Теория познания
Работа И. Канта, с которой начинается критический период его творчества, посвящена поискам ответа на вопрос: "Что я могу знать?" Рассматривая вопрос о границах и возможностях познания, он обосновывает положение о том, что на уровне теоретического разума человек может знать только то, что является предметом опыта. Все, что не является предметом опыта, человек знать не может, поскольку разум человека при попытках дать ответы на вопросы, выходящие за пределы опыта, неизбежно впадает в противоречия, или антиномии (от греч. antinomia – противоречие в законе).
Антиномичность разума означает, что противоречащие друг другу утверждения могут быть с равным успехом либо оба доказуемы, либо оба не доказуемы, например, идея Бога или идея конечности и бесконечности мира и др. Формулируя и решая антиномии разума, Кант выявил особую категорию всеобщих понятий. Их особенность заключается в том, что они по природе своей не имеют и не могут иметь предметного содержания. Что можно сказать о таком предмете познания, как мир в целом? Ни в каком опыте предмет этого познания не может быть дан: никогда нельзя увидеть бесконечность, нельзя опытно проводить непрерывное деление на части и т.д.
Чистый, или теоретический, разум вырабатывает такие понятия, как "Бог", "мир как целое", "свобода" и др., которые из опыта не выводимы, не имеют предметного аналога, но мыслить которые можно. Разум, произведя понятия, не имеющие предметного содержания, затем истолковывает их как предметные. Например, произведя благодаря разуму понятие Бога, человек затем персонифицирует его, делая похожим на человека. Кант показывает, что когда представляется в качестве предмета то, что предметом не является, тогда и возникают антиномии.
Антиномии разума решаются Кантом путем различения мира явлений и мира вещей в себе.
Вещь в себе – это то, чем предметы познания являются сами по себе, как существующие вне и независимо от нас, от нашего познания, его чувственных и логических форм.
Важнейшей характеристикой вещи в себе является тезис Канта о том, что теоретическое познание возможно только относительно явлений, но не относительно вещей в себе.
Человек познает не вещи в себе, а явления – именно это утверждение И. Канга послужило поводом для обвинения его в агностицизме, т.е. в отрицании познаваемости мира. Эти обвинения несостоятельны, поскольку основаны на подмене содержания кантовских понятий.
И. Кант как подлинный философ понимал, что человек в принципе не может делать вещь в себе прямым объектом познания. Для этого ему нужно было бы оказаться вне себя и встать на какую-то внешнюю и ему, и миру точку зрения, с которой он мог бы обозревать и себя, и мир, что невозможно.
Говоря о непознаваемости вещи в себе, Кант выразил дух теоретического естествознания и науки в целом. Ведь наука начинается с четкого ограничения своего предмета, т.е. с выделения того, что на ее основе можно познать и объяснить и чего познать нельзя.
Прежде чем познавать что-то, нужно выявить условия познания. В качестве условий познания у И. Канта выступают априорные (от лат. apriori – из предшествующего) формы познания, т.е. не зависящие ни от какого опыта, доопытные или, точнее, сверхопытные формы, дающие возможность понять мир. Противоположностью априори является апостериори (лат. a posteriori – от последующего) – знание, полученное из опыта (опытное знание). Понятность мира обеспечивается соответствием мыслительных структур, которыми располагает субъект, связям мира.
Знание представляет собой синтез чувственности и рассудка. Кант определяет чувственность как способность души созерцать предметы, способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок. "Эти две способности, – пишет Кант, – не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание"[1].
Знание никогда не носит хаотический характер, человеческий опыт конструируется на основе априорных форм чувственности и априорных форм рассудка.
Всеобщими и необходимыми формами чувственности у Канта выступают пространство и время, служащие формой организации и систематизации бесчисленных чувственных впечатлений. Без этих форм чувственного восприятия мира человек не мог бы ориентироваться в нем.
Априорными формами рассудка выступают наиболее общие понятия – категории (единства, множества, цельности, причинности и др.), которые представляют собой всеобщую и необходимую форму мыслимости каких бы то ни было предметов, их свойств и отношений.
Человек, познавая мир, конструирует его, строит порядок из хаоса своих чувственных впечатлений, подводит их под общие понятия, создает свою картину мира.
Учение Канта о границах познания было направлено не против науки, а против слепой веры в ее безграничные возможности, в способность решить любую проблему научными методами. Абсолютизация научного знания во времена Канта приводила к тому, что делались попытки "научно" обосновать идею Бога, идею бессмертия души. Великий философ показал несостоятельность такого рода попыток, поскольку "научные" обоснования Бога, свободы, бессмертия души не отвечают требованиям научного доказательства и приводят к антиномиям – высшим проявлениям неопределенности, допускающим альтернативные решения. "Поэтому, – пишет И. Кант, – мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере"[2]. Его критическая философия требовала осознания ограниченности научно достоверного знания, чтобы освободить место для чисто моральной ориентации в мире. Не наука и не религиозная вера, а "моральный закон внутри нас" служит у Канта основанием нравственности.
Этика. "Критика практического разума" отвечала на второй фундаментальный вопрос философии Канта: "Что я должен делать?" Кант вводит различие между теоретическим и практическим разумом. Это различие заключается в следующем. Если чистый, или теоретический, разум "определяет" предмет мысли, то практический разум призван "осуществлять", т.е. производить нравственный предмет и его понятие. Сфера деятельности практического разума – сфера морали.
Как философ Кант осознавал, что мораль нельзя вывести из опыта. История человечества демонстрирует великое многообразие норм поведения, часто не совместимых друг с другом: поступки, рассматриваемые как норма в одном обществе, в другом подвергаются санкциям. Поэтому Кант пошел по другому пути, а именно – обосновать философскими средствами абсолютный характер морали.
Моральное действие, как показал Кант, не относится к миру явлений. Он выявил вневременный, т.е. не зависимый от знания, от развития общества, характер морали. Мораль, по Канту, – основа человеческого существования, то, что делает человека человеком. В сфере нравственности действует вещь в себе, или свободная причинность. Нравственность ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мир устроен разумно, поскольку существует нравственная очевидность. Человек поступает согласно чувству долга не потому, что его что-то принуждает к этому, а потому, что в нем действует какая-то само- принуждающая сила. Человек может совершить моральный поступок и уклоняясь от какого-то действия. Кант считал, что многие вещи способны вызвать удивление и восхищение, однако подлинное уважение вызывает лишь человек, для которого существует невозможное.
В отличие от теоретического разума, который имеет дело с тем, что есть, практический разум имеет дело с тем, что должно быть. Мораль, по Канту, носит императивный характер.
Понятие императивности означает всеобщность и обязательность требований морали: "категорический императив, – пишет он, – есть идея воли каждого существа как воли, устанавливающей всеобщие законы"[3].
Философ дает формулировку того, как до́лжно поступать человеку, стремящемуся приобщиться к подлинно нравственному: "Поступай только согласно такой максиме, руководясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом"[4].
Совершая какой-то поступок, человек ответственен не только за себя, но и за все человечество. Кант полагал, что в своих конкретных нравственных поступках человек должен приподниматься над обыденностью, понимать, что каждый его поступок, в который вовлечены определенные люди, вещи и обстоятельства, так или иначе, отзовется на всем человечестве.
Кант различал социально одобряемые нормы поведения и нормы нравственности. Социально одобряемые нормы поведения носят исторический характер, но далеко не всегда являются реализацией требований нравственности.
Учение И. Канта было направлено на выявление внеисторических и вневременных характеристик морали и адресовано всему человечеству.