера связей между элементами в системе, системой и другими системами внешнего окружения позволяет решать многие системные проблемы. Эти положения наиболее актуальны при создании инноваций, которые, по определению Й. Шумпетера, "есть комбинация производственных факторов". Любая новая комбинация факторов или ресурсов создает условия для изменения видов связей между элементами в системе, т.е. создает новые качества.

В 1948 г. Норберт Винер опубликовал свой знаменитый труд "Кибернетика", в котором провозгласил единство принципов управления в биологических, социальных и технических системах. Впервые было показано, что процесс управления с самой общей точки зрения можно рассматривать как процесс накопления, передачи и преобразования информации. Само же управление можно отобразить с помощью определенной последовательности действий (алгоритмов), посредством которых осуществляется достижение поставленной цели.

Н. Винер сформулировал законы информационного взаимодействия элементов в процессе управления системой. Практической реализацией информационных идей управления стало развитие компьютерной техники и современных методов информационного моделирования систем[5]. Автор утверждал, что в основе управления любой системой лежат информация и умение использовать ее в процессе принятия управленческих решений. В XXI в. мы стали осознавать и понимать объективность данного утверждения, так как современное общество немыслимо без информации и информационных технологий, а инновации и инновационная деятельность основаны на информационных базах и информационных технологиях.

На основе кибернетических идей была сформулирована теория функциональных систем, разработанная П. К. Анохиным, рассматривающая деятельность организма в целом, как единую систему. Согласно теории функциональных систем центральным системообразующим фактором каждой функциональной системы является результат ее деятельности. Анализ истинных закономерностей функционирования системы раскрывает механизм "содействия" элементов целого, т.е. система обладает свойством эмерджентности.

Под эмерджентостью (от лат. emergere – появляться, возникать) понимается свойство системы к скачкообразному развитию и переходу к новому качеству[6].

Проявление свойства эмерджентности является основой для создания любой целостной системы. Особенно это важно при создании инноваций. Это проявление общесистемной закономерности взаимодействия части и целого при исследовании любого объекта в качестве системы. Принцип эмерджентности систем является проявлением диалектического закона перехода количества в новое качество. Объединение элементов (ресурсов) в систему придает ей новые качественные свойства. Чем сложнее система (большое количество элементов и связей между ними), тем более вероятным становится получения системного (синергетического) эффекта от взаимодействия ее элементов.

Синергетический эффект – это результат совместных действий элементов в системе, который превышает сумму эффектов от действия ее отдельных элементов, т.е. целое становится больше, чем сумма его составляющих. При взаимодействии элементов возникают новые качества, которые создаются при постоянном обмене ресурсами (информацией, энергией и веществом) с внешней средой на нелинейной основе.

Синергетика изучает вероятностное (нелинейное) поведение больших, сложных и открытых систем при воздействии на них большого количества внешних и внутренних факторов или их комбинации. Социально-экономические системы относятся к этому классу.

Принцип синергизма позволяет учитывать варианты "реакции" системы на комбинацию различных факторов воздействия, а принцип эмерджентности позволяет учитывать изменение свойств элементов в системе в процессе их взаимодействия.

Например, принцип эмерджентности был использован У. Р. Эшби в кибернетике для определения важного свойства сложной системы: "Чем больше система и чем больше различия в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей"[7]. Указанные различия возникают в результате объединения в структуре системы (частей) определенного числа однородных или разнородных частей (элементов). Этот принцип указывает на возможность несовпадения локальных целей (частных целей отдельных элементов системы) с глобальной (общей) целью системы. Отсюда следует, что в процессе принятия управленческих решений для достижения глобальных результатов возникает необходимость использовать не только анализ, но и синтез частных решений.

Из данной закономерности следует важный практический вывод: невозможно предсказать свойства системы в целом, разбирая и анализируя ее по частям. Поэтому вторым важным свойством систем является целостность, которое лежит в основе теории систем.

Инновационная деятельность нацелена на определенные изменения в социальной или экономической системе, поэтому необходимо понимать и знать основные положения теории систем в качестве фундаментальной методологической основы реализации инноваций.

Теория систем изучает закономерности организации, структурирования, функционирования, поведения и существования любого объекта в качестве системы[8]. Теория систем постоянно развивается, но ее методологической основой стали такие универсальные научные принципы, как:

а) целостность – закон устойчиво-динамичного состояния системы при сохранении внешней формы и содержания в условиях взаимодействия с окружающей средой;

б) дискретность – закон деления целого образования на элементарные частицы (элементы системы);

в) гармония – закон формирования связей при обмене энергией, информацией и веществом между элементами системы и между целой системой и окружающей ее средой;

г) иерархия – закон построения отношений между элементами целого образования (структура управления системой);

д) адекватность – закон соотношения симметрии и диссиметрии в природе как степень соответствия описания реальной системы формальными методами.

Данная система принципов определяет научно-методологическую основу теории систем и системного подхода, которая соответствует фундаментальным законам диалектического развития (законы движения, развития и обмена энергией, информацией и веществом).

Основной научный результат в становлении теории систем – это именно открытие универсальных системных законов.

Первый закон теории систем – это закон функционального развития (эволюции) или закон целостности. Он сформулирован на основе принципа целостности и рассматривается как способность системы претерпевать изменения внутри своей оболочки или окружающей среды, сохраняя самое себя.

Учет этого закона теории систем имеет большое значение в процессе развития инновационной деятельности. Он говорит о том, что новое качество система может приобретать, не только "черпая" ресурсы из внешней среды, но и рационально и эффективно используя варианты сочетания своих внутренних ресурсов, и в первую очередь интеллектуальных.

С практической точки зрения, закон целостности позволяет создавать оптимальную организационную систему с учетом принципа рациональности и эффективного функционального развития.

С точки зрения линейного подхода, закон целостности объясняет материально-физическую сущность эволюционного развития систем. В данном случае развитие системы обусловлено лишь степенью влияния внешних факторов на управление этим развитием (кибернетический принцип). Система рассматривается в качестве "черного ящика", т.е. вход-выход, начальное и конечное состояния. Исследованием внутренних процессов реорганизации элементов в целостной организации пренебрегают, вследствие их достаточной сложности. Такие процессы, как правило, исследуются в рамках предметных наук.

Синергетическая, нелинейная сторона закона целостности заключается в энергоинформационной сущности внутреннего системного потенциала. Внимание акцентируется на происходящих в элементах системы процессах, зависящих от воздействия на них случайного сочетания внутренних и внешних факторов. Эти моменты особенно важны при разработке инновационного проекта.

Линейный и нелинейный подходы лишь дополняют друг друга и должны использоваться совместно для получения нового качества знания о внутреннем ресурсном потенциале, состоянии или поведении системы для инновационного развития и саморазвития.

Второй закон теории систем – это закон функциональной иерархии систем. Он сформулирован на основе принципа иерархии элементов в системе и объясняет целеполагание функционирования данной системы в окружающей среде, ее функционального назначения.

Этот закон объясняет принципы реагирования (положительного, отрицательного, нейтрального) элементов системы и системы в целом на внешние раздражители.

Третий закон теории систем – это закон взаимодействия систем на основе обмена ресурсами (энергия, информация, вещество) между элементами системы и между системой и окружающей средой. Закон обмена в природных системах играет фундаментальную роль и обеспечивает жизнеспособность системы. Закон обмена ресурсами в искусственно создаваемых, организационных системах обеспечивает их жизнедеятельность.

Обменные процессы различными ресурсами между природными, социальными и экономическими системами определяют основной смысл их назначения, существования и жизнедеятельности. Например, экономическая система не может существовать без природных ресурсов.

Системы управления не могут существовать без процессов обмена информацией. Следовательно, закон взаимодействия является фундаментальной основой функционирования, жизнеспособности и управления в системах любой природы.

Представленные выше законы теории систем были сформулированы на основе общесистемных закономерностей, которые определены эмпирически и характеризуют общие свойства систем: целесуществования, целенаправленности и жизнеобеспечения (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Общесистемные закономерности организации, функционирования и развития систем

Изучение общесистемных закономерностей позволяет сформировать системно-инновационное мышление, а также на этой основе проектировать и создавать инновации, широко использовать системный анализ в инновационной деятельности.

Рассмотрим основные свойства систем, проявляемые в общесистемных закономерностях.

Закономерности взаимодействия части и целого характеризуются проявлением целого ряда свойств, присущих системе, которые определяют ее качества, форму и состояние. К этим свойствам относятся:

– эмерджентность – формирование свойства целостности;

– целостность – сохранение системой своей организационной формы при воздействии внешних факторов;

– интегративность – сохранение системой своей организационной формы при воздействии внутренних факторов;

– неаддитивность (от лат. additius – прибавляемый) – свойство целого не зависит от его независимых частей;

– синергизм – мультипликативный эффект от однонаправленных действий элементов, при нелинейном развитии элементов происходит качественное изменение связей и отношений между ними (эффекты от взаимодействия элементов не суммируются, а перемножаются);

– прогрессирующая изоляция – стремление системы к состоянию с более независимыми элементами, такое состояние возникает при делении на подсистемы (увеличению дифференциации функций);

– прогрессирующая систематизация – появление и развитие новых связей между ранее не связанными элементами (подсистемами);

– изоморфизм – сходства элементов одной системы с элементами другой по форме или строению;

– изофункционализм – сходство элементов одной системы с элементами другой по функциям.

Закономерности осуществимости систем связаны с решением проблем проектирования организационно-управленческих систем, которые определяются следующими свойствами и законами:

– эквифинальность – способности системы достигать определенного состояния за счет своих параметров, в независимости от времени и начальных условий;

– закон "необходимого разнообразия" (закон Эшби) – наличие альтернатив состояния, решения, изменения;

– закон потенциальной эффективности – определяет эффективность организации управления исходя из потенциальных возможностей системы и ее жизнеспособности.

Закономерности иерархической упорядоченности проявляются в соподчинении элементов в системе и системы и окружающей среды, которые определяются следующими свойствами:

– иерархичность – представление системы в качестве многоуровневой структуры;

– коммуникативность – свойство элементов и системы осуществлять связи с внешней средой.

Эти закономерности обеспечивают организацию оптимальной и эффективной системы управления системой и процессом обмена ресурсами, как внутри системы, так и с внешней средой.

Закономерности возрастания и убывания энтропии связаны с процессом нелинейного развития элементов в системе при воздействии на них случайных факторов внешней среды. В экономических науках энтропия понимается как мера неопределенности в системе.

Неопределенность в системе – это ситуация, когда полностью или частично отсутствует информация о возможных состояниях системы и внешней среды, когда в системе возможны события, вероятностные характеристики которых неизвестны. Чем сложнее система, тем большее значение приобретает фактор неопределенности в ее развитии[9].

Понятие энтропии – это одно из фундаментальных свойств социальных и экономических систем, отличающихся вероятностным поведением. Энтропию можно рассматривать как меру неопределенности состояния любой вполне упорядоченной системы.

Например, если менеджмент организации запаздывает с принятием решений по тому или иному ключевому вопросу, то энтропия (в данном случае хаос в деятельности компании) возрастает. Под суммарной энтропией понимается количественная мера беспорядка (неопределенности) экономических и бизнес-процессов в организации. Она показывает объем необходимой менеджменту компании информации для описания процесса в данный момент времени.

Закономерность роста и развития систем основана на изменении во времени и в пространстве. Любые изменения в системе имеют количественные и качественные характеристики. Такие изменения могут сопровождаться ростом и развитием.

С системных позиций понятие "рост" – это увеличение числа элементов и размеров системы, а понятие "развитие" предполагает изменение всех процессов системы во времени, выраженных в количественных, качественных и структурных преобразованиях от низшего уровня (простого) к высшему (сложному).

Важным понятием является кризис. Под кризисом понимается резкий, переломный момент в процессе. Кризис всегда возникает на противоречии между желаемым и действительным, между интересами групп и группировок. С точки зрения системного анализа, существенными источниками кризиса являются такие противоречия, как: между отдельной функцией и конечной целью системы, между потребности системы в ресурсном обеспечении и реальностью ее удовлетворения и т.д. Если таких противоречий не существует, то не возникает и самих изменений. Сами изменения направлены на устранение противоречий. Инновационная деятельность направлена на разрешение таких противоречий и решение кризисных ситуаций.