Лекция 8. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
После изучения данной главы студент должен:
знать
• предмет и основные проблемы теории познания;
• различие между знанием в узком смысле слова и знанием в широком смысле;
• отличие знания от убеждения и веры;
уметь
• дать определения понятия истины и понятия ценности;
• описать различие между объяснением и пониманием;
• связывать теорию познания с практикой познания;
владеть
• умением анализа конкретных познавательных ситуаций;
• ясными представлениями об особенностях обоснования описаний и оценок;
• способностью проанализировать с теоретико-познавательной точки зрения вставшую проблему.
Задачи теории познания
Теория познания является разделом философии, исследующим природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия достоверности и истинности знания.
Теория познания именуется также гносеологией (от греч. gnosis – знание, logos – слово, понятие) или эпистемологией (от греч. episteme – знание).
Термин "теория познания" появился сравнительно недавно: его впервые ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. В Великобритании, США, Франции и во многих других странах философы, как правило, используют термин "эпистемология", причем обычно говорят не о теории познания в целом, а о каких-то ее направлениях или разделах: натуралистическая эпистемология, эпистемологии науки, социальная эпистемология, эволюционная эпистемология и т.п.
Натуралистическая эпистемология традиционно ориентируется на достижения естественных наук. Доминирующей позицией в ней является гипотетический реализм, предполагающий: гипотетический характер всего нашего познания; наличие независимого от сознания мира, который закономерно структурирован и частично познаваем посредством наших восприятий, мышления и интерсубъективной науки. В рамках натуралистической эпистемологии можно выделить ряд направлений, ориентированных на использование тех или иных моделей, например эволюционную, компьютерную эпистемологию, и др.
Эволюционная эпистемология (К. Лоренц, Р. Ридль, К. Поппер, Д. Кэмблее, Ф. Вукетич и др.) обязана своим возникновением достижениям эволюционной биологии и широко применяет разного рода эволюционные модели.
В отличие от натуралистической социальная эпистемология ориентируется, прежде всего, на социогуманитарное знание, достижения социальных и культурологических дисциплин (Д. Блур, С. Фуллер, Э. Голдман и др.). В задачу социальной эпистемологии входит не только описание познавательного процесса, но и его оценка с точки зрения существующих норм и ценностей, а также выявление социальных аспектов понятий истины и рациональности.
Сознание и познание
Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Направленность сознания на себя есть самосознание. Самосознание (то, что мы называем своим "я") – это атрибут личности, функция ее психики, позволяющая человеку ориентироваться в общественной среде.
Познание – это освоение человеком окружающего мира, в ходе которого вырабатываются новые знания о действительности. В познании выделяют несколько уровней: чувственное познание, мышление, теоретическое и эмпирическое познание, а также выявляют ряд видов: обыденное, художественное, научное. Структура познавательной деятельности включает в себя субъект познания (человека) и объект познания (вещь, предмет, явление).
Познание осуществляется не ради самого познания, а ради той пользы, которую знание способно принести обществу.
Научное познание существует, в конечном счете, для того, чтобы обеспечивать эффективность человеческой практики.
Практика представляет собой материальную, чувственнопредметную деятельность людей. Практика включает цель деятельности, предмет, на который направлена последняя, средства, с помощью которых достигается поставленная цель, и результат деятельности. Практика обычно понимается как систематическая, многократно повторяющаяся деятельность, как объединение такого рода деятельности многих индивидов. Частным случаем практики является приложение разрабатываемой теории к тому фрагменту реальности, который описывается ею. Практика в этом смысле иногда противопоставляется теории.
Философское понятие практики сформировалось относительно поздно. Ему предшествовало понятие разума, взятого со стороны своих практических функций, или практического разума. Согласно Канту, такой разум дает человеку "законы свободы", т.е. моральные принципы, возвышающие его над миром природы. Теоретический разум занят вопросом: "Что я могу знать?", практический разум ставит перед собой вопрос: "Что я должен делать?".
В "Тезисах о Фейербахе" Маркса, опубликованных в 1888 г., практика предстала как конечный критерий истины. Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, говорит Маркс, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос.
Марксизм утверждал, что успешность человеческой практики доказывает согласие наших представлений с объективной природой вещей, но что вместе с тем критерий практики никогда не может, по самой сути дела, подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления.
Идея, что процесс познания не способен сам по себе обеспечить удовлетворительное обоснование открываемых истин и что для этого требуется выход за пределы теории в сферу практической, предметной деятельности, отстаивалась также прагматизмом. Задача мышления – не познание как отражение независимой от мышления реальности, а преодоление сомнения, являющегося помехой для действия (Ч. Пирс), выбор средств, необходимых для достижения цели (У. Джемс) или для решения проблематической ситуации (Д. Дьюи).
Всякий процесс познания неразрывно связан с творчеством, порождающим нечто новое, первоначально возникающим в воображении как образ, требующий воплощения в действительности. Научное познание особенно тесно связано с творчеством: его цель – получение новых знаний о мире.
Творчество представляет собою деятельность, порождающую новые предметы, идеи, ценности и в конечном счете самого человека как творца. Каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда он не просто выполняет свою работу, но стремится внести в нее что-то от себя и в чем-то ее усовершенствовать.
"...И гений – парадоксов друг..." – эти слова А. С. Пушкина хорошо передают мысль, что творчество постоянно порождает парадоксы. В этом, несомненно, проявляется глубинная сущность всякого творчества, начиная с художественного и заканчивая научным и любым иным творчеством. Гениальность – квинтэссенция творчества. И если в творчестве обычного человека парадоксы появляются только периодически, творчество гения представляет собой один непрерывный парадокс. Парадоксы – постоянное, дружеское окружение гения. Парадоксы в творчестве особенно часты на ранних стадиях развития новой области знания или деятельности, когда делаются первые шаги в еще неизученной области и нащупываются самые общие принципы подхода к ней. Парадоксы в этом случае можно рассматривать как наиболее интересный случай из всех неявных, "безвопросных" способов постановки проблем. Парадоксы имманентны самой природе творчества.